Имя прилагательное. Роль имен прилагательных в речи Прилагательные делают нашу речь какой

Тема урока

Роль имен прилагательных в речи

Педагогическая
цель

Создать условия для умений распознавать имена

прилагательные и правильно их употреблять

Тип урока

Развитие знаний и способов действий, решение учебной задачи

Планируемые
результаты
(предметные)

Имеют первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и

культурного пространства России, о языке как основе национального

самосознания; проявляют позитивное отношение к правильной устной и

письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции

человека

Личностные
результаты

Проявляют этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную

отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; осознают роль

языка и речи в жизни людей; эмоционально «переживают» текст, выражают свои

эмоции

Универсальные учебные действия
(метапредметные)

Познавательные:

общеучебные – владеют навыками смыслового чтения текстов

различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строят

речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составляют тексты

в устной и письменной форме; логические – осуществляют сравнение, находят различие

и сходство текстов; осуществляют анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

Регулятивные:

умеют прогнозировать, предвосхищать результат и уровень

усвоения, его временные характеристики.

Коммуникативные:

оформляют свои мысли в устной и письменной форме

(на уровне предложения или небольшого текста)

Основное содержание темы, понятия
и термины

Имя прилагательное. Роль имен прилагательных в тексте. Текст. Типы текстов: научный, художественный. Текст-описание. Ромашка

Образовательные
ресурсы

Учебник, презентация; карточки для исследовательской работы; для тренировочных упражнений и для проверки усвоения знаний учащимися.

Ход урока

    Орг. момент.

У нас на парте все в порядке:

Альбомы, книги и тетрадки.

Готовы мы начать урок,

Звени скорей для нас, звонок!

    Актуализация знаний.

Прочитайте стихотворение.

Я – часть речи интересная,

Широко в миру известная,

Опишу любой предмет –

В этом равных со мною нет.

Речь со мною выразительна,

И точна, и удивительна.

Чтоб красиво говорить

Мною нужно дорожить!

О какой части речи говорится в стихотворении? (Об имени прилагательном).

II I . Постановка учебной задачи.

Игра «Узнай»

    Серый, хищный, жадный…

    Ловкая, хитрая, рыжая…

    Косой, слабый, трусливый…

    Большой, косолапый…

Что обозначают слова, благодаря которым вы догадались, о ком идет речь?

Какой частью речи они являются? Что вы знаете о прилагательных?

- Как вы думаете, ребята, какая роль имён прилагательных в речи? (Имена прилагательные делают нашу речь более точной, яркой и выразительной.)

Сформулируйте тему урока. (Роль имен прилагательных.)

Чему будем учиться? (Определять роль имен прилагательных.)

IV . «Открытие» детьми нового знания. Работа в группе.

- Чтобы лучше понять (уточнить) это предлагаю вам прочитать небольшой текст.

В зоопарке ребята издали увидели животное. У него уши, нос. Оно живет в странах.

- Понятно о каком животном идет речь? Интересно читать такой текст?

-Слова, какой части речи нам необходимо вставить, чтобы догадаться о ком идет речь? (Имена прилагательные).

- Попробуйте вставить пропущенные слова, которые дали бы нам больше информации о животном и помогли бы гораздо раньше догадаться, о ком говорится в тексте?

В зоопарке ребята издали увидели огромное животное. У него широкие уши и длинный нос. Оно живет в жарких странах.

- Как изменился текст?

- Озаглавьте и спишите текст.

( Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова с орфограммами и объясняют их написание. (Работа проводится на интерактивной доске.)

- Какая часть речи помогла определить животное? (Имя прилагательное). - Нужны ли нам имена прилагательные в речи?
Вывод: имена прилагательные делают нашу речь более точной, яркой и выразительной.
-
Какие признаки предметов называют имена прилагательные в этом тексте?

V . Первичное закрепление.

Работа в группах.

- Попробуйте вставить пропущенные слова, которые дали бы нам больше информации о животном.

Карточка 1.

Подбери и вставь в текст имена прилагательные, чтобы получился рассказ о медведях.

Медведи.

____________ медведи живут в лесу. Они _______ хищники. Хотя _______ медведи имеют ___ вид, они являются растительноядными животными, потому что в ________ количестве поедают ягоды, грибы, орехи. ________ медведи - _____ рыболовы .

