Шестой крестовый поход. Шестой крестовый поход (1228–29) 6 крестовый

Шестой крестовый поход (1228 - 1229 гг.) - поход в Святую землю войска крестоносцев под предводительством императора Священной Римской империи Фридриха II.
Возврат Дамьетты мусульманам в результате Пятого крестового похода был тяжелым ударом для папы Гонория III и всего мира.
Между тем громадное движение, которому дал волю папа Иннокентий III, еще не совсем затихло. Самый могущественный из всех, кто принял крест в 1215 году, император Фридрих II еще не исполнил своего обета. Все ждали, что он в скором времени двинется на Восток, и что поэтому в мирном договоре между Алькамилом и крестоносцами принято было условие, что мир может быть нарушен только каким-либо коронованным западным королем, который прибудет на Восток.
Молодой Фридрих II Штауфен принял крест в июле 1215 года по своему собственному желанию. Он был тогда побужден к этому, вероятно, религиозными и политическими соображениями. Незадолго перед тем он присоединил к своему сицилийскому государству немецкую королевскую корону с правом на римскую империю, и с этим он унаследовал все честолюбивые планы своего рода. Его душа была полна «благодарности за Божию милость» и его властительская гордость стремилась идти по пути Фридриха I и Генриха VI как в Европе, так и в Азии.

Поэтому он принес крестоносный обет частью из благочестия, частью, несомненно, из честолюбия, и, если религиозное настроение недолго держалось в его сердце, зато его стремление к распространению императорского могущества на государства Востока оставалось всегда одинаково сильно. 6
В 1220 г. его сын Генрих был избран немецким королем, а сам он был коронован императором.
Папа и кардиналы, которые со времени могущественного Иннокентия более чем когда-либо считали себя настоящими властителями мира, увидели, что такой соперник угрожает им и теснит их, и поэтому с радостью пользовались каждым случаем, чтобы приготовить могущественному государю какое-нибудь унижение.

Потеря Дамьетты прежде всего была виной кардинала Пелагия, следовательно как бы виной самой церкви. Церковь же старалась сделать ответственным за это поражение императора Фридриха II, так как он замедлил вовремя начать поход, и это утверждение, которое, как оно ни было неосновательно, нелегко было опровергнуть...
Теперь же, ради отмщения мусульманам и успеха следующего крестового похода , папа Гонорий даже был готов обратиться за помощью к императору Фридриху II, с которым у него были непростые отношения.
После смерти первой жены Фридрих II в 1225 г. женился на Изабелле, наследнице иерусалимского престола, тем самым выдвинув свои притязания на иерусалимскую корону. Фридрих обязался перед папой в течение двух лет платить жалованье двум тысячам рыцарей и снарядить корабли для переброски в Святую землю еще двух тысяч крестоносцев .
Кроме того, император обещал приготовить 150 кораблей для перевозки крестоносцев в Святую Землю и выдать королю иерусалимскому, патриарху и магистру немецкого ордена 100 тысяч унций золота на войну с неверными...
В марте 1227 г. умирает папа Гонорий, его приемником стал Григорий IX, который уже раньше был по большей части, душою папской политики.
Это был старик за 80 лет, но, несмотря на преклонный возраст, он был исполнен пламенной энергии, кроме того, был родственником Иннокентия III и подобно ему старался всеми силами об утверждении христианской теократии.
В правление этого церковного государя должна была, при первом поводе, быстро разгореться давно грозившая открытая война между папством и императорской властью. 6
В августе 1227 г. в Бриндизи собралось большое войско рыцарей креста для похода на Иерусалим, но разразилась повальная эпидемия малярии.
Крестоносцы стали умирать тысячами, многие от страха возвращались назад.
Однако в начале сентября император отправил в Сирию сильный флот с частью крестоносного войска в 40 тысяч человек под предводительством герцога Генриха Лимбурского и через несколько дней сам последовал за отрядом. Но болезнь не пощадила и самого Фридриха, и его спутника ландграфа Людвига Тюрингенского. Вследствие этого Фридрих должен был вновь высадиться на берег при Отранто и по совету врачей отложил поход до выздоровления. Тогда папа Григорий IX - обвинил императора в вероломстве и отлучил его от церкви.
В окружном послании, извещая весь христианский мир об отлучении императора, папа изложил свой взгляд на вину Фридриха. Этот документ пропитан такой страстностью, что в нем императору приписаны такие поступки, которых никто не мог поставить ему в вину.

