«Жизнь и творчество М. Ломоносова (какой вклад внес М.В

Михаил Васильевич Ломоносов - очень интересная и разносторонняя личность. Это один из первых российских учёных, о которых заговорил весь мир. Его вклад в развитие науки довольно сложно переоценить. Если поставить цель - перечислить все достижения этого выдающегося человека, то не хватит страниц. Жизнь и творчество Ломоносова изобилует различными событиями, которые стали знаковыми не только для российской, но и для мировой науки и культуры. Основатель самого известного университета страны, педагог, физик, астроном, химик, геолог: так вкратце можно охарактеризовать культового человека в нашей истории. В данной статье мы постараемся рассмотреть наиболее значимые моменты в его жизни, а также раскрыть личность Ломоносова.

Семья учёного

Михаил Ломоносов родился в 1711 году, 19 ноября, в деревушке Мишанинская. Сейчас это окрестности Архангельской области. Жители этого региона очень гордятся тем, что на этой земле появился на свет человек, который перевернул сознание многих людей своими открытиями и достижениями.

Василий Дорофеевич, приходящийся Михаилу отцом, был родом из поморов. Это те люди, которые умудрились избежать крепостного права. Мать его звали Еленой Ивановной. Она была дочерью просвирницы погоста. Стоит отметить, что семья Ломоносовых относилась к числу зажиточных. Особенно любили мужики ходить на рыбалку, так как у них были суда для рыбного промысла. Творчество Ломоносова Михаила начало проявляться ещё в детские годы, когда проходило обучение грамоте.

Детство и юность

Мальчик очень любил читать и проводил с книгами всё свободное время. Односельчане с радостью отдавали содержимое своей библиотеки Ломоносову. Стоит отметить, что после прочтения книги, он всегда её отдавал. Некоторые стали для него точкой отсчёта. Особенно нравились ему «Арифметика» Магницкого, а также «Грамматика» Смотрицкого. Можно сказать, что творчество Ломоносова постепенно заиграло новыми красками. Заветной мечтой мальчика было продолжение обучения, получение новых знаний.

Детство Михаила протекало спокойно, пока не произошла трагедия: погибла мама. В это время мальчику только исполнилось девять лет. Отец женился на другой женщине, отношения с которой у Михаила сразу не сложились. Спустя некоторое время погибла мачеха, и тогда отец привёл в дом третью женщину. Последняя была наиболее завистливой и злой по отношению к мальчику. Родной дом стал для него чужим, пребывание в нём становилось настоящей каторгой. С этого момента начинается эра творчества М. В. Ломоносова.

Отправление в Москву

Молодой парень всё время помогал отцу на промыслах, так как не хотел возвращаться домой, ко второй мачехе. Вскоре папа решил женить сына, но Михаил был категорически против этого события. Сославшись на болезнь, он уговорил отца отложить свадьбу, а сам придумал план побега. Жизнь и творчество М. В. Ломоносова насыщены событиями, но путешествие в Москву является наиболее известным и определяющим.

В 1730 году вместе с караваном, будущий выдающийся учёный покинул родные места и отправился один в крупнейший город страны. Москву он выбрал по личным соображениям, и не прогадал. Данное событие можно назвать бегством, так как никто даже не догадывался о возможности такого поступка. Михаил Ломоносов успел взять с собой немного одежды и любимые книги. Караван он смог догнать лишь спустя несколько дней, а далее они двигались вместе. Через три недели изнуряющего путешествия Михаил прибыл в пункт назначения, и отсюда берёт своё начало творчество Ломоносова.

Обучение в Москве

Как вы уже поняли, Михаил был далеко не простым человеком, он мог подстраиваться под любые ситуации и с честью выходить из них. В 1731 году он умудрился поступить в старейшее учебное учреждение - Славяно-Греко-Латинскую Академию. Ломоносов выдал себя за сына дворянина, пришлось подделать некоторые документы, чтобы иметь возможность обучения.