Слова для справок: крупные, бурые, травоядные, опасные, прекрасные, большом, страшный.

Карточка 2.

Вставь подходящие по смыслу прилагательные, чтобы получился рассказ о волке.

Волк.

Волк_________ зверь. Он живет в лесу. У волка __________ , ___________ зубы, _______ , ________ шерсть. Хвост у волка _________. Ноги _________ , __________. Мы видели волка. У-У-У -______________ какой!

Слова для справок: хищный, трусливый, серая, острые, быстрые, большие, сильные, длинный, густая, трусливый, страшный.

Алгоритм выполнения по карточке

    Вписать пропущенные слова.

    Подчеркнуть главные члены.

2. Работа со словом из словаря

а). Отгадайте загадку.

Кто тебя не знает,

Полевой цветок:

Белые реснички,

Золотой глазок. (Ромашка.)

- Найдите слово ромашка в орфографическом словаре. Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму. Составьте предложение со словом ромашка, запишите.

3. Работа по учебнику

Упр. 119 (с. 68).

- Прочитайте тексты.

- Найдите описание цветка в каждом тексте. Прочитайте.

- Сравните имена прилагательные, данные в текстах. Что вы заметили?

- В каком тексте даётся более точное описание? Обоснуйте свой ответ.

- Какая часть речи даёт более полное описание растения?

- Что такое текст-описание?

VI . Включение в систему знаний и повторение. Самостоятельная работа.

- Прочитайте текст.

В летние знойные дни хорошо бродить в березовой роще. Теплый ветер шелестит над головой зеленой листвою. Пахнет грибами, спелой душистой земляникой. Сквозь густую листву прорываются солнечные лучи. Хорошо лежать в чистой траве, закинув под голову руки, смотреть в высоту, где над вершинами берез по голубому летнему небу плывут и плывут, точно белые лебеди, высокие облака.

(И.Соколов-Микитов)

Спишите. Найди в предложениях прилагательные, подчеркни их волнистой линией. Взаимопроверка.

VII . Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Осуществляется анализ и творческая переработка полученных знаний.

(Работа в парах)

- Давайте попробуем систематизировать все наши знания об имени прилагательном и заполнить таблицу

Имя прилагательное

Отвечает

Обозначает

Сочетается

Изменяется

Роль в речи

VIII . Итог урока.

Обобщение: Прилагательное – это самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, внешности, переживаниях, о настроении…

Завершите предложения:

Сегодня я узнал(а)….

Теперь я могу…

У меня получилось…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Домашнее задание: упр. № 120

Прилагательное играет большую роль в речи потому, что, во-первых, оно обозначает признаки предметов, во-вторых, украшает нашу речь. И, наконец, они могут являться средством художественной выразительности - эпитетами.

Каждый предмет имеет признаки, в которых проявляется его особенность. Для названия признаков предмета в языке есть специальные слова - имена прилагательные.

Прилагательные помогают нам выделить нужный предмет из многих одинаковых предметов. Наша речь без прилагательных была бы похожа на картину, написанную серой краской. Прилагательные позволяют передать красоту, яркость, разнообразие окружающих нас предметов, делают нашу речь выразительнее и точнее. С прилагательными речь как яркая цветная картина, может быть, даже еще богаче, чем картина, так как прилагательные не только обозначают цвета предметов, их звуки, запахи, вкус, но и выражают отношение к предметам, о которых говорится (Бабайцева, 1993: 109).

Отличительным признаком употребления имен прилагательных в разных функциональных стилях является преобладание относительных прилагательных в научном, официально-деловом стилях и обилие качественных прилагательных в художественной речи. В этом проявляется влияние экстралингвистических факторов, определяющих семантико-тематический отбор качественных слов в текстах разного содержания и функционально-стилевой принадлежности (Голуб, 1997: 337).

Так, обращение к относительным прилагательным в законодательных документах обусловлено необходимостью частого выражения в них отношений между лицами и государством, лицами и предметами и т.д. Немало прилагательных выполняют роль терминов, а также входят в состав устойчивых словосочетаний-терминов и собственных имен (около 30%): Содружество Независимых Государств, Государственная Дума, федеральные войска. Показательно, что в официально-деловом стиле наиболее употребительны краткие прилагательные со значением модальности. Как правило, они указывают на долженствование или предписание: Каждый гражданин обязан; Письменные сделки должны быть подписаны лицами, их совершившими; Вызов экспертов обязателен (Голуб, 1997: 338).