В нем говорилось, что Фридрих умышленно довел крестоносцев до голода и заразы под Бриндизи, чтобы не допустить крестового похода , что сама болезнь его – притворство, что он изменник веры Христовой.
Фридрих отнесся к вызову папы с достоинством и сознанием своей правоты. Не прибегая к резкости, он опроверг все обвинения папы и заявил, что поход будет исполнен в следующем году. 4
С этого момента между папой Григорием IX и императором Фридрихом II началась открытая война. Противники стоили друг друга: оба непомерно властолюбивые, неукротимые во мщении, всегда готовые взяться за оружие, равно опасные в словесных спорах и на поле брани. Война обещала быть долгой, жестокой и повергла в отчаяние весь христианский мир...
Григорий торжественно проклял Фридриха в соборе Святого Петра; Фридрих перетянул на свою сторону римское дворянство, которое изгнало папу из Вечного города. Григорий освободил всех подданных от присяги императору; Фридрих изгнал из Неаполитанского королевства тамплиеров и госпитальеров, грабил храмы и отправил войско для опустошения владений папы.
Сарацины, утвердившиеся в Сицилии, призванные под знамена христианского государя, сражались против главы христианской церкви – вся Европа, потрясенная подобным зрелищем, забыла о Крестовом походе ... 7
Лишь на следующий год император смог последовать за своим войском, но теперь уже это вызвало возражения папы, поскольку руководство походом ускользало из его рук. Всему миру он заявил, что государь, отлученный от Церкви, не может возглавлять , ибо он является не более как атаманом шайки разбойников. Фридрих не счел нужным препираться с посланцами папы и отбыл со своим небольшим войском на двадцати галерах, оставив своему наместнику в Сицилии право воевать или мириться с папой.
Положение дел на Востоке было таково, что Фридриху нельзя было ожидать помощи от местных христиан, которым мстительный Григорий IX переслал акт отлучения Фридриха от церкви вместе с запрещением повиноваться его приказаниям, поэтому, вступив на землю Палестины, Фридрих II сразу начал переговоры с султаном Мелик-Камелем.
Он отправил к султану посольство с подарками и предлагал ему сдать христианам Иерусалим без войны. Султан ответил со своей стороны посольством и уверениями в дружбе, хотя уклонился от разрешения вопроса об Иерусалиме. Блестящая образованность Фридриха, его интерес к научным достижениям арабов и знание арабского языка льстили мусульманам.
Начались переговоры, проходившие в сложной обстановке: мусульмане подозревали своего султана, христиане – своего императора. Вскоре взаимные подозрения усилились настолько, что Мелик-Камель скорее бы обрел пощаду у христиан, чем у мусульман. Обнаружилось и прямое предательство: однажды, когда император отправился купаться в водах Иордана, тамплиеры уведомили об этом Мелик-Камеля, посоветовав, как лучше захватить неосторожного монарха; султан Каирский переслал письмо это Фридриху...
С большим трудом победив упорство патриарха Иерусалимского и магистров рыцарских орденов, которые ссылались на акт отлучения Фридриха от церкви, Фридрих стал издавать приказы «во имя Бога и христианства» и тем побудил присоединиться к нему колеблющихся.
Первая цель Фридриха была укрепить Яффу и сделать в ней укрепленный лагерь для действий против Иерусалима. Занимаясь приготовлениями к походу в Иерусалим, Фридрих продолжал обмениваться посольствами с султаном и достиг того, что в феврале 1229 г. был заключено десятилетнее перемирие, на время которого мусульмане уступали христианам город Иерусалим с правом владеть им как своей собственностью, за исключением той части, где находится мечеть Омара; в эту последнюю остается свободный доступ для мусульман.
Кроме Иерусалима султан уступал христианам Вифлеем, Назарет, Торон и весь путь от Иерусалима к Яффе и Акре. Взамен Фридрих давал обещание защищать султана от всех его врагов, хотя бы то были и христиане, и не допускать, чтобы князья Антиохии, Триполи и других сирийских городов нападали на султана. 4
Единомышленники папы Григория IX, патриарх иерусалимский Герольд, иоанниты и тамплиеры с крайним раздражением отнеслись к этому акту. Ведь император вел с мусульманами переговоры, вместо того, чтобы с ними драться; он не только дружелюбно принял послов Мелик-Камеля, но, искусно пользуясь своими богатыми познаниями, вольнодумно диспутировал с ними о метафизических проблемах и дерзко высказал в смелых, шутливых и насмешливых речах свой религиозный индифферентизм.
Кроме того, хотя мир возвращал христианству священные места, но большая часть Иерусалимского государства все-таки оставалась в руках язычников, а оборонительный союз с Мелик-Камелем обязывал императора давать подкрепление против своих собственных единоверцев.
В храме Гроба Господня 18 марта 1229 г. Фридрих, отлученный от церкви, сам возложил на себя иерусалимскую корону.
Но Фридрих не мог долго оставаться в Иерусалиме, который оглашался проклятиями в его адрес, и вернулся в Птолемаиду (Палестина), где, впрочем, также нашел непокорных подданных, поскольку патриарх и духовенство наложили на город интердикт на все время пребывания в нем императора; уже не раздавалось ни звона колоколов, ни церковного песнопения, печальное безмолвие царило повсюду.
По необходимости Фридрих вступил в мирные переговоры с жителями Птолемаиды, но они не дали положительных результатов и лишь ожесточили императора: он повелел запереть городские ворота, запретил подвоз хлеба, изгнал тамплиеров и выпорол нескольких непокорных монахов-доминиканцев. Естественно, что и в Птолемаиде Фридрих чувствовал себя неуютно...
В связи с получением из Италии известия, что папа освободил итальянцев от присяги императору и ввел войска в Сицилийское королевство, он вынужден был оставить Палестину и 1 мая отплыл из Аккона назад, в Южную Италию.
Высадившись в Бриндизи, он скоро возвратил к повиновению отложившиеся от него города и затем нанес несколько поражений папским отрядам. Несмотря на новые отлучения и на призыв бороться против врага веры и церкви, папа не получил подкреплений, и голос его не возбуждал ревности в Европе. Ему пришлось подчиниться...
23 июня 1230 г. был заключен мир в Сан-Джермано, по которому Григорий IX освобождал Фридриха от церковного отлучения и признавал его заслуги в деле крестового похода . Со своей стороны император отказался от своих завоеваний в римской области и предоставил духовенству сицилийского королевства свободу выборов на епископские кафедры. 4
Император Фридрих II сумел достичь немногого, а главное - ему не удалось решить проблему с Кипром. Он намеревался включить Кипр в свое Сицилийское королевство - этот остров был важным опорным пунктом по пути на Ближний Восток, но кипрские бароны выступили против его планов.
Впрочем, Фридрих был более озабочен тем, чтобы снова быть принятым в лоно церкви, а потому воплотить в жизнь все свои честолюбивые замыслы ему так и не удалось. 2
Фридрих достиг цели на Святой земле не войной, а дипломатией: ему удалось заключить договор с мусульманами, но завоевания Фридриха II оказались временным успехом.
После отъезда Фридриха из Палестины сейчас же обнаружилось, что созданный им на Востоке порядок не мог считаться обеспеченным. Прежде всего, христиане не могли спокойно владеть Иерусалимом, со всех сторон окруженным мусульманами, которые нередко нападали на европейских пилигримов, врывались в Иерусалим и ставили в большое затруднение христиан. Требовалась помощь извне, чтобы удержать Святые места.


Затем среди сирийских христиан начались новые раздоры, которые частью имели своим основанием ряд мероприятий, по необходимости поспешных, какими Фридрих желал утвердить свою власть на Востоке. Так, в качестве иерусалимского короля император должен был оберегать интересы своего наследника Конрада, рожденного от Изабеллы, а между тем к иерусалимскому наследству предъявила притязания Алиса, мать Кипрского короля Генриха и внучка прежнего иерусалимского короля Амальриха.
Более серьезным соперником Фридриха выступил Иоанн Ибелин, владетель Бейрута, который имел сильных приверженцев среди местного дворянства и духовенства и явился в их глазах освободителем Востока от тирании Фридриха.
Назначенные Фридрихом в Кипре и Иерусалимском королевстве наместники подверглись гонениям и притеснениям; против них призван был Иоанн Ибелин, который лишил их власти и начал вводить на Востоке новую систему управления.
В 1231 г. Фридрих собирался послать в Иерусалим военный отряд для восстановления своих прав, но это вызвало сопротивление в среде баронов и духовенства как в Иерусалиме, так и на Кипре. Правда, благодаря миру с папой, император имел на своей стороне авторитет церковной власти, и достиг того, что церковь Гроба Господня была открыта для богослужения, иерусалимское духовенство подчинилось его распоряжениям, а Конрад был признан наследником иерусалимского престола, но в общем состояние дел на Востоке было далеко не утешительное и не соответствовало тем громадным жертвам, которые понесены были европейским миром.
Чтобы удержать Иерусалим в руках христиан, требовались еще новые жертвы... 4
В течение ближайших 15 лет Иерусалимское королевство было полно войн и грабежей. Наконец, в 1244 году армия туркменских всадников, призванных султаном Эюбом из Хорезма, взяла Иерусалим и истребила христианское войско близ Газы.
Растущая разобщенность христиан в Святой земле позволяла возрожденному Египетскому султанату уничтожать один оплот франков за другим...

