Крикалев сергей константинович должность. Узник космоса — последний гражданин ссср сергей крикалев


27.08.1958 -
Герой Советского Союза, Герой Российской Федерации

Крикалёв Сергей Константинович - бортинженер космических кораблей (КК) "Союз ТМ-7", "Союз ТМ-12" ("Союз ТМ-13") и орбитальной станции (ОС) "Мир", 67-й космонавт России (СССР) и 212-й космонавт мира.

Родился 27 августа 1958 года в городе Ленинграде (ныне - Санкт-Петербург) в семье служащего. Русский.

В 1975 году окончил 10 классов средней школы № 77 города Ленинграда. С 1977 года стал заниматься самолетным спортом в Ленинградском аэроклубе ДОСААФ. В 1981 году окончил с отличием Ленинградский механический институт по специальности "Проектирование и производство летательных аппаратов"

С 14 сентября 1981 года работал инженером 111-го отдела ГКБ НПО "Энергия". Занимался разработкой инструкций для космонавтов. С 1 сентября 1982 года работал инженером, а с 1 июня 1985 года - старшим инженером 191-го отдела (бывший 111 отдел) ГКБ НПО "Энергия".

2 сентября 1985 года решением ГМВК отобран в отряд космонавтов НПО "Энергия". С ноября 1985 по октябрь 1986 года проходил общекосмическую подготовку. 28 ноября 1986 года решением МВКК присвоена квалификация "космонавт-испытатель".

С ноября 1986 года по март 1988 года проходил подготовку по программе "Буран".

22 марта 1988 года заменил в основном экипаже корабля "Союз ТМ-7" А.Ю.Калери , отстраненного от подготовки по состоянию здоровья. До 11 ноября 1988 года проходил подготовку в качестве бортинженера основного экипажа корабля "Союз ТМ-7" по программе ЭО-4/"Арагац" на ОК "Мир", вместе с А.А. Волковым и Жан-Лу Кретьеном (Франция). Прошел подготовку в качестве первого испытателя средства передвижения космонавта (СПК) и готовился к работе с модулем «Квант-2», но программа полета была изменена.

Первый космический полёт С.К. Крикалёв совершил с 26 ноября 1988 года по 27 апреля 1989 года в качестве бортинженера корабля "Союз ТМ-7" и орбитального комплекса "Мир" по программе 4-й основной экспедиции (ЭО-4) и советско-французской программе "Арагац". Стартовал совместно с командиром корабля А.А. Волковым и космонавтом-исследователем гражданином Французской Республики Жан-Лу Кретьеном . В ходе полёта произошла частичная замена экипажа орбитального комплекса "Мир"-"Союз ТМ". После возвращения предыдущего экипажа на Землю, космонавты А.А. Волков , В.В. Поляков и С.К. Крикалёв продолжили работу на борту ОС "Мир". Выполнив программу полёта, они подготовили станцию к функционированию в беспилотном режиме и совершили посадку 27 апреля 1989 года. Продолжительность первого космического полёта С.К. Крикалёва составила 151 сутки 11 часов 08 минут 24 секунды.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 апреля 1989 года за успешное осуществление 151-дневного космического полёта на орбитальном научно-исследовательском комплексе "Мир" и проявленные при этом мужество и героизм присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

С июня по 17 ноября 1990 года проходил подготовку в качестве бортинженера дублирующего экипажа корабля "Союз ТМ-11" по программе ЭО-8 (и по советско-японской программе) на ОК "Мир", вместе с А.П. Арцебарским и Рёко Кикути (Япония).

Второй космический полёт С.К. Крикалёв совершил с 18 мая 1991 года по 25 марта 1992 года на КК "Союз ТМ-12" совместно с командиром А.П. Арцебарским , и космонавтом-исследователем гражданкой Великобритании Хелен Шарман, которая 26 мая 1991 года возвратилась на Землю с предыдущим экипажем на КК "Союз ТМ-11", а С.К. Крикалёв и А.П. Арцебарский остались на ОС "Мир".

В июле 1991 года С.К. Крикалёв даёт согласие продолжить работу на ОС "Мир" с очередным экипажем (который прибыл в октябре на КК "Союз ТМ-13").

После того, как 10 октября 1991 года экспедиция посещения в составе бортинженера Т.О. Аубакирова и космонавта-исследователя гражданина Австрии Франца Фибека, вместе с А.П. Арцебарским возвратились на Землю на КК "Союз ТМ-12", С.К. Крикалёв остался на станции с новым командиром - А.А. Волковым . Во время второго космического полёта С.К. Крикалёв совершил семь выходов в открытый космос:
24.06.1991 - продолжительностью 4 часа 58 минут;
28.06.1991 - продолжительностью 3 часов 24 минуты;
15.07.1991 - продолжительностью 6 часов 4 минуты;
19.07.1991 - продолжительностью 5 часов 28 минут;
23.07.1991 - продолжительностью 5 часов 34 минуты;
27.07.1991 - продолжительностью 6 часов 49 минут;
20.02.1992 - продолжительностью 2 часа 12 минут.
Продолжительность полета составила 311 суток 20 часов 00 минут 54 секунды.

У казом Президента Российской Федерации № 387 от 11 апреля 1992 года "за мужество и героизм, проявленные во время длительного космического полёта на орбитальной станции "Мир", лётчику-космонавту СССР Крикалёву Сергею Константиновичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением знака особого отличия - медали "Золотая Звезда" № 1.

29 сентября 1992 года был отобран для первого полета российского космонавта на американском шаттле. С 5 ноября 1992 по январь 1994 года проходил подготовку в Центре им.Джонсона в качестве специалиста полета-4 (Mission Specialist) экипажа шаттла Discovery по программе STS-60. Получил сертификат по работе с манипулятором шаттла, прошел подготовку при полетах на самолете Т-38 в качестве второго пилота.

