Друзья пеппи длинный чулок имена. Энциклопедия сказочных героев: "Пеппи Длинныйчулок"

Астрид Эмилия Линдгрен
Произведение “Пеппи Длинный чулок”

Пеппи Длинныйчулок – одна из самых фантастических героинь Астрид Линдгрен. Она делает все, что хочет. Спит с ногами на подушке и с головой под одеялом, возвращаясь домой, пятится всю дорогу задом, потому что ей не хочется разворачиваться и идти прямо. Но самое удивительное в ней то, что она невероятно сильна и проворна, хотя ей всего девять лет. Она носит на руках собственную лошадь, которая живет в ее доме на веранде, побеждает знаменитого циркового силача, разбрасывает

В стороны целую компанию хулиганов, напавших на маленькую девочку, ловко выставляет из собственного дома целый отряд полицейских, прибывших к ней, чтобы насильно забрать ее в детский дом, и молниеносно забрасывает на шкаф двоих громил воров, которые решили ее ограбить. Однако в расправах П. Д. нет ни злобы, ни жестокости. Она на редкость великодушна со своими поверженными врагами. Осрамившихся полицейских она угощает только что испеченными булочками. А сконфуженных воров, отрабатывающих свое вторжение в чужой дом тем, что они всю ночь танцуют с П. Д. твист, она великодушно награждает золотыми монетами, на сей раз честно заработанными ими, и радушно угощает хлебом, сыром, ветчиной, холодной телятиной и молоком. Причем П. Д. не только на редкость сильна, она еще и невероятно богата и могущественна, ведь ее мама – ангел на небе, а папа – негритянский король. Сама же П. Д. живет вместе с лошадью и обезьянкой, господином Нильс-соном, в старом полуразвалившемся доме, где она устраивает поистине королевские пиры, раскатывая скалкой тесто прямо на полу. П. Д. ничего не стоит купить для всех детей в городе “сто кило леденцов” и целый магазин игрушек. По сути дела, П. Д. не что иное, как мечта ребенка о силе и благородстве, богатстве и щедрости, могуществе и самоотверженности. Но вот взрослые П. Д. почему-то не понимают. Городской аптекарь просто свирепеет, когда П. Д. спрашивает его, что нужно делать, когда болит живот: жевать горячую тряпку или лить на себя холодную воду. А мама Томми и Анники говорит, что П. Д. не умеет себя вести, когда та в гостях одна заглатывает целиком сливочный торт. Но самое удивительное в П. Д. – это ее яркая и буйная фантазия/которая проявляется и в тех играх, которые она придумывает, и в тех удивительных историях о разных странах, где она побывала вместе с папой, капитаном дальнего плавания, которые она теперь рассказывает своим друзьям.