Источники информации:
1. «Крестовые походы » (журнал «Древо познания» № 21/ 2002 г.)
2. Вазоль М. «Крестоносцы »
3. сайт Википедия
4. Успенский Ф. «История крестовых походов »
5. Мишо Ж. «История крестовых походов »
6. Куглер Б. «История

К рестоносцы Пятого похода заключили в 1221 г. с египетским султаном аль-Камилем (имя: Насир ад-Дин Мухаммад ибн Ахмад, титул: Султан аль-Малик аль-Камиль I) мир, по которому получили свободное отступление, но обязались очистить Дамьетту и вообще Египет.

Между тем на Иоланте, дочери Марии Иерусалимской и Иоанна Бриеннского, женился Фридрих II Гогенштауфен. Он обязался перед папой начать крестовый поход.

Фридрих в августе 1227 г. действительно отправил в Сирию флот с герцогом Генрихом Лимбургским во главе; в сентябре он отплыл и сам, но должен был вскоре вернуться на берег, вследствие серьёзной болезни. Принявший участие в этом крестовом походе ландграф Людвиг Тюрингенский умер почти тотчас после высадки в Отранто.

Папа Григорий IX не принял в уважение объяснений Фридриха и произнес над ним отлучение за то, что он не исполнил в назначенный срок своего обета.

Началась крайне вредная для интересов борьба между императором и папой. В июне 1228 г. Фридрих наконец отплыл в Сирию, но это не примирило с ним папу: Григорий говорил, что Фридрих (все ещё отлученный) едет в Святую землю не как крестоносец, а как пират.

В Святой земле Фридрих восстановил укрепления и в феврале 1229 г. заключил договор с Аль-Камилем: султан уступил ему , и некоторые другие места, за что император обязался помогать Аль-Камилю против его врагов.

Chris 73 , Public Domain

В марте 1229 г. Фридрих вступил в Иерусалим, а в мае отплыл из Святой земли. После удаления Фридриха его враги стали стремиться к ослаблению власти Гогенштауфенов как на Кипре, бывшем со времен императора Генриха VI леном империи, так и в Сирии. Эти раздоры очень невыгодно отражались на ходе борьбы христиан с мусульманами. Облегчение крестоносцам принесли лишь раздоры наследников Аль-Камиля, умершего в 1238 г.

Осенью 1239 г. в прибыли Тибо Наваррский, герцог Гуго Бургундский, герцог Пьер Бретонский, Амальрих Монфортский и другие.

И теперь крестоносцы действовали несогласно и опрометчиво и потерпели поражение; Амальрих был взят в плен. Иерусалим снова попал на некоторое время в руки одного властителя.

Союз крестоносцев с эмиром Измаилом Дамасским привел к войне их с египтянами, которые разбили их при . После этого многие крестоносцы покинули Святую землю.

Прибывшему в Святую землю в 1240 г. графу Ричарду Корнваллийскому (брат английского короля Генриха III) удалось заключить выгодный мир с айюбидским султаном аль-Маликас-Салих II) правителем Египета.

Между тем раздоры среди христиан продолжались; бароны, враждебные Гогенштауфенам передали власть над Алисе Кипрской, тогда как законным королем был сын Фридриха II, Конрад. После смерти Алисы власть перешла к её сыну, Генриху Кипрскому.

Новый союз христиан с мусульманскими врагами Айюбидов привел к тому, что те призвал к себе на помощь турок-хорезмийцев, которые взяли в сентябре 1244 г. незадолго перед тем возвращенный христианам Иерусалим и страшно опустошили его. С тех пор святой город был навсегда потерян для крестоносцев.

После нового поражения христиан и их союзников Айюбиды взяли Дамаск и Аскалон. Антиохийцы и армяне должны были в то же время обязаться платить дань монголам.

На Западе крестоносное рвение остывало, вследствие неудачного исхода последних походов и вследствие образа действия пап, которые тратили на борьбу с Гогенштауфенами деньги, собранные на крестовые походы, и заявляли, что помощью Святому Престолу против императора можно освободиться от данного раньше обета идти в Святую землю.

Впрочем, проповедь крестового похода в продолжалась по-прежнему и привела к 7-му крестовому походу.

Крестовые походы Нестеров Вадим

Шестой крестовый поход (1228–1229)

Шестой крестовый поход

Он проходил под руководством германского императора и сицилийского короля Фридриха II Гогенштауфена. Фридрих был одним из образованнейших государей своего времени: владел греческим, латинским, французским, итальянским, немецким и арабским языками, интересовался естественными науками и медициной. Всю жизнь он собирал книги на разных языках и оставил после себя очень большую библиотеку.

Приняв крест еще в 1215 г., Фридрих в 1227 г. вышел в море в направлении Святой земли, но был вынужден вернуться из-за начавшейся в войсках эпидемии, и тогда папа отлучил его от церкви. В 1228 г. король все же добрался до Палестины, где действовал путем не военных столкновений, а дипломатии, причем добился значительных успехов с помощью переговоров. В обмен на обещание военной помощи аль-Камилю он, по Яффскому соглашению, заключенному 11 февраля 1229 г., получил Иерусалим.

Людовик IX во главе крестоносцев. Источник: Гийом де Сен-Патю, «Житие Людовика Святого»

Соглашение учитывало взаимные интересы: мечети Омара и аль-Акса оставались у мусульман, а храм Гроба Господня возвращался христианам. Исполнив обет – вступив в Иерусалим, Фридрих отплыл на родину. Однако уже при наследниках аль-Камиля соглашение было нарушено, и в 1244 г. Иерусалим вновь попал под власть мусульман.

Попытки возвращения христианам святых мест продолжал французский король Людовик IX Святой, организовавший Седьмой (1248–1254) и Восьмой (1270) крестовый походы.