Третий космический полет С.К. Крикалёв совершил с 3 по 11 февраля 1994 года в качестве специалиста полёта-4 составе экипажа (Чарльз Болден, Кеннет Рихтлер, Н. Жан Дэвис, Рональд Сига, Франклин Чанг-Диас) на борту многоразового транспортно-космического корабля STS-60 "Дискавери" (США). Это был первый в истории пилотируемой космонавтики американо-российский совместный полёт на корабле многоразового использования. Продолжительность полета составила 8 суток 7 часов 10 минут 13 секунд.

С апреля 1994 по январь 1995 года проходил подготовку в Центре им.Л.Джонсона в качестве дублера специалиста полёта-4 в экипаж шаттла "Дискавери" по программе STS-63. Прошел подготовку для работы в выходном скафандре по программе сборки МКС. Во время полета STS-63, а также полетов STS-71, STS-74 и STS-76 был руководителем 1-й консультационной группы экспертов московского ЦУПа в Хьюстоне, помогал налаживать взаимодействие между российским и американским ЦУПами.

С мая 1995 года исполнял обязанности заместителя руководителя полетом ОК «Мир». После разгерметизации модуля «Спектр» входил в состав аварийной комиссии.

30 января 1996 года назначен бортинженером основного экипажа первой экспедиции на Международную космическую станцию (МКС-1). Старт первой экспедиции был первоначально запланирован на май 1998 года. С октября 1996 года проходил подготовку в качестве бортинженера основного экипажа МКС-1, вместе с Ю.П. Гидзенко и Уильямом Шепердом (США). Полёты экспедиций на МКС задерживались, и 30 июля 1998 года, по согласованию между РКА и НАСА, он был назначен в экипаж шаттла "Endeavour" по программе STS-88 (первый полет по сборке станции, ISS-01-2A). В сентябре - ноябре 1998 года проходил подготовку в Центре им. Джонсона в составе экипажа STS-88.

Свой четвёртый космический полёт С.К. Крикалёв совершил 4-15 декабря 1998 года в рамках миссии STS-88 (13-й полёт шаттла "Endeavour") в качестве специалиста полёта-4 (экипаж шаттла - Роберт Кабана (командир), Фредерик Стёркоу (пилот), Джерри Росс, Нэнси Кэрри, Джеймс Ньюман). В ходе полета к выведенному ранее на орбиту первому российскому модулю МКС - Функционально-грузовому блоку (ФГБ) "Заря" был пристыкован американский узловой модуль Unity. Вместе с командиром шаттла Робертом Кабаной Сергей Крикалёв впервые открыл люк в МКС. Участвовал в работах на борту МКС. Продолжительность полета составила 11 суток 19 часов 18 минут 47 секунд.

Пятый космический полёт С.К. Крикалёв совершил с 31 октября 2000 по 21 марта 2001 года в качестве бортинженера корабля "Союз ТМ-31" и МКС по программе 1-й основной экспедиции МКС. Стартовал на корабле "Союз ТМ-31", посадку совершил на шаттле "Дискавери" STS-102 в качестве специалиста полета. Продолжительность полета составила 140 дней 23 часа 40 минут 19 секунд.

В октябре 2000 года был назначен командиром дублирующего экипажа 7-й основной экспедиции на МКС (МКС-7д) вместе с М.В. Сураевым и Полом Ричардсом (США). В сентябре 2001 года М.В. Сураева сменил С.А. Волков , а в марте 2002 года Пола Ричардса сменил Джон Филлипс. По этой программе экипаж готовился до февраля 2003 года, когда из-за гибели шаттла "Columbia" все экипажи были переформированы. Экипаж Крикалева стал основным экипажем по программе сборки МКС со стартом на шаттле (полет ULF-1). Планировалось, что это экипаж отправится на станцию на первом же шаттле (STS-114). Однако, так как сроки возобновления полетов шаттлов постоянно сдвигались, экипажи и программы полетов вновь поменялись. Крикалев начал подготовку в качестве командира основного экипажа 11-й экспедиции на МКС вместе с Джоном Филлипсом. В октябре 2004 года в качестве участника кратковременной экспедиции посещения в экипаж КК "Союз ТМА-6" был включен итальянский астронавт Роберто Виттори.

В своём шестом космическом полёте С.К. Крикалёв возглавил основной экипаж 11-й экспедиции к Международной космической станции (МКС), стартовав в космос 15 апреля 2005 года на КК "Союз ТМА-6" с членами экипажа: астронавтом NASA Джоном Филлипсом и астронавтом Европейского космического агентства (ЕКА) Роберто Виттори. 17 апреля 2005 года КК "Союз ТМА-6" пристыковался к МКС, после чего его экипаж перешёл на борт станции. За время полёта С.К. Крикалёв совершил один выход в открытый космос: 18 августа 2005 года - продолжительностью 4 часа 57 минут. 11 октября 2005 года С.К. Крикалёв совместно с астронавтом NASA Джоном Филлипсом и космическим туристом, гражданином США Грегори Олсеном возвратился на Землю на КК "Союз ТМА-6". Продолжительность полёта составила 179 суток 0 часов 22 минуты 35 секунд.

С.К. Крикалёв является рекордсменом по суммарному пребыванию в космосе. За шесть полётов оно составило 803 дня 09 часов 41 минута 12 секунд. Выполнил 8 выходов в открытый космос, суммарная продолжительность работ в открытом космосе - 41 час 26 минут.

В мае 2006 года решением Роскосмоса, ЦПК и РКК "Энергия" в предварительном порядке был назначен командиром КК в дублирующий экипаж МКС-17д и основной экипаж МКС-19, вместе с М.В. Сураевым . В августе совместным решением Роскосмоса и NASA был в предварительном порядке назначен дублером командира МКС-17д и бортинженера корабля "Союз-ТМА-12", старт которого запланирован на апрель 2008 года. 13 февраля 2007 года назначение было утверждено NASA. Однако уже в марте 2007 года был выведен из дублирующего экипажа.

Приказом Президента РКК "Энергия" от 5 февраля 2007 года С.К. Крикалёв назначен вице-президентом РКК "Энергия" по пилотируемым полётам, с сохранением должности "инструктор-космонавт-испытатель". На внеочередном общем Собрании акционеров РКК "Энергия" 31 июля 2007 года С.К. Крикалёв не был избран вице-президентом корпорации, оставшись инструкторм-космонавтом-испытателем РРК "Энергия".