  1. Астафьев Виктор Петрович Произведение “Печальный детектив” Сорокадвухлетний Леонид Сошнин, бывший оперативник уголовною розыска, возвращается из местного издательства домой, в пустую квартиру, в самом дурном расположении духа. Рукопись его первой книги...
  2. Леонид Пантелеев Произведение “Республика ШКИД” Шкид или Шкида – так “детективные” воспитанники сократили название своего учебного заведения – Школы социально-трудового воспитания имени Достоевского. Шкида возникла в 1920 г. в Петрограде....
  3. Маршак Самуил Яковлевич Произведение “Двенадцать месяцев” В зимнем лесу волк беседует с вороном, белки играют с зайцем в горелки. Их видит Падчерица, которая пришла в лес за хворостом и дровами...
  4. Агата Кристи Произведение “Убийство Роджера Экройда” События романа “Убийство Роджера Экройда” Агаты Кристи разворачиваются в небольшой деревне Кингз-Эббот. Действующие лица романа – доктор Шеппард, Эркюль Пуаро и, конечно же, жители...
  5. Грибоедов Александр Сергеевич Роман А. С. Грибоедова “Горе от ума” Ранним утром служанка Лиза стучится в спальню к барышне. Софья откликается не сразу: она всю ночь беседовала со своим возлюбленным,...
  6. Вампилов Александр Валентинович Произведение “Старший сын” Двое молодых людей – студент-медик Бусыгин и торговый агент Семен, по прозвищу Сильва, – приударили за незнакомыми девушками. Проводив тех до дома, но не...
  7. Эртель Александр Иванович Произведение “Гарденины, их дворня, приверженцы и враги” Вдова действительного статского советника Татьяна Ивановна Гарденина вместе с тремя своими детьми проводила обычно зиму в Петербурге. Из-за признаков малокровия...
  8. Бондарев Юрий Васильевич Произведение “Тишина” Эйфория московского предновогодья в декабре 45-го г. как нельзя лучше совпала с настроением недавно демобилизовавшегося из Германии капитана Сергея Вохминцева, “когда казалось, что все прекрасное...
  9. Жан Лафонтен Произведение “Откупщик и Сапожник” Богатый Откупщик живет в пышных хоромах, ест сладко, пьет вкусно. Сокровища его неисчислимы, он всякий день дает банкеты и пиры. Словом, жить бы ему...
  10. Маркес Габриэль Гарсия Произведение “Осень патриарха” Патриарх – центральный персонаж романа, представляющий собой обобщенный образ латиноамериканского диктатора. Лишенный конкретных черт, максимально обобщенный образ П. оказывается воплощением самой идеи власти, ее...
  11. Писемский Алексей Феофилактович Произведение “Горькая судьбина” В ожидании возвращения с заработков из Петербурга оброчного мужика Анания Яковлева, “человека из души гордого, своеобышного”, работящего и хозяйственного, в празднично убранной избе, тревожно...
  12. Евтушенко Евгений Александрович Поэма Е. А. Евтушенко “Братская ГЭС” Молитва перед плотиной “Поэт в России – больше, чем поэт”. Автор подводит итог всему, что случилось прежде, смиренно становясь на колени,...
  13. Иоганн Людвиг Тик Произведение “Странствования Франца Штернбальда” Роман стилизован под старонемецкую историю. Начало повествования приходится приблизительно на 1521 г. Франц Штернбальд, художник, молодой ученик Альбрехта Дюрера, прославленного немецкого живописца, покидает...
  14. Перси Биш Шелли Произведение “Ченчи” Действие происходит в Италии XVI в., когда на папском престоле восседает папа Клемент VIII. Граф Ченчи, богатый римский вельможа, глава большого семейства, прославился своим беспутством...
  15. Проспер Мериме Произведение “Кармен” Ранней осенью 1830 г. любознательный ученый (в нем угадывается сам Меримо) нанимает в Кордове проводника и едет на поиски древней Мунды, где произошло последнее победоносное испанское...
  16. Мольер Жан Батист Произведение “Школа мужей” Тексту пьесы предшествует авторское посвящение герцогу Орлеанскому, единственному брату короля. Братья Сганарель и Арист безуспешно пытаются убедить друг друга в необходимости измениться. Сганарель, всегда...
  17. Солженицын Александр Исаевич Произведение “Один день Ивана Денисовича” Крестьянин и фронтовик Иван Денисович Шухов оказался “государственным преступником”, “шпионом” и попал в один из сталинских лагерей, подобно миллионам советских людей, без...
  18. Менандр Произведение “Отрезанная коса, или Остриженная” Текст комедии сохранился лишь фрагментарно, но филологи провели его реконструкцию. Действие происходит на улице Коринфа. На сцене – два дома. Один принадлежит командиру наемников,...
  19. Максим Горький Произведение “Мещане” В зажиточном доме проживают Бессеменов Василий Васильевич, 58 лет, старшина малярного цеха, метящий депутатом в городскую думу от цехового сословия; Акулина Ивановна, его жена; сын Петр,...
  20. Дойл Артур Конан Произведение “Знак четырех” События повести “Знак четырех” разворачиваются в Лондоне в 1888 г. Во время вынужденного безделья, связанного с отсутствием заказов, известный сыщик-консультант Шерлок Холмс, проживающий на...

Пеппи Длинный Чулок — или Пеппи Длинныйчулок — исполнилось 70 лет. Количество ее воплощений огромно: кинофильмы, мюзиклы, спектакли, телесериалы, комиксы и книжки-раскраски. В любом детском магазине Скандинавии есть куклы Пеппи, мордочка с двумя рыжими косичками улыбается на сапогах, футболках и формочках для печенья. За 70 лет Пеппи наделяли самыми разными характеристиками и анализировали по-всякому.

На главной странице государственного сайта Швеции в числе главных ценностей современного общества — топ 10 шведских супервумен . Среди супергероинь нашего времени — оскароносная Алисия Викандер (победительница в номинации роль второго плана, фильм «Девушка из Дании»), создательница Uber такси Бабба Каналес, 14-летняя фешн-блогер Лиза Джонсон, журналист, эксперт по делам беженцев Суад Али и кронпринцесса Виктория. Сильные успешные женщины — это особый предмет гордости шведского общества, фирменный национальный продукт.

Рядом с сегодняшними героинями в разделе «культура» свое почетное место занимает литературный персонаж — Пеппи Длинный Чулок, героиня Астрид Лидгрен. Пеппи обозначена как ролевая модель для активных женщин, героиня борьбы за гендерное равенство.