Из книги Полная история ислама и арабских завоеваний в одной книге автора Попов Александр

Германский Крестовый поход и Поход дворян В мае 1096 года германская армия численностью около 10 000 человек, возглавляемая мелким французским рыцарем Готье Нищим, графом Эмихо Лейнингенским и рыцарем Фолькмаром, устроила вместе с крестьянами-крестоносцами массовую резню

Из книги История Крестовых походов автора Монусова Екатерина

«Царь пагубы» Шестой крестовый поход 1228–1229 В этом походе не случилось сколько-нибудь значительных сражений. Однако по своим итогам шестой стал одним из самых успешных европейских крестовых воинских вылазок на Восток. А интересен он более всего витиевато закрученной

Из книги Крестовые походы. Под сенью креста автора Доманин Александр Анатольевич

II. Третий крестовый поход Ричард I Львиное Сердце (Из «Хроники Амбруаза») ...Французский король собрался в путь, и я могу сказать, что при отъезде он получил больше проклятий, чем благословений... А Ричард, который не забывал Бога, собрал войско... нагрузил метательные

автора Успенский Федор Иванович

7. Шестой Крестовый Поход Заключенный между Фридрихом II и египетским султаном мир на десять с лишком лет обеспечивал спокойствие на Востоке. Хотя папа признал со своей стороны акт договора, но не переставал питать надежду на возбуждение нового крестового похода и

Из книги История Средних веков автора Нефедов Сергей Александрович

КРЕСТОВЫЙ ПОХОД Мечи обнажив, рыскают франки по городу, Они никого не щадят, даже тех, кто молит пощады… Хроника Фульхерия Шартрского. Римский папа поручил всем монахам и священникам проповедовать крестовый поход для освобождения Гроба Господня в Иерусалиме. Епископы

Из книги Краткая история евреев автора Дубнов Семен Маркович

16. Третий крестовый поход В 1187 г. египетский султан Саладин (12) отнял у христиан Иерусалим и положил конец существованию Иерусалимского королевства. Следствием этого был третий крестовый поход в Святую Землю, в котором участвовали германский император Фридрих

автора

2. 1-й КРЕСТОВЫЙ ПОХОД Столкновения между римскими папами и императорами продолжались на протяжении десятилетий, поэтому крестоносное движение, организованное по инициативе папы, первоначально не нашло большого отклика в германских землях. Император и вельможи его

Из книги История военно-монашеских орденов Европы автора Акунов Вольфганг Викторович

8. КРЕСТОВЫЙ ПОХОД ИМПЕРАТОРА ФРИДРИХА II ГОГЕНШТАУФЕНА (1228–1229 гг.) Наряду с Фридрихом I Барбароссой его внучатый племянник Фридрих II (1212–1250 гг.), основатель Неаполитанского университета (1224 г.), был самым известным римско-германским императором из дома Гогенштауфенов

Из книги История Крестовых походов автора

Поход рыцарства, или собственно Первый крестовый поход Историки традиционно отсчитывают начало Первого крестового похода с отправления в путь рыцарского войска летом 1096 г. Впрочем, в состав этого войска входило также немалое количество простонародья, священники,

Из книги История Крестовых походов автора Харитонович Дмитрий Эдуардович

Глава 9 Шестой крестовый поход (1227–1229 гг.)

Из книги Священная Римская империя: эпоха становления автора Бульст-Тиле Мария Луиза

Глава 43 КОНСТАНЦСКИЙ МИР И ШЕСТОЙ ИТАЛЬЯНСКИЙ ПОХОД После падения Генриха Льва император находился на вершине своего могущества. Авторитет, которым императорская власть Штауфенов в то время пользовалась далеко за пределами Германии, ярко продемонстрировало придворное

Из книги Крестовые походы. Том 2 автора Грановский Александр Владимирович

Из книги Эпоха Куликовской битвы автора Быков Александр Владимирович

КРЕСТОВЫЙ ПОХОД А в это время на юге набирала силу Турецкая держава. Была подчинена Македония и Болгария. В 1394 году турецкий султан задумал нападение и на самую столицу Византии. Первым шагом к этому была блокада Константинополя. В течение семи лет турки блокировали

Из книги Клан Гамбино. Новое поколение мафии автора Винокур Борис

Крестовый поход До того как Рудольф Джулиани прибыл в Нью-Йорк, он много лет работал в Вашингтоне, занимая высокие должности в департаменте юстиции США. Карьера выпускника юридического факультета Нью-Йоркского университета шла успешно, продвигая его по карьерной

Из книги Божии дворяне автора Акунов Вольфганг Викторович

Крестовый поход Императора Фридриха II Гогенштауфена (1228-1229 гг.) Наряду с Фридрихом I Барбароссой, Фридрих II (1212-1250 гг.) был самым известным римско-германским Императором из дома Гогенштауфенов, память о котором, расцвеченная многочисленными легендами, сохранилась

Из книги Тамплиеры и ассассины: Стражи небесных тайн автора Вассерман Джеймс

Глава XXI Шестой крестовый поход и битва при Ла-Форби Предводителем Шестого крестового похода, начавшегося в 1228 году, был Фридрих II. Это был интересный, неординарный человек: он бегло говорил на шести языках, включая арабский. Мусульмане любили и уважали его по следующим

Который не исполнил обета идти на освобождение Святой Земли, данного им на своей коронации в Ахене (1215 г.) и откладывал выступление туда с года на год. Однако Фридрих принял титул короля иерусалимского (хотя действительный король, Иоанн, был его тестем) и немедленно отправил в Палестину епископа Амальери для принятия присяги от иерусалимских баронов.

В 1227 г. огромная масса крестоносцев (из одной Англии около 60 тысяч человек) собралась на юге Италии, в Апулии, чтобы выступить в Шестой Крестовый поход. Крестоносцы ждали лишь императора. Скопление столь значительного числа людей, большей частью непривычных к жаркому климату, повлекло за собою страшное развитие чумы, от которой весьма многие погибли, а другие бежали домой. Вследствие этого, Фридрих, прибыв в августе 1227 г. в Бриндизи, нашел крестоносное войско уже значительно ослабленным. Крестоносцы были немедленно посажены на суда и отплыли, а за ними 8 сентября тронулся и император, но через 6 суток он снова вернулся в гавань Бриндизи. В немедленно отправленном папе донесении Фридрих объяснил свое возвращение болезнью и противными ветрами. Но папа Григорий IX , крайне рассерженный и не веривший в действительность болезни императора, 17 ноября 1227 г. публично отлучил его от церкви.