27 марта 2009 года С.К. Крикалёв освобожден от должности "инструктор-космонавт-испытатель" 1-го класса. Приказом руководителя Роскосмоса от 27 марта 2009 года он назначен начальником федерального государственного бюджетного учреждения "Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина". В конце марта 2014 года покинул эту должность. С апреля 2014 года - представитель города Севастополя в Москве и Санкт-Петербурге. C августа 2014 года - первый заместитель генерального директора ФГУП «ЦНИИмаш».

Живёт в городе Королёв Московской области.

Имеет спортивные достижения. С 1977 года занимался самолётным спортом. В 1982 году выступал на чемпионате СССР за команду Центрального аэроклуба и был кандидатом в сборную СССР по самолетному спорту. В 1983 году стал абсолютным чемпионом Москвы по высшему пилотажу. В 1986 году стал чемпионом СССР и чемпионом Европы в командном зачете. В 1997 году стал чемпионом мира. В 1997 году на Первых Всемирных воздушных играх в Турции был в сборной России команде России по высшему пилотажу на планерах. Занял первое место в командном зачете, а также стал серебряным призером в личном зачете. В 2001 году на Вторых Всемирных воздушных играх в Испании был главным тренером российской сборной. В 2007 году ему было присвоено звание «Заслуженный мастер спорта Российской Федерации».

Майор запаса, космонавт 1-го класса (7.04.1992).

Награждён советским орденом Ленина (27.04.1989), российскими орденами «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени (5.04.2002), Почёта (15.04.1998), Дружбы народов (25.03.1992), медалями, в том числе «За заслуги в освоении космоса» (12.04.2011), а также орденами и медалями иностранных государств, в том числе знаком офицера ордена Почётного легиона (1989, Франция), медалями «За космический полет» (США, НАСА, 1996, 1998, 2001), «За выдающиеся общественные заслуги» (США, НАСА, 2003).

Почётный гражданин Санкт-Петербурга (23.05.2007). В Санкт-Петербурге установлен бюст дважды Героя (2017).

В декабре 1990 года Крикалев начал подготовку к участию в девятой экспедиции на станцию «Мир». «Союз ТМ-12» был запущен 19 мая 1991 года с командиром Анатолием Павловичем Арцебарским, бортинженером Крикалевым и британской астронавткой Хелен Шарман. Через неделю Шарман вернулась на Землю с предыдущим экипажем, а Крикалев и Арцебарский остались на «Мире». За лето они осуществили шесть выходов в открытый космос, при этом провели многочисленные научные эксперименты, а также работы по обслуживанию станции.

Перед своим вторым полетом в мае 1991 года Сергей Крикалев и подумать не мог, что события на Земле сделают его «космическим долгожителем». 19 мая 1991 года он в составе экипажа «Союз ТМ-12» стартовал на орбитальную станцию «Мир». Экипаж космической экспедиции успешно выполнил все полетные задания и собирался возвращаться домой. Но события августа 1991 года внесли коррективу. Развал Советского Союза потянул за собой цепочку разрушительных для нашей страны перемен. Значительно сократились бюджеты космических программ, а обязательства перед другими странами остались. По программе международного сотрудничества в космос должны были отправиться космонавты из Австрии и Казахстана. Планировалось, что они будут в составе разных экипажей. Но на создание двух космических кораблей в тот момент не было денег. Полеты решено было объединить, и на орбиту отправился один космический корабль, в котором не досталось всем места для возвращения на Землю.

Крикалеву пришлось остаться на орбитальной станции «Мир» до прилета следующего космического корабля. Вместо запланированных 5 месяцев работы в космосе ему пришлось проработать на космической орбите еще почти полгода (всего около года). В общем, наш знаменитый космонавт остался в космосе, потому что стремительно распадающаяся страна не могла обеспечить новому Робинзону возможность возвращения. Крикалев стартовал из СССР, а вернулся в марте 1992 года уже в другую страну - Россию. За этот полет Герой Советского Союза С.К. Крикалев первым из космонавтов получил звание Героя России с вручением медали «Золотая Звезда» №1.

В октябре 1992 года руководство НАСА объявило о том, что на американском корабле многоразового использования полетит российский космонавт, имеющий опыт космических полетов. Крикалев стал одним из двух кандидатов, направленных Российским космическим агентством для тренировок вместе с экипажем STS-60. Крикалев участвовал в полете STS-60 - первом совместном американо-российском полете на корабле многоразового использования (шаттл Discovery). Полет STS-60, начавшийся 3 февраля 1994 года, был вторым с модулем Spacehab (Space Habitation Module) и первым полетом с устройством WSF (Wake Shield Facility).

Сделав 130 витков и пролетев 5 486 215 километров, 11 февраля 1994 года корабль Discovery совершил посадку в космическом центре имени Кеннеди (штат Флорида). Крикалев стал первым российским космонавтом, совершившим полет на американском шаттле.

Сергей Крикалев работает на МКС, май 2005 года

Во время полета с американским космическим кораблем произошло ЧП - отказала электроника жизнеобеспечения и воздуховод. Несмотря на возражения американской стороны и предложение дождаться дублирующего судна с Земли, наш космонавт сумел восстановить и перезапустить приборы шаттла. Это вызвало восторг и крайнее удивление как американской, так и российской стороны.

После полета STS-60 Крикалев вернулся к своей работе в России. Он периодически направлялся в командировки в Космический центр имени Линдона Джонсона в Хьюстоне, чтобы работать в Центре управления полетами с Поисково-спасательной службой в ходе совместных американо-российских полетов. В частности, он участвовал в наземном обеспечении полетов STS-63, STS-71, STS-74, STS-76.

Крикалев был назначен в первый экипаж Международной космической станции и первым в декабре 1998 года побывал с краткосрочной миссией на МКС на челноке «Индевор».