В 20 лет молодой человек попал из маленькой деревушки в крупнейший город и сразу нашёл себе пристанище. Это, наверное, был самый сложный период в его жизни. Нищенское существование, постоянные письма с укором от отца, насмешки одноклассников не смогли сломить тягу к знаниям выдающегося человека.

О биографии и творчестве Ломоносова написано множество книг, статей. В Академии он был примерным учеником, грамотно учился, и никому не давал повод усомниться в его настрое. Руководство учебного заведения заинтересовалось таким студентом, и, в итоге, Михаил за год успел освоить программу сразу нескольких классов.

За рубежом

Михаил Васильевич Ломоносов - поистине выдающийся человек, который всего добился своим трудом и усердием. Как лучший студент, он был отправлен на обучение за границу в Германию. В общей сложности вне России он пробыл пять лет, три из которых провёл в Марбургском университете. Учёный-энциклопедист Христиан фон Вольф оказал значительное влияние на творчество Ломоносова. Там Михаил познакомился с разными языками, в числе которых немецкий, французский и итальянский.

Кроме этого, ему покорился целый список наук: начиная от физики, заканчивая аэрометрией. Ломоносов искренне любил учиться, что выражалось во всех его действиях и поступках. Как только у него появлялись деньги, он сразу скупал огромное количество книг, и всё свободное время проводил за ними. Год он прожил во Фрайбурге, где от и до изучил химию. Ещё год Михаил скитался по Европе, стараясь вернуться на родину, и своей цели он добился.

Изучение науки о стекле

Говоря об особенностях творчества Ломоносова, можно отметить его стремление опередить время. Стоит сказать, что он с успехом этим занимался. Основателем целой науки о цветном стекле является именно наш выдающийся учёный. В 1748 году он открыл химическую лабораторию, которая стала первой в России. Там он провёл бесчисленное количество опытов, в том числе, используя стёкла.

Эксперименты рано или поздно должны были дать результат, что, собственно, и произошло. Таким образом, Михаил Васильевич смог выработать технологию цветного стекла. Используя эту разработку в промышленной варке, он мог создавать изделия из этого материала. Одновременно с великим открытием, величайший учёный работал над созданием собственной теории света. Творчество Михаила Ломоносова довольно многогранно, ведь он изучил за свою жизнь огромное количество наук, а некоторые даже основал самостоятельно.

Астрономия

Одной из главных страстей учёного была именно астрономия. Экспериментальным путём Ломоносову удалось создать несколько десятков специальных оптических приборов. Он использовал их для наблюдения за космосом. Как затем отмечали другие выдающиеся люди, Михаил Васильевич смог намного опередить время, и стал первым русским опто-механиком.

26 мая 1761 года - знаковая дата для астрономии как науки. В тот день, наблюдая за космосом, Ломоносов совершил ещё одно открытие. Не он первый заметил блики сияния вокруг Венеры, но только Михаил Васильевич правильно интерпретировал это явление. Ломоносов утверждал, что планета окружена воздушной оболочкой, и точность его вывода повергла в шок учёных того времени и не только.

Педагогическая деятельность

Первую публичную лекцию Михаил Васильевич прочитал в 1742 году. Ему тогда был тридцать один год, а он уже считался преподавателем высшей категории. Творчество Ломоносова невозможно рассматривать в отрыве от контекста первого в России университета. Наверное, наиболее значимый вклад в историю состоялся в 1755 году, когда был открыт Московский Государственный Университет. В настоящее время учебное заведение ежегодно принимает в свои ряды студентов со всех городов планеты. Данный вуз считается самым престижным в стране, а он был основан героем нашего повествования.

Литературное творчество Ломоносова

Человек, имеющий колоссальный талант в областях науки, ещё и писал произведения? Трудно поверить, но это факт. Рассматривая жизнь и творчество Ломоносова, не перестаёшь удивляться его способностям и стремлениям к знаниям. Лучше всего у Михаила Васильевича получалось писать оды, некоторые из которых были опубликованы. Также у писателя Ломоносова есть в активе две трагедии, а также огромное количество различных стихотворений на все случаи жизни.