В деловых документах прилагательные этой группы составляют 75% от всех кратких форм, в то время как в научных текстах их употребление отмечается крайне редко, а в художественной речи они практически не встречаются.

В публицистическом стиле также происходит специализация некоторых семантических групп прилагательных, которым отводится особое место в составе оценочной лексики, несущей большую экспрессивную нагрузку. Это такие прилагательные, как дремучий, разнузданный, махровый, оголтелый, обвальный и т.д. В публицистической речи они выступают указателями наивысшей степени качества, передаваемого существительными, к которым относятся.

Однако было бы неверно исключать из состава прилагательных, используемых в книжных стилях, общеупотребительные лексемы, которые, как правило, представлены в любом тексте; например в научной монографии:

Применение математических методов в психологии… сопряжено с огромными трудностями, и прежде всего потому, что построение вероятностной модели явления - достаточно тонкая задача, требующая подчас даже больших усилий, чем последующая работа математика с такой моделью (Голуб, 1997: 343).

В книжных стилях прилагательные, выступающие в чисто информативной функции, не употребляются в переносном значении и не допускают синонимических замен в случае терминологизации, например:

Готовая к выпуску книга включает помимо авторского текста ряд дополнительных текстов.… Поэтому появилась необходимость отличать объем литературного произведения, оплачиваемого автору, от полного объема книги. Для этого введена единица измерения - издательский лист. Для измерения количества бумаги, идущей на изготовление книги, служит печатный лист.

Такое употребление прилагательных, исключающее установку на эстетику речи и преследующее лишь практическую цель, соответствует функционально-стилевой специфике использования морфологических ресурсов языка.

Потенциальные же изобразительно-выразительные возможности имени прилагательного реализуются в художественной и публицистической речи, предоставляющей в распоряжение стилистики обширный материал для наблюдений. Стилистическое значение прилагательных как источника речевой экспрессии в названных стилях речи трудно переоценить. «Качественные слова», как иногда называют прилагательные, - самая живописная часть речи. Не случайно писатели придают важное значение точному употреблению прилагательных-определений, усматривая в этом проявление профессионализма, мастерства (Голуб, 1997: 350).

Обращение к прилагательным диктуется необходимостью в деталях обрисовать внешность героя: Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сюртук с тремя медалями на полинялых лентах… (Пушкин). Прилагательные участвуют и в создании психологического портрета персонажа, описании его привычек, уклада жизни и т.д.: Сии столь оклеветанные смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые (Пушкин).

В русской художественной литературе сложилась богатая традиция стилистического освоения прилагательных-эпитетов в различных описаниях, и прежде всего в пейзажных зарисовках. Проиллюстрируем это примером описания лунной ночи: …Появилась луна, обливая море серебряным блеском. Большая, кроткая, она медленно плыла вверх по голубому своду неба, яркий блеск звезд бледнел и таял в ее ровном, мечтательном свете (М. Горький). Господство прилагательных в системе выразительно-изобразительных средств проявляется и в том, что вовлеченные в контекст существительные, глаголы, наречия также нередко связаны своими значениями с понятием качества; ср.: блеск, свет, бледнел, медленно.

В русском языке определились своеобразные семантические ряды прилагательных, которые образуют богатую палитру красок при воссоздании картин природы. Например, свет луны в романтическом контексте часто рисуется с помощью прилагательных: бледный, голубой, серебряный, серебристый, зеркальный, лимонный, желтый, томный, таинственный, призрачный, загадочный. Для описания же реалистической (нередко сниженной) картины лунной ночи привлекаются иные имена прилагательные: [луна] большая, огромная, круглая, рыжая, красная, кроваво-красная; ср.: Диск луны, огромный, кроваво-красный, поднимался за деревьями парка (Куприн). Частотность использования подобных эпитетов может привести к рождению литературных штампов, получающих негативную оценку в стилистике. Однако подлинные мастера художественной речи проявляют большую изобретательность в соединении слов (по выражению А.С. Пушкина). Богатство же семантических групп прилагательных в русском языке создает широкие возможности для их творческого применения. Так, А.С. Пушкин мог к одному слову подобрать до пятидесяти прилагательных-определений в разных контекстах (Голуб, 1997: 351).