Крикалева знают и восхищаются им во всем мире (в некоторых странах есть целые музейные стенды, посвященные нашему космонавту). Американский режиссер Майкл Бэй в 1998 году снял фильм «Армагеддон», где в карикатурной форме был показан российский космонавт-полковник Лев Андропов, в одиночку живущий на космической станции (безумен, небрит, нетрезв, в шапке-ушанке и телогрейке, бьет по приборам, открывает кран подачи топлива ломом, взрывает космическую станцию «Мир»), - правда, в конечном итоге именно он своими действиями спасает всех американских космонавтов, ударив по компьютеру «незаводящегося» шаттла разводным ключом. Совершенно необязательно, что за основу персонажа брали именно Крикалева, конечно, но слишком много совпадений.

Сегодня Сергей Крикалев работает первым заместителем генерального директора ФГУП «Центральный научно-исследовательский институт машиностроения» по пилотируемым программам и является самым знаменитым в мире, после Юрия Алексеевича Гагарина, космонавтом.

В 1981 году закончил Ленинградский механический институт, получив квалификацию инженера-механика.

Инженер-разработчик

После окончания института работал в НПО «Энергия». Испытывал оборудование, применяемое в космических полётах, разрабатывал методы работы в космосе и участвовал в работе наземной службы управления. В 1985 году, когда возникли неисправности на станции «Салют-7», он работал в группе восстановления, разрабатывал методы стыковки с неуправляемой станцией и ремонта её бортовых систем.

Крикалёв был отобран для подготовки к космическим полётам в 1985 году, в следующем году закончил курс основной подготовки и был на время направлен в группу по программе корабля многоразового использования «Буран».

В начале 1988 года начал подготовку к своему первому долговременному полёту на станции «Мир». Тренировки включали подготовку к выходам в открытый космос, к стыковкам с новыми модулями, к первым испытаниям установки для перемещения космонавта и к работе во второй советско-французской научной экспедиции.

Космические полёты

«Союз ТМ-7» был запущен 26 ноября 1988, экипаж состоял из командира Александра Александровича Волкова, бортинженера Крикалёва и французского астронавта Жан-Лу Кретьена. Предыдущий экипаж оставался на станции «Мир» ещё двадцать шесть дней, установив тем самым наиболее длительное время пребывания на станции экипажа из шести человек. После того, как предыдущий экипаж вернулся на Землю, Крикалёв, Поляков и Волков продолжили выполнять эксперименты на борту станции. В связи с тем, что прибытие следующего экипажа задержалось, они подготовили станцию к беспилотному полёту и вернулись на Землю 27 апреля 1989 года. За этот полёт Крикалёву было присвоено звание Героя Советского Союза.

В 1990 году Крикалёв готовился к своему второму полёту как член дублирующего экипажа для восьмой долговременной экспедиции на станцию «Мир».

В декабре 1990 Крикалёв начал подготовку к участию в девятой экспедиции на станцию «Мир». Союз ТМ-12 был запущен 19 мая 1991 года с командиром Анатолием Павловичем Арцебарским, бортинженером Крикалёвым и британской астронавткой Хелен Шарман. Через неделю Шарман вернулась на Землю с предыдущим экипажем, а Крикалёв и Арцебарский остались на «Мире». За лето они осуществили шесть выходов в открытый космос, при этом провели многочисленные научные эксперименты, а также работы по обслуживанию станции.

По плану возвращение Крикалёва должно было произойти через пять месяцев, но в июле 1991 Крикалёв согласился остаться на станции «Мир» в качестве бортинженера с другим экипажем (который должен был прибыть в октябре), так как следующие два полёта были объединены в один. 2 октября 1991 место бортинженера в корабле «Союз ТМ-13» было занято Токтаром Аубакировым, космонавтом из Казахстана, который не был подготовлен к длительному полёту. Он и Франц Фибек, первый астронавт Австрии, вместе с Арцебарским 10 октября вернулись на Землю, а командир Александр Волков остался с Крикалёвым. После смены экипажа в октябре Волков и Крикалёв продолжили эксперименты на «Мире», совершили ещё один выход в открытый космос и вернулись на Землю 25 марта 1992 года. Этот полет интересен тем, что космонавты улетали из СССР, а вернулись уже в Россию - во время их полета Советский Союз прекратил существование. За этот полёт Крикалёв был удостоен звания Героя Российской Федерации (звезда Героя РФ №1).

За два первых полёта Крикалёв провёл в космосе более года и трёх месяцев и совершил семь выходов в открытый космос.

В октябре 1992 руководство НАСА объявило о том, что на американском корабле многоразового использования полетит российский космонавт, имеющий опыт космических полётов. Крикалёв стал одним из двух кандидатов, направленных Российским космическим агентством для тренировок вместе с экипажем STS-60. В апреле 1993 года он был объявлен основным кандидатом.

Крикалёв участвовал в полёте STS-60 - первом совместном американо-российском полёте на корабле многоразового использования (шаттле Discovery). Полёт STS-60, начавшийся 3 февраля 1994, был вторым полётом с модулем Spacehab (Space Habitation Module) и первым полётом с устройством WSF (Wake Shield Facility). В течение восьми суток экипаж корабля Discovery выполнил много различных научных экспериментов в области материаловедения, как в устройстве WSF так и в модуле Spacehab, биологических экспериментов и наблюдений поверхности Земли. Крикалёв выполнил значительную часть работ с дистанционным манипулятором. Совершив 130 витков и пролетев 5486215 километров, 11 февраля 1994 года корабль Discovery совершил посадку в космическом центре имени Кеннеди (штат Флорида). Таким образом Крикалёв стал первым российским космонавтом, совершившим полёт на американском шаттле.

После полёта STS-60 Крикалёв вернулся к своей работе в России. Он периодически направлялся в командировки в Космический центр имени Линдона Джонсона в Хьюстоне, чтобы работать в Центре управления полётами с Поисково-спасательной службой в ходе совместных американо-российских полётов. В частности, он участвовал в наземном обеспечении полётов STS-63, STS-71, STS-74, STS-76.