В непослушной рыжей девочке с веснушками с чемоданом денег, эксцентричным поведением и недюжинной силой видели и портрет автора, Астрид Линдгрен, с ее манией величия, стремлением к возвышению в обществе, и мальчика-трансвестита, и ребенка с девиантным поведением (синдром ADHD — дефицита внимания и гиперактивности — в Швеции носит имя Пеппи Длинныйчулок), и предтечу Гарри Поттера, и супер-героя, и реинкарнацию ведьмы из скандинавских легенд, и старшую сестру Лисбет Саландер, «Девушки с татуировкой дракона». Политические партии и движения буквально рвали все эти годы Пеппи на части. Она стала символом послевоенного модернизма, свежим глотком в атмосфере протухших, скомпрометировавших себя за время войны идеалов буржуазного общества. Эта девочка заставила шведское общество по-другому взглянуть на детей, прислушаться к идее шведского педагога Эллен Кей, выпустившей в начале 20 века книгу-манифест «Век ребенка» с призывом не навязывать ребенку знания, а поддерживать его на пути обучения и исследования. Детская сказка вызвала реакцию по силе своего воздействия сравнимую с идеями Жана-Жака Руссо, Франсуазы Дольто или Марии .

Сразу после выхода книги на Пеппи и ее создательницу Астрид Линдгрен обрушился вал критики. Христианские политики обвиняли героиню в эгоизме, правые — в ниспровержении порядков и оскорблении взрослых, левые — в чрезмерном индивидуализме и отсутствии коллективизма. Зато шведские феминистки приняли Пеппи на ура. Они решили, что Пеппи — та самая счастливая девочка, которая буквально с пеленок обладает необходимыми условиями для женской независимости: собственными средствами и собственной комнатой, то есть идеальной средой по определению Вирджинии Вульф. А у Пеппи к тому же даже не комната, а собственная вилла «Курица» и чемодан денег.

В 1970-80-е годы в Швеции распространилось массовое поветрие: актрисы, сценаристы, художницы, режиссеры, писательницы, певицы, — словом все, кто причислял себя к свободным креативным личностям, — красили волосы в рыжий цвет. «Если видишь на улице женщину с рыжими волосами — значит, она феминистка» , — рассказывает профессор Стокгольмского универститета, исследователь детской литературы Ева Седерберг.

Все феминистки того времени считали Пеппи своим символом. Непослушная, непредсказуемая, сказочно сильная и самостоятельная, с широким гендерным диапазоном от «настоящей леди» до пирата, Пеппи стала символом женского движения в Скандинавии.

Ева Содерберг изучает Пеппи больше 20 лет. Её рабочий кабинет — настоящая библиотека со множеством изданий приключений Пеппи и подборкой детской скандинавской литературы. Все заимстования, корни, интерпретации, политические манипуляции, связанные с образом Пеппи, тут же анализируются и классифицируются.

— Но это не моя Пеппи, не настоящая, — с грустью признается профессор Седерберг. — За всеми этими интерпретациями и политическими акциями (например, на выборах 1994 года, например, феминистская партия выступала под лозунгом «Поддержим чулки!» с намеком на радикальную феминистскую группу «Красные чулки» 70-х годов, которая в свою очередь отсылали к Пеппи Длинный чулок и «синим чулкам» XIX века, или когда на открытии шведского павильона на Worldexpo в Шанхае в 2010 году шведский министр встречала гостей в костюме Пеппи) мало кто помнит и отдает себе отчет в том, что речь идет вообще-то о литературном персонаже. И к тому же девочке, а не женщине.

По мнению исследовательницы, бум популярности Пеппи, комиксы и книжки-раскраски сделали свое дело: популяризация Пеппи невольно исказила ее образ. Феминистки видят в ней взрослую женщину. И анализируют ее поведение с позиции женщины, а не девочки.

Издатели комиксов и книжек-раскрасок, наоборот, делают Пеппи младше. В первой книжке приключений девочке 9 лет, затем она становится старше: Пеппи 12 лет, когда они втроем с Томми и Анникой дают клятву больше не расти. В комиксах и книжках-раскрасках героине от силы 6 лет.

Что по этому поводу, интересно, думала сама Астрид Линдгрен? Оказывается, автор предпочитала в дискуссии не ввязываться и с пояснениями не выступать. Ева Седерберг рассказывает, как однажды она решилась позвонить Астрид Линдгрен:

— Это было в 1982 году, когда мы, две студентки Упсальского университета, писали работу на тему смерти в скандинавской детской литературе. Это было последним табу, с которым расправилась детская литература в 1960-е годы. До этого времени в детских книжках умирали только бабушки и дедушки или животные. Линдгрен стала одной из первых, кто отменил это табу. Её Пеппи, например, — девочка, у которой мама — ангел. А в сказке про двух братьев есть сцена схватки мальчика с драконом — и больной мальчик выпадает из окна. Я хотела поговорить с автором о теме детского суицида. И вот я открыла телефонный справочник и принялась листать страницы по алфавиту. И действительно, нашла телефон Астрид Линдгрен. Это было удивительно, после стольких лет всей этой суеты и славы, ее номер по-прежнему был в «желтых страницах»!