Император, однако, обратил на это отлучение очень мало внимания. Он не оставил своего намерения отправиться в Святую Землю, тем более, что тогдашняя политическая обстановка на Востоке весьма благоприятствовала делу освобождения Гроба Господня. Сыновья султана Мелик-Адиля, незадолго до этого сплотившиеся ввиду опасности, грозившей Египту, теперь снова стали враждовать между собою. Один из них, египетский султан Мелик-Камиль, обратился даже к Фридриху, прося у него помощи против своих братьев и обещая за это Иерусалим. Большая часть прежних крестоносцев уже рассеялась. Фридриху II пришлось искать новых, а этому всячески противодействовал Григорий IX, ясно доказывая тем, что он свои личные интересы ставил выше святого дела освобождения Гроба Господня. Вследствие этого Фридрих, при всей своей энергии, мог собрать весьма незначительное число крестоносцев, с которыми и отплыл в Шестой Крестовый поход на 40 галерах в августе 1228 г. из Бриндизи.

7 сентября 1228 г. Фридрих прибыл в гавань Акры и был торжественно встречен патриархом и народом. Но вслед за ним приехали в Палестину посланцы от папы и обнародовали тяготевшее над императором отлучение. Тогда духовенство и вообще палестинское население стало относиться к императору враждебно. Узнав о прибытии Фридриха, султан Мелик-Камиль отправил к нему послов с богатыми подарками и сам направился с армией в Палестину, имея целью захватить Дамаск, владетель которого только что умер. Император немедленно вступил с Камилем в переговоры об уступке христианам Иерусалима. Но переговоры шли не так успешно, как можно было ожидать: Камиль, видимо, испугался возможности слишком тесного вмешательства германского императора в дела Востока.

Фридрих II и султан Камиль. Миниатюра XIV века

Тогда Фридрих, желая скрыть затянувшиеся переговоры (это могло скомпрометировать его в глазах христиан), одобрил намерение крестоносцев укрепить бывшие в их руках города, а также овладеть городом Яффой (Иоппией), весьма важным, как ближайший к Иерусалиму порт. Захват Яффы тем более входил в планы императора, что обладание этим городом приближало его к египетскому султану, с которым он вел переговоры. Но, но причине тяготевшего над Фридрихом отлучения, иерусалимские рыцари (тамплиеры и иоанниты ) согласились идти с императором лишь при условии, что все приказания будут исходить не от имени Фридриха, а во имя Бога и святой церкви. Так как император не согласился на это, ему пришлось двинуться к Яффе лишь с 10 тысячами пехоты (силы, неудовлетворительные и по числу и по составу: отсутствие конницы при противнике, богатом ею). К чести рыцарей, сознание долга и важности дела пересилило в них желание служить интересам папы: они последовали за Фридрихом на некотором расстоянии, так что при необходимости всегда могли поддержать его. Скоро и император, не желая рисковать разделением сил, уступил требованию рыцарей .

15 ноября 1228 г. крестоносцы заняли Яффу и приступили к укреплению этого города. При выступлении к Яффе, участники Шестого Крестового похода взяли с собою продовольствия только на время похода до неё. Остальные припасы они рассчитывали подвезти позднее морем уже во взятый город. Это было крайне неосторожно: Яффы они могли и не взять, тогда не хватило бы продовольствия на обратный путь; кроме того, море, завися от погоды, – крайне неверная коммуникационная линия. И действительно, сильная буря задержала в море флот, везший продовольствие, вследствие чего крестоносцы Шестого похода стали терпеть крайнюю нужду, приписывая свои невзгоды решению следовать за отлученным императором. Многие думали даже оставить ряды армии, но к счастью вскоре ветер стих, и ожидаемый транспорт в Яффу прибыл.

Тем временем переговоры с султаном продолжались. Обе стороны желали мира: император – по причине вражды к нему палестинских христиан (был даже заговор против его жизни) и слухов о нападении войск папы на его европейские владения; Камиль – в виду угрожающего положения, принятого армией нового дамасского султана. Поэтому 18 февраля 1229 г. было заключено перемирие на 10 лет, по которому христиане получили Иерусалим и прочие святые места. Договор этот, несмотря на то, что им без кровопролития достигалась цель Шестого Крестового похода, возмутил всех, и особенно иерусалимского патриарха, без ведома которого он состоялся. Патриарх запретил богослужение в Иерусалиме на время пребывания в нем императора и этим еще увеличил раздоры между христианами.

Королевство Иерусалимское (обозначено жёлтым цветом) после договора 1229

Между тем единство последних было весьма необходимо. Дамасский султан Давид не признал уступки Иерусалима, и важно было воспользоваться раздорами между сарацинами, чтоб окончательно укрепить за собою Святую Землю. Несмотря на непризнание договора, император 17 марта 1229 г. вступил в Иерусалим, где, ввиду отказа патриарха, сам возложил на себя иерусалимскую корону. Возросшая враждебность палестинских христиан к Фридриху заставила его через два дня вернуться в Яффу, но он и здесь был встречен недовольством. Озлобленный император стал жестоко преследовать неприязненное ему духовенство. Вскоре вести из Европы о нападении папы на владения Фридриха заставили его 1 мая 1229 г. отправиться на родину. Отъезжая, он не принял мер для упрочения святых мест за христианами. Этим и окончился Шестой Крестовый поход. Отъезд Фридриха, пользовавшегося большим влиянием на сарацин, благодаря своим хорошим отношениям к султану Камилю, заметно ослабил положение христианской колонии в Святой Земле, которое ухудшалось еще и постоянными раздорами между рыцарскими орденами и императорским наместником.

Шестой Крестовый поход, замечательный по отсутствию боевых столкновений между враждующими сторонами, совершенно незаметен в военном отношении. Гораздо интереснее этот походсо стороны политики: он показал её значение на войне и важность личных отношений между главными вождями (плохие отношения императора и папы вредили делу; хорошие же между императором и султаном, напротив, помогали). Еще важнее то, что Шестой Крестовый походрельефно охарактеризовал отношения между властями папской и императорской. Первая явно склонялась к упадку: даже отлучение от церкви не лишило императора возможности отправиться на Восток. Ещё одним очевидным выводом из событий этого похода стало охлаждение Европы к идее Крестовых походов.

Заключенный между Фридрихом II и египетским султаном мир на десять с лишком лет обеспечивал спокойствие на Востоке. Хотя папа признал со своей стороны акт договора, но не переставал питать надежду на возбуждение нового крестового похода и употреблял все зависящие от него меры к тому, чтобы собирать пожертвования и шевелить мысль о святых местах среди европейских христиан. Вот почему, как только истек срок мира, в 1239 г. во Франции и Англии началось движение, во главе которого стояли король Тибо Наваррский, герцог Гуго Бургундский, графы Монфорский, Бретанский и многие другие. Император оказал содействие французским крестоносцам, а папа, опасаясь, что этот поход послужит только к усилению императорской партии в Иерусалиме, высказался теперь против направления похода на Восток и указал другую цель: поддержание Латинской империи в Константинополе. Таким образом, цель двоилась в зависимости от интересов светской и церковной партий, и предприятие в самом начале обрекалось на неуспех. Одни из крестоносцев остались верны первоначальному плану и отправились в Сирию, другие отделились и подчинились указаниям папы.