Крикалёв был назначен в первый экипаж Международной космической станции и первым в декабре 1998 года побывал с краткосрочной миссией на МКС на челноке Индевор.

В октябре 2000 года в составе первого экипажа длительной экспедиции Сергей Крикалёв совместно с Юрием Гидзенко и Уильямом Шепердом начал постоянные пилотируемые полёты на МКС. В этом полёте космонавты встречали на орбите 21 век.

11 октября 2005 года Сергей Крикалёв завершил свой шестой полёт, вернувшись на Землю с МКС в спускаемом аппарате корабля «Союз ТМА-6» после полугода на орбите.

Работа в безвоздушном пространстве

Работа на предприятиях и учреждениях космической отрасли

  • С февраля 2007 года - вице-президент РКК «Энергия» по пилотируемым полётам (с сохранением лётного статуса в отряде космонавтов). Впоследствии - заместитель Генерального конструктора.
  • 27 марта 2009 года - с переходом на другую работу освобождён от занимаемой должности инструктора-космонавта-испытателя 1 класса ОАО «РКК „Энергия“ им. С. П. Королёва».
  • С 30 марта 2009 года - начальник Федерального государственного бюджетного учреждения «Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина».

Увлечения

Высший пилотаж, плавание, подводное плавание, горные лыжи, виндсерфинг, теннис, любительское радио (Х75М1К). Кандидат в мастера спорта по многоборью. Мастер спорта СССР по высшему пилотажу. Участник чемпионатов СССР, Европы и мира по высшему пилотажу. Чемпион СССР в командном зачете (1986). Чемпион Европы в командном зачете (1996). Чемпион мира в командном зачёте (1997).

Радиолюбительский позывной - U5MIR.

Награды и звания

  • Герой Советского Союза (27 апреля 1989 года)
  • Орден Ленина (1989 года)
  • Герой Российской Федерации (11 апреля 1992 года) - за мужество и героизм, проявленные во время длительного космического полёта на орбитальной станции «Мир» (медаль «Золотая звезда» № 1)
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (5 апреля 2002 года) - за мужество и высокий профессионализм, проявленные при осуществлении длительного космического полёта на Международной космической станции
  • Орден Почёта (15 апреля 1998 года) - за успешное участие и достижение высоких спортивных результатов в Первых Всемирных воздушных играх
  • Орден Дружбы народов (25 марта 1992 года) - за успешное осуществление космического полёта на орбитальной станции «Мир» и проявленные при этом мужество и героизм
  • Медаль «За заслуги в освоении космоса» (12 апреля 2011 года) - за большие заслуги в области исследования, освоения и использования космического пространства, многолетнюю добросовестную работу, активную общественную деятельность
  • Медаль «В память 300-летия Санкт-Петербурга» (2005 год)
  • Офицер ордена Почётного легиона (Франция, 1989 год)
  • Почётное звание «Лётчик-космонавт СССР» (1989 год)
  • Три медали NASA «За космический полёт» (1996 год, 1998 год, 2001 год)
  • Медаль NASA «За выдающиеся общественные заслуги» (2003 год)
  • Почётный гражданин Санкт-Петербурга (2007 год)
  • Заслуженный мастер спорта России
  • Пожизненный Почетный Член Королевского Фотографического Общества Великобритании
  • Лауреат Национальной Премии «Золотой Глаз России»

Герои России

Крикалёв Сергей Константинович

Сергей Константинович Крикалёв родился 27 августа 1958 года в городе Ленинграде, СССР. Советский и российский космонавт, рекордсмен Земли по суммарному времени пребывания в космосе. Герой Советского Союза и Герой России (один из 4 человек, удостоенных обоих званий).

В 1981 году закончил Ленинградский механический институт, получив квалификацию инженера-механика.

После окончания института работал в НПО «Энергия». Испытывал оборудование, применяемое в космических полётах, разрабатывал методы работы в космосе и участвовал в работе наземной службы управления. В 1985 году, когда возникли неисправности на станции «Салют-7», он работал в группе восстановления, разрабатывал методы стыковки с неуправляемой станцией и ремонта её бортовых систем.

Крикалёв С.К. был отобран для подготовки к космическим полётам в 1985 году, в следующем году закончил курс основной подготовки и был на время направлен в группу по программе корабля многоразового использования «Буран».

Космическая подготовка

Прошел медицинское обследование в Институте медико-биологических проблем (ИМБП) и 7 июня 1983 года получил допуск к специальным тренировкам. 2 сентября 1985 года решением ГМВК отобран в отряд космонавтов НПО «Энергия». С ноября 1985 по октябрь 1986 года проходил общекосмическую подготовку. 28 ноября 1986 года решением МВКК присвоена квалификация «космонавт-испытатель».

С 1986 года по март 1988 года проходил подготовку по программе «Буран» в составе группы и в условном экипаже с Александром Щукиным.

22 марта 1988 года заменил в основном экипаже корабля «Союз ТМ-7» А. Калери, отстраненного от подготовки по состоянию здоровья. До 11 ноября 1988 года проходил подготовку в качестве бортинженера основного экипажа корабля «Союз ТМ-7» по программе ЭО-4/«Арагац» на ОК «Мир», вместе с Александром Волковым и Жан-Лу Кретьеном (Франция). Прошел подготовку в качестве первого испытателя средства передвижения космонавта (СПК) и готовился к работе с модулем «Квант-2», но программа полета была изменена.

Первый полет

С 26 ноября 1988 года по 27 апреля 1989 года в качестве бортинженера корабля «Союз ТМ-7» и ОК «Мир» по программе 4-й основной экспедиции (ЭО-4) и советско-французской программе «Арагац». Стартовал вместе с Александром Волковым и Жан-Лу Кретьеном (Франция), посадку совершил вместе с Александром Волковым и Валерием Поляковым). Позывной: «Донбас-2».

Продолжительность полета составила 151 сутки 11 часов 08 минут 24 секунды.