— И я позвонила, — рассказывает профессор Седерберг. — Трубку сняли почти моментально, представилась. «Я слушаю», — ответила Астрид Линдгрен. «Как бы вы могли объяснить этот эпизод в вашей книге?» — начала я. «Я никак не могу объяснить эпизод в моей книге», — ответила Линдгрен. Разговор закончился.

Сегодня Ева Седерберг с грустью констатирует, что все современные юные шведы с детства знают Пеппи, но мало кто из них на самом деле читал всю трилогию. Фильм, спектакли, комиксы подменили собой оригинал.

Ева Седерберг считает, что на фоне катастрофически низкого уровня начитанности современного шведского общества, у трилогии про Пеппи есть все шансы вновь стать национальным суперхитом:

— Студенты мало читают, а если и читают, то очень короткие тексты, у них очень скромный словарный запас. Ведь чтению, как и всем другим дисциплинам, нужно учиться. Сейчас в Швеции много говорят об этой проблеме: компьютеры, мессенджеры, игры, спорт заняли то время, которое раньше уходило на чтение. Но я думаю, что именно сейчас наступил момент, когда общество возвращается к тексту.

По мнению Евы, у толстых книг, романов просто нет конкурентов в таких вопросах как чувственное, эмоциональное развитие личности, возможность сопереживать другим людям, проникать в их внутренний мир. Ни один симулятор не способен дать такого мощного эффекта, как обычный текст, напечатанный на бумаге.

— Способность погрузиться внутрь другого человека, возможность понять, что думают и чувствуют другие люди, дает только чтение! — убеждена профессор Седерберг.

За что именно сама Ева Седерберг так полюбила Пеппи Длинный чулок?

— Пеппи мне очень нравится. У нее отличный трезвый ум, она видит людей насквозь и очень точно разумно оценивает происходящее. У нее отличное чувство юмора, с ней не соскучишься. Она верный друг. И у нее всегда на все случаи жизни есть кофе и печенье! — смеется Ева.

И рассказывает, как на одной международной конференции очень серьезная дама-ученый призналась ей, что благодаря Пеппи она узнала, что ее отец может смеяться. Серьезный, строгий, холодный с виду человек, он никогда не играл, не шутил со своей дочерью. Девочке было девять лет, она простудилась и лежала в постели, отец зашел к ней в комнату почитать книжку. Книжка эта была «Пеппи поселяется на вилле «Курица». Отец стал читать и засмеялся. Так дочь впервые в жизни услышала его смех.

— В сегодняшнем обществе, в эпоху неолиберализма и индивидуализма, Пеппи вновь демонстрирует нам, что она — несравненный детский герой, — уверена профессор Седерберг. — Она сама организует свою жизнь и выживает в одиночестве. Но при этом Пеппи не эгоцентрик: когда ее отец возвращается из плавания и зовет дочь с собой в страну Веселию, она приглашает с собой друзей, Томми и Аннику.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

А́стрид А́нна Эми́лия Ли́ндгрен, урождённая Эрикссон; 14 ноября 1907 года, Виммербю, Швеция - 28 января 2002 года, Стокгольм, Швеция - шведская писательница, автор ряда всемирно известных книг для детей, в том числе «Малыш и Карлсон, который живёт на Крыше», и тетралогии про Пеппи Длинныйчулок. Родилась: 14 ноября 1907 г., Виммербю, Швеция. Умерла: 28 января 2002 г., Васастан, Стокгольм, Швеция. ТВ-шоу и фильмы: Пеппи Длинный чулок. Награды: Премия мира немецких книготорговцев, Премия «За правильный образ жизни».

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

Пеппи Длинныйчуло́к (швед. Pippi Långstrump, полное имя Пеппилотта Виктуалия Рульгардина Крисминта Эфраимсдоттер Длинныйчулок, швед..Pippilotta Viktualia Rullgardina Krusmynta Efraimsdotter Långstrump) - центральный персонаж серии книг шведской писательницы Астрид Линдгрен. Имя Pippi придумала дочь Астрид Линдгрен, Карин. По-шведски имя героини звучит как Пиппи (Pippi) Длинныйчулок. Переводчица Лилианна Лунгина решила в переводе изменить имя Пиппи на Пеппи из-за возможных неприятных смысловых коннотаций оригинального имени для носителя русского языка, и этот перевод устоялся и позже.