Творчество Ломоносова в литературе достигло своей вершины, когда он писал оды значимым событиям, таким как восшествие на престол Екатерины II. В его произведениях было что-то необычное, хотя, как поэт Михаил Васильевич мировую славу так и не получил. Сочетание учёности и натурализма добавляло в произведения какой-то изюминки, которую не найти у других поэтов.

Характер выдающегося учёного

Творчество Ломоносова никак не смягчало его крутой нрав. Современники утверждали, что Михаил Васильевич обладал огромной физической силой и мог запросто побить любого неугодного человека. Даже был один случай, когда рукоприкладство привело к суду и непродолжительному заключению. Известна только одна ситуация, но зная характер учёного, можно предположить, что их было много.

Самая известная история, которая с ним произошла, была зафиксирована на Васильевском острове. В ночное время суток Ломоносов спокойно прогуливался, пока на него не напали три пьяных матроса. Завязалась драка, в результате который двое убежали, а третьего Михаил Васильевич повалил на землю и задал несколько вопросов. В ходе беседы было выяснено, что матросы хотели ограбить человека, но не на того напали. Ломоносов забрал всю одежду матроса, и пошёл домой.

Личная жизнь Михаила Васильевича

Как известно, будучи студентом, Ломоносов некоторое время прожил за границей, а именно в Германии. В городе Марбург двенадцать лучших учеников поселились в квартиры, которые сдавала Елизавета-Кристина Цильх. Пожив там какое-то время, Ломоносов познакомился с дочерью хозяйки, Елизаветой. Разница в возрасте между ними составляла почти девять лет, но это не помешало им сыграть свадьбу.

В конце 1739 года Елизавета уже носила ребёнка от Михаила Васильевича. Вскоре родилась дочь Екатерина, но по закону она считалась незаконнорождённой. Мы уже говорили, что Ломоносов очень хотел вернуться в Россию. Когда это ему удалось, Елизавета была снова беременна. Родился сын, которого назвали Иван.

Произошёл ряд событий, в результате которых Елизавета смогла найти Михаила Васильевича в России. Он не стал отрицать факта женитьбы. Супруги переехали в Петербург, где жили счастливо. Однако это долго не продлилось, в семье произошла ещё одна трагедия. В 1743 году скончалась Екатерина, первая дочь Михаила Васильевича и Елизаветы.

Творчество Ломоносова настолько многогранно, что можно написать целую книгу. В данной статье мы постарались коснуться наиболее сложных и интересных тем. Многие люди до сих пор считают Ломоносова величайшим учёным, и не безосновательно.

Жизнь и творчество Михаила Васильевича Ломоносова Выполнили ученики 9А класса МОУ СОШ №7 города Шарыпово Красноярского края Явкина Елена, Коновалов Павел 29.09.10

Михаил Васильевич Ломоносов Первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики.

Биография Родился Ломоносов 19 ноября 1711, в селе Денисовка, Архангельской губернии, в семье крестьянина-помора Василия Дорофеевича Ломоносова, занимавшегося морским промыслом на собственных судах. Мать Ломоносова, умершая очень рано, была дочерью дьякона.

Детство Ломоносов до 10 лет оставался дома, а с этого времени отец стал брать его с собою каждый год на промысел, чтобы с малых лет приучить сына к этому делу. Нельзя не удивляться внимательности, с какою он наблюдал все проявления северной природы, обычаи и образ жизни тамошних жителей, животных, и точности, с какой запоминал все виденное; впоследствии Ломоносов нередко пользовался этими юношескими наблюдениями в своих ученых трудах.

Юность Первым учителем Ломоносова был крестьянин той же Костромской волости Иван Шубной, сын которого Федот Иванович Шубин впоследствии, вероятно не без содействия Ломоносова, состоял при Академии художеств. Побуждаемый жаждой знания, Ломоносов в 1731 ушел с обозом в Москву, где был принят в “Спасские школы”. Много горя и нужды претерпел здесь Ломоносов: укоры отца, “несказанная бедность”, насмешки школьников. Способности, примерное прилежание и быстрые успехи Ломоносова были замечены. В 1736 в числе 12-ти лучших учеников Славяно-греко-латинской академии он вызван в Петербург для учения при Академии наук.