В то же время отказ писателей от использования прилагательных при изображении природы в художественном тексте может стать своеобразным стилистическим приемом, демонстрирующим ироническое отношение автора к метафорическому слогу, стремление к «деромантизации» пейзажа. Этот прием реализован, например, в рассказе М. Горького «Месть»: Соловьи и луна, тени, запах цветов - все это имелось налицо и в количестве гораздо большем, чем было нужно по ходу дел. Читатель невольно сравнивает эту фразу с пейзажной зарисовкой в начале рассказа (Эта река и камыш по ее берегам, а за ним темные, пышные деревья так хороши, облитые чудным, приветливым светом луны… ): отказ автора от использования прилагательных-эпитетов расценивается как выражение протеста против фальши «красивых слов».

Стилистическое значение имени прилагательного в системе выразительных ресурсов морфологии ставит его в особое положение в сравнении с другими частями речи. Умение автора найти художественное определение нередко выступает критерием хорошего слога. Поэтому замечания опытных писателей о стиле молодых авторов особенно часто касаются употребления прилагательных.

При употреблении прилагательных важно сохранять чувство меры, не злоупотребляя эпитетами, порождающими многословие. А.П. Чехов советовал молодому Горькому: «Читая корректуру, вычеркивайте, где можно, определения… Понятно, когда я пишу: «человек сел на траву »… Наоборот, неудобопонятно и тяжеловато для мозгов, если я пишу: «высокий, узкогрудый, среднего роста человек с рыжей бородой сел на зеленую, уже измятую пешеходами траву, сел бесшумно, робко и пугливо оглядываясь ». Это не сразу укладывается в мозгу, а беллетристика должна укладываться сразу, в секунду» (Голуб, 1997: 352).

Изученный нами материал об особенностях функционирования прилагательных в разных стилях речи стал лингвистическим обоснованием разрабатываемой нами проблемы развития речи младших школьников.

В результате анализа лингвистической литературы установлено следующее:

1. Имя прилагательное как знаменательная часть речи не имеет однозначного решения в аспекте рассмотрения его объёма и содержания. В широком понимании в прилагательное включаются порядковые числительные, отдельные местоимённые слова, которые также обозначают признаки предметов или указывают на них. В нашей работе представлено традиционное понимание имени прилагательного как части речи, обозначающей признак предметов и выражающей его в словоизменительных категориях рода, числа и падежа, в предложении обычно выступающее в функциях определения и именной части составного именного сказуемого.

2. По значению и грамматическим характеристикам имена прилагательные делятся на 3 разряда: качественные, относительные и притяжательные. Данная классификация используется в школьной практике и принята в нашей работе. Нами рассмотрены и другие классификации прилагательных, в частности, предложенная в «Русской грамматике», которая предполагает деление прилагательных на два лексико-грамматических разряда: качественные и относительные, относительные, в свою очередь, - на собственно-относительные, порядковые и местоименные, собственно-относительные - на непритяжательные и притяжательные. Другой вариант классификации прилагательных предполагает деление их на знаменательные и местоименные; знаменательных прилагательных - на качественные и относительные; относительных - на собственно-относительные и порядковые, собственно-относительных - на непритяжательные и притяжательные.

3. Имя прилагательное, как и имя существительное, имеет грамматические категории рода, числа и падежа. В работе описано различие этих грамматических категорий у названных частей речи: у существительных они семантически значимы, у прилагательных зависят от существительных, не связаны с фактами реальной действительности, в результате чего являются словоизменительными.

4. В речи имена прилагательные играют важную роль. Они обозначают признак предмета, украшают нашу речь, могут выступать средствами художественной выразительности - эпитетами. Богатая и гибкая система прилагательных содержит разносторонние изобразительно-выразительные возможности, которые реализуются эстетической функцией этой части речи. Прилагательное также выполняет информативную функцию и используется для сужения объема понятия, выражаемого существительными, что делает прилагательное незаменимым во всех стилях, но особенно когда возникает необходимость в конкретизации значения, выраженного предметным словом.