5 слайд

Описание слайда:

Пеппи - маленькая рыжая веснушчатая девочка, которая живёт одна на вилле «Курица», в небольшом шведском городке вместе со своими животными: мартышкой Господином Нильсоном и лошадью. Пеппи - дочь капитана Эфраима Длинныйчулок, который впоследствии стал вождём чернокожего племени. От своего отца Пеппи унаследовала фантастическую физическую силу, а также чемодан с золотом, позволяющий ей безбедно существовать. Мама Пеппи умерла, когда та была ещё младенцем. Пеппи уверена, что она стала ангелом и смотрит на неё с неба («Моя мама - ангел, а папа - негритянский король. Не у всякого ребёнка такие знатные родители»). А кто такая Пеппи?

6 слайд

Описание слайда:

Пеппи «перенимает», а скорее, придумывает разнообразные обычаи разных стран и частей света: при ходьбе пятиться назад, ходить по улицам вниз головой, «потому что ногам жарко, когда ходишь по вулкану, а руки можно обуть в варежки». Лучшие друзья Пеппи - Томми и Анника Сеттергрен, дети простых шведских обывателей. В компании Пеппи они часто попадают в неприятности и смешные переделки, а иногда - в настоящие приключения. Попытки друзей или взрослых повлиять на безалаберную Пеппи ни к чему не приводят: она не ходит в школу, неграмотна, фамильярна и всё время сочиняет небылицы. Тем не менее у Пеппи доброе сердце и хорошее чувство юмора.

7 слайд

Описание слайда:

Пеппи Длинныйчулок независима и делает всё, что хочет. Например, спит с ногами на подушке и с головой под одеялом, носит разноцветные чулки, возвращаясь домой, пятится задом, потому что ей не хочется разворачиваться, раскатывает тесто прямо на полу и держит лошадь на веранде.

8 слайд

По мнению популярной газеты, "ее обожание перевернуло все с ног на голову: школу, семью, нормальное поведение", ведь в книгах о ней "высмеиваются порядок и уважение, вежливость и честность, воспевается бегство от реальности".

Для радикальных феминисток она "образец женщины в детстве". Зато для испуганных социалистов ─ "элитарная индивидуалистка". И — о, ужас! — с точки зрения солидного профессора, это "противоестественная девчонка, чьи похождения вызывают лишь отвращение и травмируют душу".

Что за ужасная ниспровергательница устоев? Ядовитые стрелы критиков направлены в любимую детворой озорницу ─ Пеппи Длинныйчулок! Или Пиппи Лёнгструмп, ежели на шведский манер .

Пеппи ─ "визитная карточка" великой сказочницы Астрид Линдгрен. Да что уж там, Линдгрен не раз со смехом признавалась, что девчонка в разноцветных чулках очень напоминает ее саму. То же с гордостью подтверждали самые близкие люди писательницы ─ ее сын и дочь. Лассе вспоминал, как однажды мама на полном ходу запрыгнула в трамвай, невзирая на грозные окрики кондуктора, угрозу штрафа и потерянную в прыжке туфлю. А с каким удовольствием Астрид участвовала во всех детских играх! Карин рассказывает, что мама даже в преклонном возрасте лазила по деревьям. Да, маленькая Карин придумала для Пеппи имя, но бунтарским характером персонаж наделила сама Астрид.


Всем известна история о том, как Карин Линдгрен в семь лет заболела пневмонией, и мама сочиняла смешные байки о Пеппи, чтобы утешить дочку. Но почему Астрид рассказывала дочери сказки, которые до сих пор шокируют чопорных мамаш и высоколобых литературоведов?

В 30-е годы XX столетия Швеция ударными темпами шла к победе социализма с национальным лицом. Новая модель государственного устройства получила название "Народный дом", и тема воспитания подрастающего поколения была в топе. Активисты ратовали за усыновление сирот, за адаптацию в обществе инвалидов. Но и обычные детки оказались под самым пристальным вниманием, вплоть до открытия специализированных психиатрических клиник для поведенческой коррекции маленьких пациентов.

И вот что интересно: люди старой формации с лозунгами о семейных ценностях подсознательно связывали надежды на возвращение жестких, ортодоксальных методов педагогики. Однако в реальности в индустриальном развивающемся обществе оптимизм, энтузиазм и находчивость в детях стали цениться выше, чем старомодная "воспитанность", безропотное послушание. Меж воспитателей возник конфликт, переросший в бурную общественную дискуссию.