Под Акрой французские отряды соединились с иерусалимскими войсками, но между теми и другими не было согласия, а главное, недоставало плана действий. Один отряд выступил без содействия тамплиеров и иоаннитов против мусульман, но при Газе потерпел полное поражение, причем был убит граф Барский и взят в плен граф Монфорский. За этим несчастьем последовало другое. Ободренные легким успехом при Газе, мусульмане решились на смелый шаг. Именно, один из мелких владетелей Сирии, Анназир Дауд, напал на Иерусалим, разрушил в нем укрепления и произвел страшное опустошение в городе. Это могло бы повести к полному уничтожению христианских владений в Палестине, если бы сами мусульманские властители не находились между собой в постоянной войне, которая давала христианам возможность держаться в занятых ими прибрежных местах. Мало помогло им и новое подкрепление из Англии под предводительством графа Ричарда, племянника короля Ричарда Львиное Сердце. Но общее положение представлялось настолько плачевным, что нечего было и думать о больших военных предприятиях. Вследствие чего Ричард отклонил предложение местных христиан вступить в союз с дамасским эмиром против египетского султана и ограничился тем, что занялся укреплением Акры и Яффы и возобновил мирный договор с султаном в феврале 1241 г. Хотя французы и англичане не предприняли на Востоке ничего важного и не изменили там бывшего до них положения дел, но все же возобновленный мирный договор с султаном обеспечивал их от самого серьезного врага. Нужно приписывать исключительно самим сирийским христианам ответственность за ближайшие события, так повредившие им. На Востоке, как и на Западе, борьба светской власти с духовной вызвала резкую вражду и сопровождалась образованием партий. Тамплиеры были озлоблены на иоаннитов и немецких рыцарей и с оружием в руках нападали на их владения. Сторону первых поддерживали венецианцы - самые сильные представители церковной партии. Сторонники римской курии задались целью уничтожить императорскую партию на Востоке и воспользовались для того первым случаем. В 1243 г. Конрад, наследник иерусалимской короны, достигший к тому времени совершеннолетия, потребовал от своих восточных подданных присяги на верность. Но они связались с кипрской королевой Алисой и предложили ей принять под свою власть иерусалимское королевство. Императорская партия, во владении которой был город Тир, не могла оказать сильного сопротивления соединенным войскам рыцарских орденов и венецианцев и вынуждена была сдаться в Тире. Кроме того, противники императорской партии, чтобы противодействовать Фридриху и его союзнику, египетскому султану Эйюбу, заключили союз с султаном Дамаска и эмиром Керака (Анназир Дауд), который недавно отнял у христиан Иерусалим. Правда, этот союз обещал христианам важные выгоды - они вновь получали в свое владение Иерусалим и даже без того ограничения, какое было в договоре Фридриха с Алькамилем, но подобные выгоды оказались призрачными, так как союз с сирийскими мусульманами не мог обеспечить христиан от могущественного египетского султана, имевшего в Сирии и Месопотамии приверженцев. Ближайшим следствием этого необдуманного шага было то, что султан Эйюб нанял себе на службу отряд ховарезмийцев - племени, кочевавшего сначала у Аральского моря и в XIII в. достигшего большой военной славы своими дикими наездами и необузданной храбростью. Ховарезмийцы выставили отряд в 10 тысяч всадников, который неожиданно явился в Палестине, повергая в ужас население и не давая никому пощады. Когда враг приблизился к Иерусалиму, патриарх Роберт ничего другого не мог придумать, как оставить город и спастись в Яффу. Когда остававшиеся в Иерусалиме христиане в страхе бежали из города, между ними вдруг разнесся слух, что на воротах оставленного города развевается христианское знамя. Это была коварная хитрость ховарезмийцев, действительно обманувшая многих. Беглецы возвратились в покинутый ими Иерусалим и здесь были окружены неприятелем, который погубил в этот день до семи тысяч человек, частью в городе, частью в окрестностях его по дороге в Яффу. Завладев Иерусалимом, дикие хищники перерезали в нем всех христиан, разграбили церкви и не пощадили могилы иерусалимских королей. Это случилось в сентябре 1244 г., и с этих пор Иерусалим окончательно и навсегда был потерян для христиан. Когда палестинские христиане опомнились от страшного удара и начали думать о средствах к спасению, ужасная орда ховарезмийцев опустошила Вифлеем и направилась к Газе, где соединилась с войсками египетского султана. Мусульманские союзники христиан, правда, прислали помощь, но рассчитывать на то, что мусульманские отряды будут ревностно сражаться с единоверцами, было бы слишком легкомысленно. Поэтому самым разумным решением в данных обстоятельствах было бы предоставить хищникам незащищенные места и держаться под защитой Аскалонской крепости, пока неприятель перестанет находить добычу в опустошенной стране и не вынужден будет удалиться. Но на совете вождей одержало верх мнение иерусалимского патриарха Роберта, который требовал нападения на войско султана и его союзников. Битва под Газой 18 октября 1244 г., когда христиан покинули их союзники и когда они имели против себя несравненно превосходнейшие силы, обратилось в полное поражение и сопровождалось или избиением, или пленением всего христианского войска. После такой блестящей победы не могло быть сомнения, что сирийский союз, направленный против Египта, распадется. В 1245 г. султан Эйюб взял Дамаск и таким образом вновь восстановил единство мусульманского государства, которое основал Саладин и поддерживали Алькамиль и Аладиль. В 1247 г. он отнял у христиан Аскалон, так что владения их в Палестине ограничивались теперь Акрой и немногими другими приморскими городами. К довершению бедствий в это же самое время Антиохийское княжество сделалось добычей монголов. Ввиду указанных обстоятельств, которые поставили христианские владения на Востоке в крайне стесненное положение и угрожали лишить европейцев и последних укреплений, за которыми они еще держались, не оставалось никакого сомнения, что нельзя обойтись без нового и притом в обширных размерах предпринятого крестового похода. Известия о происшествиях в Святой Земле, своевременно доходившие в Европу, производили крайне удручающее впечатление, а между тем идея нового крестового похода долго не находила искренних приверженцев. В самом деле, Европа, по-видимому, уже утомилась от понесенных ею жертв, а римский папа имел более интереса к европейским событиям, где борьба светской власти с духовной привлекала к себе все его внимание, чем к положению христианского дела в Палестине. Умный и энергичный Иннокентий IV, поощряя проповедь о крестовом походе и собирая для этой цели пожертвования, не раз указывал принявшим крест, что борьба с Гогенштауфенами не менее угодна Богу, что и поход в Святую Землю и спокойно обращал деньги, пожертвованные для крестового похода, на потребности борьбы с императорскими войсками. Нет ничего удивительного, что при таких обстоятельствах трудно было составиться большому походу в Палестину.