В дипломной работе рассмотрена роль прилагательных в различных стилях речи. Прилагательные делают речь более точной, в деталях представляют объект, внешний вид человека, его характер, поступки и т.д. Эта функция прилагательных особенно важна для развития речи младших школьников. Формирование умения употреблять прилагательные в устной и письменной речи, кроме расширения и обогащения словарного запаса младших школьников, способствует развитию у них умения наблюдать, подмечать разнообразные признаки предметов окружающей действительности. Решению задач развития речи младших школьников в процессе использования имён прилагательных и посвящена следующая глава.

В речи,

формирование умения использовать в речи имена

ных; повышение познавательной и творческой активности,

учащихся;

2) развитие коммуникативных навыков, активизация

лексического запаса, развитие устной и письменной речи.

3) воспитывать любовь, интерес к изучению языка.

Задачи: обогащение словарного запаса учащихся, формирование

Тип урока: урок изучения новой темы

Оборудование: ИД, учебник, загадки, таблица, ОК

Ход урока

I. Организационно-мотивационный момент

1. Сообщение темы и цели урока

2. Толкование слова «ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ»

Как вы думаете, почему эта часть речи называется так: «прилагательное »?

В самом названии части речи – имя прилагательное – уже содержится намёк

на то, что это слово должно к чему-то «прилагаться», присоединяться.

К каким же словам присоединяются прилагательные?

Для чего прилагательные присоединяются к существительным? Так ли они

нам необходимы?

3. Ситуативная сценка-диалог

1) Уходя на работу, мама торопливо «отдаёт приказания»:

Нурай, свари, пожалуйста, кашу, а ты Бахтияр, сходи в магазин за

Но вдогонку ей слышится вопрос:

Какую кашу сварить? Манную, рисовую, пшенную или гречневую?

И Бахтияр тоже спешит спросить:

А какого хлеба купить, белого или чёрного?

И мама уточняет: кашу надо сварить рисовую, а хлеба купить

Вывод : Очень важной частью речи является существительное, дающее

имена всем предметам, явлениям окружающей действительности. Но как

беден был бы наш язык, если бы мы ничего не знали о предмете, кроме его

названия.

Что бы мы ни делали, где бы мы ни были, нас всюду сопровождают

вопросы: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? Отвечая на эти вопросы, мы называем

различные признаки , которыми обладает предмет: человек какой? добрый,

чуткий, умный… Погода какая? морозная, солнечная, ветреная… Все эти

слова, которые «прилагаются» к именам существительным для обозначения

различных признаков, и получили название прилагательных.

4. Ознакомление с теоретическим материалом (с. 127)

1) Составление ОК

Имя прилагательное

самостоя - обозначает какой? зависят от определение

тельная признак какая? существительных или

часть речи предмета какое? (род, число, падеж) сказуемое

имена прилагательные делают нашу речь более

точной, выразительной

III. Закрепительные упражнения

1. Выработка навыков сочетания прилагательных с существительными

Подбери нужное слово

У лукоморья дуб, пушистых

цепь на дубе том. снежною

И днём и ночью кот зелёный

Всё ходит по цепи кругом. белой

златая

На ------- ветках учёный

----- каймой

Распустились кисти

----- бахромой.

2. Выпишите из словаря учебника 5 прилагательных. Подберите к

ним существительные женского, мужского, среднего рода. С любыми из них составьте 2 повествовательных предложения.

Сочинения-миниатюры (описания, повествования)

Каким я видел(а) снег Зимние каникулы

Снеговик

Деревья в снегу

2.Вывод о 2-х типах текстов, понятие о рассуждении

Название типов речи

На какой вопрос даётся ответ в высказывании

О чём говорится в высказывании

Описание

Каков предмет, человек, природа?

О признаках (предмета, человека, природы…)

Повествование

Что происходит с человеком, предметом, природой?

О событиях и действиях

Рассуждение

Почему предмет, человек, природа таковы?

О причинах признаков, событий, действий

V . Работа с текстом (Упр.8)

Что такое искусство?

1. Чтение текста

2. Словарная работа

3. Беседа, составление ОК

Что такое искусство

https://pandia.ru/text/78/068/images/image002_31.jpg" width="693" height="528 src="> (энциклопедия, интернет)

Отгадайте загадки