В Москву К 14 годам юный помор грамотно и чётко писал. Жизнь его в родном доме делалась невыносимой, наполненной постоянными ссорами с мачехой. И чем шире становились интересы юноши, тем безысходнее казалась ему окружающая действительность. Особенно ожесточала мачеху страсть Ломоносова к книгам. Отец решил по-своему образумить его и решил женить, но Михайло притворился больным и от женитьбы отговорился. Но надо было на что-то решаться. Получив «неявным образом», видимо с помощью земляков, паспорт, и заняв у соседа Шубного три рубля, 19-летний ушел в Москву с обозом мороженой рыбы в декабре 1730 года.

Прибыл в Москву, где учился в Славяно-греко-латинской академии, в Академическом университете в Санкт-Петербурге, и в Германии. С 1745 года - первый русский академик Петербургской АН, служит до конца своей жизни. Основал при АН первую химическую лабораторию. В 1755 году по инициативе М.В. Ломоносова основан Московский университет. Добился того, чтобы принимали туда не только детей дворян, а всех сословий.

Творчество М.В. Ломоносова Поэзия Ломоносова отразила жизнь русской нации на определенном очень важном этапе ее развития, главной темой его творчества является тема родины, ведущей идеей – идея утверждения величия русского народа и могущества России.

Произведения Ломоносова «Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния» «К статуе Петра Великого» «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни Елисаветы Петровны 1747» «Разговор с Анакреоном» «Случились вместе два Астронома в пиру» «Утреннее размышление о божием» и т.д.

Рабочее место Ломоносова

Могила М.В.Ломоносова в Александро – Невской лавре После кончины своей покровительницы Елизаветы Петровны Ломоносов переживал трудные годы, усугубившиеся болезнью. Его недоброжелатели в Академии добились подписания его отставки Екатериной II, однако императрица спохватилась и лично посетила ученого. Практически весь последний год жизни он провел, не выходя из дома. Похоронен на кладбище Александро-Невской лавры. Последние годы жизни

Памятник Ломоносова на родине

«Промедление смерти подобно…» М.В.Ломоносов

Вряд ли найдется на свете такой человек, который не знает, кто такой Ломоносов. Михаил Васильевич – это гениальнейший российский ученый, который сделал неоспоримый вклад во многие отрасли естествознания. Он первым открыл химическую лабораторию, сделал множество физических открытий и усовершенствовал русский язык.

Детство и юность

Биография Ломоносова подобна сфинксовой загадке, потому что имя Михаила Васильевича окружено не только ореолами тайны, но и домыслами и небылицами. Например, некоторые литераторы утверждают, что русский гений родился в бедной семье, которая еле сводила концы с концами, а потом, словно движимый неведомой силой, отправился в самое сердце России.

Ломоносов появился на свет 8 (19) ноября 1711 года в деревне Мишанинской Куростровской волости (ныне село Ломоносово, Архангельская область). Мальчик рос и воспитывался единственным ребенком в зажиточной семье помора Василия Дорофеевича, который слыл купцом и промышлял рыбной торговлей на собственных судах.

По воспоминаниям Михаила Васильевича, его отец был человеком добрым, но крайне невежественным. Когда одаренному мальчику исполнилось 9 лет, его мать Елена Ивановна умерла. После смерти супруги Василий Дорофеевич пробовал построить счастье с некой Феодорой Михайловной Усковой. Но и эту возлюбленную постигла такая же участь: Феодора скончалась в 1724-ом, через три года после замужества.


В том же 1724-ом Ломоносов-старший женится в третий раз на овдовевшей Ирине Семеновне Корельской, которая предстала для 13-летнего Михаила в образе злой и завистливой мачехи, отравляющей жизнь маленькому пасынку.