В 1248 г. состоялся крестовый поход Людовика IX. Это было предприятие, скорее объясняемое личным характером короля, чем общественным настроением. Приближенные, напротив, всеми мерами пытались охладить аскетический пыл короля и объяснить ему бесполезность новых попыток достигнуть такой цели, которая явно неосуществима, в особенности ввиду того, что прочие христианские страны, занятые внутренней борьбой, холодно относятся к новому походу в Святую Землю. Крестоносное войско Людовик направил к острову Кипр, провел здесь осень 1248 г. и зиму следующего года и без сомнения под влиянием советов кипрского короля и представителей папской партии в Палестине принял роковое решение, бывшее источником неисчислимых бедствий. Именно, невзирая на урок, постигший крестоносцев в 1219 г. в Египте, Людовик решился вновь повторить попытку кардинала Пелагия "схватить быка за рога", то есть напасть на султана в его египетских владениях. Весной 1249 г. Людовик выступил с огромным флотом в море и пристал к устьям Нила, растеряв в дороге вследствие морских бурь значительную часть кораблей. Высадка последовала там же, где в 1218 г. пристали крестоносцы Пятого похода, то есть близ Дамиэтты. Султан Эйюб лежал больной в Мансуре и потому на первых порах Людовика радовали неожиданные успехи. Так Дамиэтта была занята почти без сопротивления, и в ней было найдено много запасов и оружия. Но в дальнейшем христиан ожидала масса непредвиденных затруднений. С одной стороны, памятны были события 1219-1220 гг., когда разлитие Нила было причиной громадных бедствий, с другой продолжительная стоянка под Дамиэттой вредно отзывалась на дисциплине войска и давала время египетскому султану собирать свежие силы и тревожить христиан неожиданными нападениями на их лагерь. Когда стали обсуждать план действий в Египте, то выявилось крайнее несогласие в мнениях. Одни подавали голос за то, чтобы обеспечить прежде всего береговую полосу и завладеть Александрией, другие говорили, что когда хочешь убить змею, нужно прежде всего раздавить ей голову, то есть придерживались мнения о походе на Каир. В походе Людовика была повторена та же ошибка, какая была сделана кардиналом Пелагием. В ноябре французы снялись с лагеря и пошли вверх по течению Нила. Двигались они чрезвычайно медленно и вследствие этого пропустили благоприятный момент, какой им давала смерть султана Эйюба. Подойдя в декабре к крепости Мансуре, крестоносцы имели против себя не только значительные военные силы, но и сильное укрепление, которое можно было взять только при помощи осадных работ. Пока не явился к месту военных действий наследник Эйюба Тураншах, крестоносцы могли бы еще рассчитывать на некоторый успех, большим для них счастьем было то, что по указаниям одного бедуина они нашли брод через канал, отделявший их от Мансуры, и приблизились таким образом к стенам крепости. Осадные работы подвигались, однако, медленно, египтяне разрушали и жгли с помощью греческого огня то, что удавалось построить крестоносцам, кроме того делали вылазки и наносили осаждающим чувствительные поражения. В этих битвах погибли брат короля и множество французских рыцарей и тамплиеров. В конце февраля 1250 г. к Мансуре прибыл Тураншах с новыми войсками из Сирии, и положение христиан стало принимать серьезный характер. Первым его делом было передвижение флота в тыл крестоносному лагерю, вследствие чего христианское войско оказалось отрезанным от Дамиэтты, откуда оно получало продовольствие и военные запасы. Египетские партизанские отряды перехватывали французские караваны, отряды мамелюков стали делать дерзкие нападения на лагерь. Это сопровождалось большими неприятностями для христиан, у которых начался голод, а непривычная жара была причиной большой смертности. Ввиду этих обстоятельств Людовик решился проложить себе путь к отступлению в Дамиэтту в апреле 1250 г. Но это отступление происходило при условиях чрезвычайно неблагоприятных и сопровождалось почти полным истреблением крестоносного войска. При отступлении были захвачены в плен король Людовик и его братья Альфонс Пуату и Карл Анжуйский и с ними множество знатных рыцарей. Большая масса людей взята в плен и продана в рабство. Торжествуя победу, султан писал своему наместнику в Дамаске: "если хочешь знать число убитых, то подумай о морском песке, и ты не ошибешься". Когда начались переговоры о выкупе пленных, король Людовик предоставил королеве, находившейся в Дамиэтте, решение вопроса о своем выкупе и согласился без всяких споров выплатить громадную сумму до десяти миллионов франков за освобождение из плена рыцарей. По мирному договору с Тураншахом французы обязались очистить Дамиэтту и десять лет не возобновлять войны.

Несмотря на страшную катастрофу, какая постигла предприятие Людовика IX, несмотря на всю опасность, в которой оказались христианские владения после победы египетского султана, дошедшие в Европу известия не произвели уже такого впечатления, как это было в XII в. Европейцы изверились в дело крестовых походов и не хотели более делать бесплодных попыток. В то время, как большинство отпущенных на свободу из египетского плена рыцарей возвратилось на родину, сам Людовик отправился из Дамиэтты в Акру и здесь начал обдумывать меры к продолжению войны. Но можно ли было предпринять что-либо решительное, когда все его воззвания не имели во Франции успеха и когда там решительно отказывались от похода на Восток? Еще четыре года Людовик оставался в Сирии, ожидая подкреплений из Европы, занимаясь усилением крепостей Акры, Яффы и Сидона и давая небольшие сражения. В конце 1252 г. умерла его мать Бланка, правившая в его отсутствие Францией, и общий голос народа требовал, чтобы Людовик возвратился на родину. Король уступил наконец необходимости и летом 1254 г. отплыл из Сирии.