Среди российских книголюбов наибольшее распространение получили две диаметрально противоположные версии того, чем Астрид Линдгрен занималась в 1930-40-е годы. По одной, она вела уютную жизнь чадолюбивой домохозяйки, изредка выполняя небольшую и несложную секретарскую работу и время от времени сочиняя маленькие сказки для семейных альманахов. По другой версии, Линдгрен, ни много ни мало, состояла в шведской национал-социалистической партии и была горячей поклонницей Германа Геринга: якобы познакомившись в 1920-х годах на авиашоу с летчиком-асом Герингом, впечатленная Астрид в будущем скрупулезно воплотила черты "нациста №2"… в Карлсоне: харизма, аппетит, пилотаж. Первая версия ─ биография писательницы, отредактированная для советской печати. Вторая ─ сетевая "утка", опубликованная в 2010 году и до сих пор "летающая" по интернету.

Достоверно известно, что Линдгрен не состояла в партиях, хотя поддерживала социал-демократов и, будучи в возрасте, даже заявляла, что если бы не творчество, она занималась бы политикой. Инициативы писательницы ─ борьба за права детей, за снижение налогового бремени, за гуманное отношение к домашним животным. Не только Швеция, но и Россия, Польша, Великобритания, Франция, Голландия, США и другие страны, а также ЮНЕСКО наградили Линдгрен за литературное творчество, гуманизм, защиту детей и детства.

Если же говорить конкретно о 1930-40-х годах, то Астрид вряд ли можно назвать активисткой-общественницей. Скорее, это определение подходило к ее сестре-журналистке и брату-политику. Гуннар Эрикссон поддерживал Аграрную партию (ныне Партия Центра), и в 1930-е манифесты аграриев действительно опасно сблизились с идеологией нацистов, когда через фермерство и селекцию они неожиданно пришли к евгенике и лозунгам "Швеция для шведов".

Обычной домохозяйкой Астрид тоже не была. В конце 30-х она поступила секретарем к всемирно известному шведскому криминалисту Гарри Сёдерману (он как раз стал первым руководителем Национальной лаборатории судебной экспертизы). Позже этот опыт вдохновил Линдгрен на сочинение детективов о юном сыщике Калле Блюмквисте . В годы Второй мировой войны Астрид была тайным сотрудником Государственной службы безопасности. Секретная служба занималась прослушиванием телефонных разговоров и перлюстрацией (негласным просмотром) писем граждан, чтобы выявить на территории нейтральной Швеции тех, кто симпатизирует воюющим сторонам.

Но вернемся к малышке Пеппи, первая книга о которой была издана в год окончания войны ─ в 1945-м.

Как мать, Астрид Линдгрен живо интересовалась дискуссией о методах воспитания детей. Линдгрен была твердо убеждена, что единственный верный способ воспитания ─ прислушиваться к ребенку, уважать и беречь его чувства, ценить его мысли. Учитывать его индивидуальную психологию и не давить, а раскрепощать, помогать проявить себя.

То, что кажется очевидным, красивым и правильным на словах, на практике воплощается с большим трудом. Ребенок, не подчиняющийся правилам и запретам? Ребенок, которым нужно "рулить" без окриков, шлепков, порки? С которым нужно считаться, как с равным? Эдакое чудо-юдо и ныне повергнет в ужас любого взрослого, а в первой половине XX века убеждения Линдгрен были разрывом шаблона, вызовом, революцией.

Итак, история об озорной Пеппи, поселившейся на вилле "Курица", воплотила новые идеи воспитания подрастающего поколения.

В 1944 году на 10-летие дочери будущая писательница подарила самодельную книжку о Пеппи, а ее копию отправила в известное издательство Bonniers. В сопроводительном письме Астрид ссылалась на философа, математика, будущего нобелевского лауреата по литературе Бертрана Рассела: "У Рассела я прочла, что главная особенность психологии ребенка ─ его стремление быть взрослым или, точнее, жажда власти". И добавляла, имея в виду уже собственное сочинение: "Надеюсь, вы не поднимете тревоги в ведомстве по охране детей".

Рукопись забраковали. Можно только догадываться, сколь яростно Bonniers кусали себя за локти и прочие труднодоступные места, когда отвергнутая писательница вдруг начала выпускать книжку за книжкой под эгидой конкурентов, подарив издательству Raben&Sjogren мировую известность и немалые прибыли. Думаю, лучше всех их поймут издательства, отклонившие "Гарри Поттера" Роулинг.

Иногда создается впечатление, что всякая хорошая детская книга непременно встречает яростный протест у взрослых читателей. Сие, конечно, неправда. И все же, когда в 1945-м Швеция познакомилась с Пеппи, многие родители не смогли разглядеть в рыжей 9-летней чудачке ее трудолюбия, самостоятельности, чувства ответственности за себя и окружающих, бескорыстного дружеского участия в жизни каждого человека, заботливости, щедрости и творческого отношения к жизни, благодаря которому любое событие Пеппи умеет превратить в игру.