С июня по 17 ноября 1990 года проходил подготовку в качестве бортинженера дублирующего экипажа корабля «Союз ТМ-11» по программе ЭО-8 (и по советско-японской программе) на ОК «Мир», вместе с Анатолием Арцебарским и Р. Кикути (Япония).

С 5 декабря 1990 года по 19 апреля 1991 года проходил подготовку в качестве бортинженера основного экипажа корабля «Союз ТМ-12» по программе ЭО-9 (и советско-британской программе Juno) на ОК «Мир», вместе с Анатолием Арцебарским и Хелен Шарман (Великобритания).

Второй полет

С 18 мая 1991 года по 25 марта 1992 года в качестве бортинженера ТК «Союз ТМ-12» (старт), ТК «Союз ТМ-13» (посадка), и ОК «Мир» по программе ЭО-9 (9-й основной экспедиции) вместе с Анатолием Арцебарским и ЭО-10 (10-й основной экспедиции) вместе с Александром Волковым. Решение о продлении работы Крикалева на ЭО-10 было принято уже во время его полета.

Во время полета совершил семь выходов в открытый космос. Продолжительность полета составила 311 суток 20 часов 00 минут 54 секунды.29 сентября 1992 года был отобран для первого полета российского космонавта на американском шаттле. С 5 ноября 1992 года по январь 1994 года проходил подготовку в Центре им. Джонсона в качестве специалиста полета-4 (Mission Specialist) экипажа шаттла Discovery по программе STS-60. Получил сертификат по работе с манипулятором шаттла, прошел подготовку при полетах на самолете Т-38 в качестве второго пилота.

Третий полет

Продолжительность полета составила 8 суток 7 часов 10 минут 13 секунд.

С апреля 1994 года по январь 1995 года проходил подготовку в Центре им. Л. Джонсона в качестве дублера В. Титова, назначенного специалиста полета-4 в экипаж шаттла Discovery по программе STS-63. Прошел подготовку для работы в выходном скафандре по программе сборки МКС. Во время полета STS-63, а также полетов STS-71, STS-74 и STS-76 был руководителем 1-й консультационной группы экспертов московского ЦУПа в Хьюстоне, помогал налаживать взаимодействие между российским и американским ЦУПами.

С мая 1995 года исполнял обязанности заместителя руководителя полетом ОК «Мир». После разгерметизации модуля «Спектр» входил в состав аварийной комиссии.

30 января 1996 года назначен бортинженером основного экипажа первой экспедиции на Международную космическую станцию (МКС-1). Старт первой экспедиции был первоначально запланирован на май 1998 года. С октября 1996 года проходил подготовку в качестве бортинженера основного экипажа МКС-1, вместе с Ю. Гидзенко и Уильямом Шепердом (США).

Полеты экспедиций на МКС задерживались, и 30 июля 1998 года, по согласованию между РКА и НАСА, он был назначен в экипаж шаттла Endeavour по программе STS-88 (первый полет по сборке станции, ISS-01-2A). В сентябре - ноябре 1998 года проходил подготовку в Центре им. Джонсона в составе экипажа STS-88.

В 1981 закончил Ленинградский механический институт, получив квалификацию инженера-механика.

С февраля 2007 - вице-президент РКК «Энергия» по пилотируемым полётам (с сохранением лётного статуса в отряде космонавтов).

Инженер-разработчик

После окончания института работал в НПО «Энергия». Испытывал оборудование, применяемое в космических полётах, разрабатывал методы работы в космосе и участвовал в работе наземной службы управления. В 1985, когда возникли неисправности на станции «Салют-7», он работал в группе восстановления, разрабатывал методы стыковки с неуправляемой станцией и ремонта её бортовых систем.

Крикалёв был отобран для подготовки к космическим полётам в 1985, в следующем году закончил курс основной подготовки и был на время направлен в группу по программе корабля многоразового использования «Буран».

В начале 1988 начал подготовку к своему первому долговременному полёту на станции «Мир». Тренировки включали подготовку к выходам в открытый космос, к стыковкам с новыми модулями, к первым испытаниям Средства передвижения космонавта и к работе во второй советско-французской научной экспедиции.

Космические полёты

«Союз ТМ-7» был запущен 26 ноября 1988, экипаж состоял из командира Александра Волкова, бортинженера Крикалёва и французского астронавта Жан-Лу Кретьена. Предыдущий экипаж оставался на станции «Мир» ещё двадцать шесть дней, установив тем самым наиболее длительное время пребывания на станции экипажа из шести человек. После того, как предыдущий экипаж вернулся на Землю, Крикалёв, Поляков и Волков продолжили выполнять эксперименты на борту станции. В связи с тем, что прибытие следующего экипажа задержалось, они подготовили станцию к беспилотному полёту и вернулись на Землю 27 апреля 1989. За этот полёт Крикалёву было присвоено звание Героя Советского Союза.

Лучшие дня

В 1990 Крикалёв готовился к своему второму полёту как член дублирующего экипажа для восьмой долговременной экспедиции на станцию «Мир».

В декабре 1990 Крикалёв начал подготовку к участию в девятой экспедиции на станцию «Мир». Союз ТМ-12 был запущен 19 мая 1991 с командиром Анатолием Арцебарским, бортинженером Крикалёвым и британской астронавткой Хелен Шарман. Через неделю Шарман вернулась на Землю с предыдущим экипажем, а Крикалёв и Арцебарский остались на «Мире». За лето они осуществили шесть выходов в открытый космос, при этом провели многочисленные научные эксперименты, а также работы по обслуживанию станции.

По плану возвращение Крикалёва должно было произойти через пять месяцев, но в июле 1991 Крикалёв согласился остаться на станции «Мир» в качестве бортинженера со следующим экипажем (который должен был прибыть в октябре), так как следующие два полёта были объединены в один. 2 октября 1991 место бортинженера в корабле «Союз ТМ-13» было занято Токтаром Аубакировым, космонавтом из Казахстана, который не был подготовлен к длительному полёту. Он и Франц Фибек, первый астронавт Австрии, вместе с Арцебарским 10 октября вернулись на Землю, а командир Александр Волков остался с Крикалёвым. После смены экипажа в октябре Волков и Крикалёв продолжили эксперименты на «Мире», совершили ещё один выход в открытый космос и вернулись на Землю 25 марта 1992. За время полёта страна сменила название - улетали космонавты из СССР, а вернулись уже в Россию. За этот полёт Крикалёв был удостоен Звезды Героя России № 1.