Судьба христианских владений зависела теперь исключительно от доброй воли мусульманских владетелей Сирии и Египта. Нельзя, впрочем, думать, что христиане вообще были лишены средств для энергичной борьбы. В руках у них находилось несколько городов, ведших большую торговлю и служивших посредниками в обмене европейских и азиатских товаров, в этих городах было много населения, владевшего богатствами и роскошью. Хотя боевая сила христиан была невелика, но все же военные учреждения и французский отряд, оставленный Людовиком, с прибавкой тех крестоносцев, которые ежегодно в небольшом числе прибывали из Европы, могли внушать мусульманам некоторое уважение. Вся беда заключалась в том, что христиане отвыкли думать об общих интересах, а руководствовались личной выгодой, в зависимости от случайных и минутных капризов меняли свою политику: сегодня дружили с мусульманами, а назавтра переходили в лагерь их врагов. Тамплиеры и иоанниты ревниво следили друг за другом и часто вступали в открытую вражду между собой. Торговый люд, задававший тон жизни сирийским городам, отличался большой нравственной испорченностью и неприятно поражал вновь прибывшего. Самым большим бедствием для сирийских христиан было соперничество итальянских республик Венеции, Генуи и Пизы и их представителей на Востоке. Баилы этих республик, имевшие свои канцелярии во всех почти городах Сирии, представляли собой могучую аристократию, которая своим богатством и влиянием затмевала феодальных владетелей и находилась с ними в постоянной вражде. Можно утверждать, что торговые люди и торговые интересы были главной причиной, подточившей существование христианских владений. Одна война генуэзцев с венецианцами, веденная в 1256-1258 гг., стоила Акре 20 тысячи человек, кроме того громадное количество кораблей погибло в гавани Акры и на море. Эта война свирепствовала почти безостановочно в пятидесятые и шестидесятые годы XIII в. и увлекала как сирийских христиан, так и никейских императоров. По-видимому, все забыли, что эта борьба только приближает окончательный удар, который мусульмане готовились нанести христианским владениям. Когда монгольский хан Гулагу вторгся в Персию и затем покорил Месопотамию и опустошил Сирию (1259 г.), часть христиан примкнула к монголам и тем возбудила крайнее раздражение среди мусульман, которые не могли им простить союз с их ожесточенным врагом.

Мусульманские владения Египта и Сирии вновь объединились под властью султана Бибарса, который по своему значению и могуществу напоминает Саладина. Поставив главной целью своей политики дать преобладание мусульманству и окончательно уничтожить европейские владения на Востоке, Бибарс не пренебрегал для этого никакими средствами и хорошо воспользовался враждой и противоположными течениями, подмеченными им среди самих христиан. Так, он не упустил из виду важные события, готовившиеся в Никейской империи, и вступил в дружественные отношения с Михаилом Палеологом, отнявшим у латинян Константинополь. Так, он дорожил мирными отношениями с Манфредом Сицилийским и считал полезным поддерживать императорскую партию на Востоке. Явное нерасположение европейских христиан приносить новые жертвы для походов на Восток и равнодушие сирийских и палестинских христиан к общим интересам давало султану Бибарсу полную возможность оценить сравнительные преимущества мусульман и воспользоваться благоприятным моментом, чтобы положить конец христианским владениям. В 1262 г. он предпринял первый поход в Сирию и потом в течение шести лет четыре раза повторял эти походы. Следствием его удачных войн было то, что он отнял у христиан Антиохию, взял Кесарию, Арсуф и Яффу, опустошил окрестности Тира и Акры. Нельзя сказать, чтобы эти успехи очень дорого достались Бибарсу, ни разу он не имел против себя соединенных сил христиан, а поражал отдельные отряды иерусалимских и антиохийских баронов, госпиталитов, иоаннитов и кипрских рыцарей. Трудно найти более выразительную характеристику нравственного и политического положения восточных христиан, как следующие слова Бибарса, сказанные на ходатайство Карла Анжуйского за своих единоверцев: "Не от меня зависит помешать гибели франков, они сами себе готовят погибель, самый последний из них разрушает то, что создает самый великий".

Блестящие успехи Бибарса и отчаянные просьбы о помощи из Сирии еще раз вызвали значительное движение в пользу крестового похода. Во главе этого движения во второй раз стал король французский Людовик IX. Можно изумляться настойчивости Людовика, с которой он преследовал свою заветную цель, несмотря на тяжкий урок, вынесенный из Первого похода. Быть может, он и мог бы на несколько лет продлить господство христиан в Сирии, если бы подкрепил их свежими силами, но мечтать о нанесении чувствительного удара мусульманам теперь уже было поздно. Когда в 1270 г. французские рыцари с королем, его братьями и сыновьями во главе сели на генуэзские суда, прямая цель похода, по-видимому, еще не была определена. Она в первый раз стала известной в Кальяри (в Сардинии), где происходил военный совет и где было решено идти на Тунис. Внешним образом мотивировался этот поход тем, что будто бы тунисский эмир обнаруживает склонность к христианству и что привлечением его в лоно католической церкви можно было приобрести важного союзника для последующей войны с египетским султаном. Но на самом деле Людовик в этом отношении был орудием ловкой интриги, которая приготовлена была, вероятно, в Сицилии и которая имела целью подчинение Туниса политической власти Сицилийского королевства, незадолго перед тем перешедшего к французскому королевскому дому. Во всяком случае тунисский поход был предприятием, весьма мало отвечающим целям и нуждам христиан на Востоке. Он таковым оказался и по своим последствиям. Высадившись 17 июля 1270 г. на тунисском берегу, Людовик не только не встретил готовности со стороны тунисских мусульман принять христианство, но, напротив, имел в них неприятеля, готового защищаться. Не начиная, однако, серьезных предприятий против Туниса и ожидая прибытия Карла Анжуйского, французы дали время эмиру собраться с силами и наладить отношения с султаном Бибарсом. Единственным приобретением крестоносцев было завоевание карфагенской крепости, которая, впрочем, не имела для них значения. Между тем эмир тунисский начал тревожить христианский лагерь нападениями, и непривычная африканская жара произвела болезни и большую смертность. В начале августа умер сын короля Тристан, затем смерть настигла папского легата епископа Рудольфа, наконец впал в тяжкую болезнь, от которой сошел в могилу 25 августа, и сам король. Все крестоносное предприятие этим расстраивалось. После нескольких сражений с тунисскими войсками, не находя ни охоты, ни важных побуждений тратить силы на осаду крепко защищенного города, наследник Людовика Филипп и Карл Анжуйский начали переговоры о мире. Обе стороны согласились на следующие условия:

1) тунисский эмир дает свободу христианам жить в его областях и совершать богослужение в устроенных ими храмах;

2) соглашается вносить вдвойне, против прежней, дань сицилийскому королю, выплачивает военные издержки.

Со своей стороны христианские короли обязывались немедленно очистить занятые ими области Туниса. Большинство рыцарей считало свой обет исполненным и возвращалось на родину. Лишь небольшая часть французов и принц Эдуард Английский сочли обязанностью идти в Сирию.