"- Когда вырасту, я буду плавать по морям, - твердо сказал Томми, - я тоже стану морским разбойником, как Пеппи.
- Прекрасно, - подхватила Пеппи. - Гроза Карибского моря - вот кем мы с тобой будем, Томми. Мы будем отбирать у всех золото, драгоценности, бриллианты, устроим тайник в каком-нибудь гроте на необитаемом острове Тихого океана, спрячем туда все наши сокровища, и охранять наш грот будут три скелета, которые мы поставим у входа. А ещё мы вывесим чёрный флаг с изображением черепа и двух перекрещенных костей и каждый день будем петь «Пятнадцать человек и покойника ящик», да так громко, что нас услышат на обоих берегах Атлантического океана, и от нашей песни все моряки будут бледнеть и гадать, не стоит ли им тут же выброситься за борт, чтобы избежать нашей кровавой мести.
- А я? - жалобно спросила Анника. - Я ведь не хочу стать морской разбойницей. Что же я буду делать одна?
- Ты всё равно будешь плавать вместе с нами, - успокоила её Пеппи. - Ты будешь вытирать пыль с фортепьяно в кают-компании.
Костёр потухал.
- Пожалуй, пора идти спать, - сказала Пеппи.
Она выложила пол палатки ельником и застелила его несколькими толстыми одеялами.
- Хочешь лечь рядом со мной в палатке? - спросила Пеппи у лошади. - Или ты предпочитаешь провести ночь под деревом? Я могу накрыть тебя попоной. Ты говоришь, что тебе нездоровится всякий раз, когда ложишься в палатке? Ну что ж, пусть будет по-твоему, - сказала Пеппи и дружески похлопала лошадь по крупу".

Взрослые обижались на негативные образы своих ровесников в сказке, отказывающихся понимать Пеппи, не замечая, что в точности копируют реакцию этих персонажей.

Между тем авторитетные специалисты по детской литературе Эва вон Цвейгберг и Грета Булин (линдгреноведы любят на них ссылаться), а вслед за ними критик Кайса Линдстен и многие другие утверждают: "Пеппи воплощает детскую мечту нарушать запреты и чувствовать свое могущество. Она ─ выход из будничного и авторитарного режима".

Отказываясь подчиняться авторитарному режиму, Пеппи одновременно является воплощением справедливости в самом широком смысле. Помните, как самая сильная девочка на свете легко поднимает и несет на руках лошадь? То-то же! А помните, почему?

"Когда они почти добрались до места, Пеппи вдруг спрыгнула с седла, похлопала лошадь по бокам и сказала:
- Ты так долго нас всех везла и, наверно, устала. Не может быть такого порядка, что одни все время везут, а другие все время едут".

Астрид Линдгрен всегда смотрела на мир глазами ребенка. Озорством и проказами ее герои пытаются отгородиться от взрослой жестокости, равнодушия, пренебрежения. Малышу не хватает внимания, а значит, и любви родителей ─ и появляется Карлсон. Пеппи Длинныйчулок стремится сделать жизнь свою и окружающих как можно интереснее, а также всегда добивается справедливости ─ и никто не может ей в том препятствовать, потому что она самая сильная и даже самая богатая, абсолютно независимая. Так Астрид Линдгрен утешала и поддерживала всех детей, живущих под постоянным, деструктивным с точки зрения писательницы, давлением.

Говоря о Пеппи, нельзя не вспомнить нашего Григория Остера, его "Вредные советы" и другие книжки, возмущающие взрослых и восхищающие детей .


Как, с точки зрения Астрид Линдгрен, взрослым дОлжно реагировать на детские шалости, особенно хорошо видно на примере ее последующих книг. К примеру, об Эмиле из Ленненберги . Когда окрестные жители, устав от проказ непокорного мальчишки, собирают деньги и просят отправить его в Америку, мама Эмиля твердо отвечает: "Эмиль чудесный малыш, и мы любим его таким, какой он есть!"

Правда, отец не понимает проказника и частенько запирает его в сарай. Но рядом с Эмилем есть еще один взрослый мужчина, "истинный отец", который не ругает мальчика и любит его безусловно ─ это работник Альфред. Оказавшись в очередной раз взаперти, вихрастый озорник смягчает унижение от наказания, вырезая фигурки из дерева ─ Альфред научил! Альфред поддерживает Эмиля, когда тот в бессильном гневе поднимает к небу кулак и грозится, что снесет сарай, чтобы больше никогда-никогда не томиться за благие порывы в оскорбительной неволе.

В итоге в финале именно Альфред помогает полнее проявиться всему лучшему, что есть в Эмиле.