За два первых полёта Крикалёв провёл в космосе более года и трёх месяцев и совершил семь выходов в открытый космос.

В октябре 1992 руководство НАСА объявило о том, что на американском корабле многоразового использования полетит российский космонавт, имеющий опыт космических полётов. Крикалёв стал одним из двух кандидатов, направленных Российским космическим агентством для тренировок вместе с экипажем STS-60. В апреле 1993 он был объявлен основным кандидатом.

Крикалёв участвовал в полёте STS-60 - первом совместном американо-российском полёте на корабле многоразового использования (шаттле). Полёт STS-60, начавшийся 3 февраля 1994, был вторым полётом с модулем Spacehab (Space Habitation Module) и первым полётом с устройством WSF (Wake Shield Facility). В течение восьми суток экипаж корабля Discovery выполнил много различных научных экспериментов в области материаловедения, как в устройстве WSF так и в модуле Spacehab, биологических экспериментов и наблюдений поверхности Земли. Крикалёв выполнил значительную часть работ с дистанционным манипулятором. Совершив 130 витков и пролетев 5486215 километров, 11 февраля 1994 корабль Discovery совершил посадку в Космическом Центре имени Кеннеди (штат Флорида). Таким образом Крикалёв стал первым российским космонавтом, совершившим полёт на американском шаттле.

После полёта STS-60 Крикалёв вернулся к своей работе в России. Он периодически направлялся в командировки в Космический Центр имени Джонсона в Хьюстоне, чтобы работать в Центре управления полётами с Поисково-спасательной службой в ходе совместных американо-российских полётов. В частности, он участвовал в наземном обеспечении полётов STS-63, STS-71, STS-74, STS-76.

Крикалёв был назначен в первый экипаж Международной космической станции и первым в декабре 1998 побывал с краткосрочной миссией на МКС на челноке Endeavor.

В октябре 2000 в составе первого экипажа длительной экспедиции Сергей Крикалёв совместно с Юрием Гидзенко и Уильямом Шепердом начал постоянные пилотируемые полёты на МКС.

11 октября 2005 Сергей Крикалёв завершил свой шестой полёт, вернувшись на Землю с МКС в спускаемом аппарате корабля «Союз ТМА-6» после полугода на орбите.

Увлечения

Высший пилотаж, плавание, подводное плавание, горные лыжи, виндсерфинг, теннис, любительское радио (Х75М1К). Кандидат в мастера спорта по многоборью. Мастер спорта СССР по высшему пилотажу. Участник чемпионатов СССР, Европы и мира по высшему пилотажу. Чемпион СССР в командном зачете (1986). Чемпион Европы в командном зачете (1996). Чемпион мира в командном зачёте (1997).

Радиолюбительский позывной - U5MIR.

Награды и звания

Герой Советского Союза с вручением ордена Ленина и знака особого отличия - медали «Золотая звезда» (1989)

Герой Российской Федерации с вручением знака особого отличия - медали «Золотая звезда» (медаль № 1) (1992)

Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2002)

Орден Почёта (1998)

Орден Дружбы народов (1992)

Почётноё звание «Лётчик-космонавт СССР» (1989)

Медаль «В память 300-летия Санкт-Петербурга» (2005)

Офицер ордена Почётного легиона (1989, Франция)

Медаль NASA «За космический полёт» (1996, 1998, 2001)

Медаль NASA «За выдающиеся общественные заслуги» (2003)

Почётный гражданин Санкт-Петербурга (2007)

Заслуженный мастер спорта России

Спасибо Господу Богу за таких Людей.
Natali 01.10.2008 04:48:27

Сергей Крикалев закончил ЛМИ в 1981г. Я поспупила на 1-ый курс в 1980г. Т.е. наши жизненные пути на мгновение пусть не пересеклись, но прошли очень близко. Прочла биографию Сергея Константиновича, перечень наград и званий...Нет слов. И мне стало стыдно перед Институтом и перед самой собой, что я всего рядовой бухгалтер. Так сложилась жизнь. Да здравствует высшая школа ЛМИ и весь преподавательский состав родного и любимого Военмеха. Низкий поклон Крикалеву С.К. и спасибо за героическую жизнь. Наталия.


ПОЖЕЛАНИЕ КОСМОНАВТУ-С.К.КРИКАЛЕВУ
Ф И О Д О Р И Я 08.02.2010 07:00:30

ХОЧЕТСЯ - ПОЖЕЛАТЬ СЕРГЕЮ КОНСТАНТИНОВИЧУ САМЫХ ЗДРАВЫХ ПОСТУПКОВ НА
СРАВНИТ.НОВОМ ДЛЯ НЕГО ПОПРИЩЕ, В КАЧЕСТВЕ ГЕН.РУК."РГНИИ ЦПК",Т.К.
ПОЗНАНИЙ В ПРОФ.ДЕЯТ.У НЕГО БОЛЕЕ - БОЛЕЕ, ЧЕМ У РЯДОВОГО ЧИНОВНИКА
СО СТОРОНЫ - И ЭТО РАДУЕТ!!! МНЕ,КАК СОРАТНИКУ,ДА И ФАКТИЧЕСКИ,СВЕР-
СТНИКУ, ДАННАЯ КОСМО-ТЕМА ЯВЛ.РОДНОЙ!ВЕДЬ МНЕ,ДО И ПОСЛЕ ЗАВЕРШЕНИЯ
СООТВЕТ.В У З А,ПРИХОДИЛОСЬ ВПЛОТНУЮ ВГРЫЗАТЬСЯ В ОБЕСПЕЧ.БЕСПЕРЕ-
БОЙНОЙ РАБОТЫ ПО ОБСЛУЖ.НАЗЕМНОЙ АППАРАТУРЫ,ОБОРУДОВАНИЯ,В Т.Ч.НЕ-
СТАНДАРТНОГО-НАШЕЙ И ИНОСБОРКИ.ЗА МНОГИЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ РАБОТЫ НА СООТ-
ВЕТСТВ."З А Т О" СОПРЕДЕЛЬН.(НА ДАННЫЙ СОВРМ.МОМЕНТ)С Н Г ПРОРАБОТАЛ
СО МНОГИМИ И МНОГИМИ СОТНЯМИ СПЕЦИАЛИСТОВ РАЗНООБРАЗНОГО УРОВНЯ ПОД-
ГОТОВКИ,ИЗ РАЗНЫХ УГОЛКОВ НАШЕЙ,В ПРОШЛОМ,НЕОБЪЯТНОЙ Р О Д И Н Ы...
П О Л И Г О Н ВСЕЯ РУСИ ЯВЛ.ПЕРЕДОВЫМ ФОРПОСТОМ НАШЕЙ Н А У К И И
Т Е Х Н И К И,ЧТО ПОЗВОЛИЛО СОВ.СОЮЗУ ОТОДВИНУТЬ ТУ САМУЮ "холодную
войну",НАВЯЗАННУЮ ЗАПАДОМ-ЗАОКЕАНИЕЙ,СРАЗУ ПОСЛЕ 2-Й МИРОВОЙ ВОЙНЫ!!
ОДНИМ ИЗ НЕПОСРЕД.УЧАСТНИКОВ Я СЕБЯ И СЧИТАЮ,И НЕОТЪЕМЛЮСЬ ОТ КОСМО-
НАВТИКИ:БЫВШИХ "КОСМОДРОМОВЦЕВ"НЕ БЫВАЕТ...ТОЖЕ САМОЕ СКАЖУ О ДВАЖДЫ
Г Е Р О Е СССР,Р О С С И И № 1!!!УЧАСТНИКЕ МНОГИХ ПОЛЕТОВ С ВЫХОДОМ
В ОТКРЫТЫЙ К О С М О С, С ОБЩИМ НАЛЕТОМ БОЛЕЕ 803...С У Т О К,СЕМЬЯ-
НИНОМ,ОЧЕНЬ СЕРЬЕЗНЫМ И,В ТО ЖЕ ВРЕМЯ,ПРОСТО НАШЕНСКИМ - ПАРНЕМ,КАК
МНЕ ПОМНИТЬСЯ В ЭТАП КРАЙНЕЙ ПОДГОТОВКЕ НА КОСМОДРОМЕ ПЕРЕД ВЗЛЕТОМ,
С ПРОСМОТРОМ(обязательно)КЛАССИКИ - тов.СУХОВА,Абдуллы и его гарема,
а также нашей поистине самой надежной ТАМОЖНИ,кот.МЗДУ не берет,т.к.
"ЗА ДЕРЖАВУ ОБИДНО",- ОСОБЕННО,КОГДА ЕЕ РАЗВАЛИЛИ...и,конечно,высад-
кой деревцев на"АЛЛЕЕ КОСМОНАВТОВ" - ИНТЕРЬВЬЮ ДЛЯ С М И,АВТОБУС и
"дорога в Космос"вплоть до нашего"гагаринского"старта..."ПОЕХАЛИ"!!!
ХОТЕЛОСЬ,КОНЕЧНО,ПОЖЕЛАТЬ ДАЛЬНЕЙШИХ ПРОФ.успехов,удачи,спокойного
семейного счастья.ПОЗДРАВИТЬ ВАШУ СЕМЬЮ И С.К.особенно,ПО-ПОВОДУ
Д Н Я Р О Ж Д Е Н И Я - юбилея дочери Ольги,с наст.ДНЕМ ЗАЩИТНИКА
ОТЕЧЕСТВА,женщин - с 8_М А Р Т А.ВСЕГО В А М ХОРОШЕГО,С Е Р Г Е Й!!
МНОГО УЖЕ ВОДЫ В реке СЫР-ДАРЬЕ УТЕКЛО,РЕКА ОЧЕНЬ ОБМЕЛЕЛА,ПОГОДА
НА ТЕРРИТ.ПОЛИГОНА ТАКЖЕ ИЗМЕНИЛАСЬ.ЕСЛИ НА "0"-ВКЕ ВЫЙТИ К БЕСЕДКЕ
"любви,свиданий и отдыха",то реку видно в далеке,как большой канал..
САМ ГАРНИЗОН явл.с моей тчк.зрения-местным а у л о м,окруженный псев-
докалючкой.Все,что смогли,после 90-х,уберечь и довосстановить некот.
объекты,кот.и набл.народ по ТВ при очередном запуске "изделия".Оста-
льное нам только снится...С ОБЩИМ ПЕРЕСЕЛЕНИЕМ НАШЕЙ СЕМЬИ В ДР.РЕГИ-
ОН ОПРЕДЕЛИЛИСЬ РАНЕЕ,НО КАК ОКАЗАЛОСЬ,НЕПОНЯТНО ЗАЧЕМ И КУДА ПЕРЕЕ-
ХАЛИ,ДР СИХ ПОР ПОНЯТЬ НЕ МОЖЕМ,ДАЛЕЕ НЕ ПО ФОРМАТУ...ОДНО У МЕНЯ ПО-
ЖЕЛАНИЕ К СПЕЦАМ. НАШЕГО ВРЕМЕНИ: НЕ ДАТЬ ЗАГЛОХНУТЬ В "г л у х о -
м а н и и"-такое полож.дел в,казалось бы регион=центре,том самом,о
кот.еще наш известный классик комедию написал,но"воз и ныне ТААААМ"!
ОСТАЛЬНОЕ НАМ ТОЛЬКО СНИТЬСЯ,ИЛИ УЖЕ НЕ СНИТЬСЯ,как в кошмарном сне!
ЗА СИМ ОСТАЮСЬ ВАШ СОТРУДНИК-СОРАТНИК-лит.псевдоним-ФИОДОРИЯ.