Современников Астрид Линдгрен возмущали не только ее смелые взгляды на воспитание, но и упорство, с которым она твердила о детской беззащитности перед взрослыми. В 1950-е годы, когда война отгремела, и мир зализывал раны, в шведской литературе для детей господствовала оптимистическая идиллия. Линдгрен отдала должное этому жанру. К примеру, книжка "Мы все из Бюллербю " пронизана солнечной безмятежностью счастливого детства.

Пеппи - маленькая рыжая веснушчатая девочка, которая живёт одна на вилле «Курица» в небольшом шведском городке вместе со своими животными: мартышкой Господином Нильсоном и лошадью. Пеппи - дочь капитана Эфраима Длинныйчулок, который впоследствии стал вождём чернокожего племени. От своего отца Пеппи унаследовала фантастическую физическую силу, а также чемодан с золотом, позволяющий ей безбедно существовать. Мама Пеппи умерла, когда та была ещё младенцем. Пеппи уверена, что она стала ангелом и смотрит на неё с неба («Моя мама - ангел, а папа - негритянский король. Не у всякого ребёнка такие знатные родители»).

Пеппи «перенимает», а скорее, придумывает разнообразные обычаи разных стран и частей света: при ходьбе пятиться назад, ходить по улицам вниз головой, «потому что ногам жарко, когда ходишь по вулкану, а руки можно обуть в варежки».

Лучшие друзья Пеппи - Томми и Анника Сёттергрен, дети простых шведских обывателей. В компании Пеппи они часто попадают в неприятности и смешные переделки, а иногда - в настоящие приключения. Попытки друзей или взрослых повлиять на безалаберную Пеппи ни к чему не приводят: она не ходит в школу, неграмотна, фамильярна и всё время сочиняет небылицы. Тем не менее, у Пеппи доброе сердце и хорошее чувство юмора.

Пеппи Длинныйчулок независима и делает всё, что хочет. Например, спит с ногами на подушке и с головой под одеялом, носит разноцветные чулки, возвращаясь домой, пятится задом, потому что ей не хочется разворачиваться, раскатывает тесто прямо на полу и держит лошадь на веранде.

Она невероятно сильная и проворная, хотя ей всего девять лет. Она носит на руках собственную лошадь, побеждает знаменитого циркового силача, разбрасывает в стороны целую компанию хулиганов, обламывает рога свирепому быку, ловко выставляет из собственного дома двух полицейских, прибывших к ней, чтобы насильно забрать её в детский дом, и молниеносно забрасывает на шкаф двоих громил воров, которые решили её ограбить. Однако в расправах Пеппи нет жестокости. Она на редкость великодушна к своим поверженным врагам. Осрамившихся полицейских она угощает свежеиспеченными пряниками в форме сердечек. А сконфуженных воров, отработавших свое вторжение в чужой дом тем, что они всю ночь танцевали с Пеппи твист, она великодушно награждает золотыми монетами, на сей раз честно заработанными.

Пеппи не только на редкость сильна, она ещё и невероятно богата. Ей ничего не стоит купить для всех детей в городе «сто кило леденцов» и целый магазин игрушек, но сама она живёт в старом полуразвалившемся доме, носит единственное платье, сшитое из разноцветных лоскутов, и единственную пару туфель, купленных ей отцом «на вырост».

Но самое удивительное в Пеппи - это её яркая и буйная фантазия, которая проявляется и в играх, которые она придумывает, и в удивительных историях о разных странах, где она побывала вместе с папой-капитаном, и в бесконечных розыгрышах, жертвами которых становятся недотепы-взрослые. Любой свой рассказ Пеппи доводит до абсурда: вредная служанка кусает гостей за ноги, длинноухий китаец прячется под ушами во время дождя, а капризный ребёнок отказывается есть с мая по октябрь. Пеппи очень расстраивается, если кто-нибудь говорит, что она врет, ведь врать нехорошо, просто она иногда забывает об этом.

Пеппи - мечта ребёнка о силе и благородстве, богатстве и щедрости, свободе и самоотверженности. Но вот взрослые Пеппи почему-то не понимают. И аптекарь, и школьная учительница, и директор цирка, и даже мама Томми и Анники злятся на неё, поучают, воспитывают. Видимо, поэтому больше всего на свете Пеппи не хочет взрослеть:

«Взрослым никогда не бывает весело. У них вечно уйма скучной работы, дурацкие платья и куминальные налоги. И ещё они напичканы предрассудками и всякой ерундой. Они думают, что стрясётся ужасное несчастье, если сунуть в рот нож во время еды, и всё такое прочее».

Но «кто сказал, что нужно стать взрослым?» Никто не может заставить Пеппи делать то, чего она не хочет!

Книги о Пеппи Длинныйчулок исполнены оптимизма и неизменной веры в самое-самое хорошее.