Поговаривают, что Михаил с десяти лет помогал Василию Ломоносову ловить рыбу. Отец и сын ни свет, ни заря брали с собой плетеную сеть и отправлялись в Белое море. Михаил Васильевич обожал плавать по бескрайним водным просторам, любоваться синевой морских волн, красотой голубого льда и отдаляющегося берега. А все опасности, встречающиеся на пути, наоборот, закаляли физические силы юноши. Многочисленные наблюдения Ломоносова обогащали его ум размышлениями по поводу устройства природы.


Известно, что Михаил Васильевич пристрастился к чтению книг с раннего возраста. Молодого Ломоносова начал обучать грамоте местный дьячок С. Н. Сабельников, который научил юношу алгебре, грамматике, а также познакомил с удивительным миром литературы. Будучи 14-летним подростком, Михаил хорошо читал, поэтому днями и ночами корпел над различными учебниками. Можно сказать, что он ревностно проглатывал одну книгу за другой, пытаясь положить в копилку знаний новую информацию.

Многие знают со школьной скамьи легенду о том, что Михаил Васильевич, жаждущий новых открытий, отправился пешком в Москву, дабы получить достойное образование. Поводом для такого экстраординарного поступка стало невыносимое существование в родном доме, а именно бесконечные конфликты с Ириной Семеновной.


Мачехе не нравилось, что Михаил все свободное время проводит за перелистыванием книг. К тому же Василий Дорофеевич хотел женить своего отпрыска и поэтому втайне от чада подыскал ему невесту. Узнав о задумке отца, Ломоносов взял хитростью: молодой человек слег в постель и притворился больным, поэтому обряд бракосочетания пришлось отложить до момента «выздоровления».

Обремененный тяготами жизни, Ломоносов, недолго думая, собирает вещи (две рубахи, тулуп и несколько книг), дожидается ночи и, не простившись ни с мачехой, ни с отцом, тайно сбегает из дома. На третий день пешего путешествия, в декабре 1730 года, молодой человек нагнал караван и попросил у рыбаков разрешения отправиться в дальний путь вместе с ними. Через три недели скитания по снежным сугробам, в январе 1731 года, Михаил Васильевич прибыл в столицу. Приблизительное расстояние от его родного села до сердца России составляет 1160 км.


Михаил Ломоносов прибывает в Москву

Среди ученых и по сей день ходят споры, потому что некоторые уверены, что 19-летний юноша не мог преодолеть такую дистанцию пешком, тем более зимой. Однако факт того, что Ломоносов путешествовал с рыбным обозом, означает, что молодой человек часто чередовал отдых на телегах и пешие прогулки. По другой версии, значительную часть пути Михаил Васильевич проделал на лошадях. Ломоносов хотел стать студентом Славяно-греко-латинской академии, поэтому, чтобы осуществить задумку, он подделал документы и на время стал для ректората потомком холмогорского дворянина.


Михаил Васильевич пробыл в учебном заведении пять лет, за это время изучил латинский язык, богословские книги и познакомился с «тогдашней» наукой. По воспоминаниям ученого, в академии над ним подшучивали сокурсники, так как Ломоносов был бедно одет (довольствовался одним алтыном в день). В 1735 году Михаил Васильевич был зачислен в Санкт-петербургский университет при Академии наук, где постигал азы математики, физики и пробовал заниматься написанием стихов.

Уже через год, в марте, Михаила Васильевича и еще двенадцать способных учеников университета по решению Академии наук отправляют на учебу в Европу. За границей Ломоносов пробыл пять лет, однако молодые люди постоянно сталкивались с неурядицами. Учебное заведение затягивало с перечислением денег, поэтому многим студентам приходилось жить в долг. Первоначально Михаил Васильевич обучался в Марбурге, но затем переехал во Фрайберг (Германия).


Там Ломоносов познакомился со своим наставником Генкелем, который обучал ученика металлургии и горному делу. В 1739 году между Михаилом Васильевичем и минерологом И. Генкелем возник конфликт. Камнем преткновения стал отказ молодого ученого выполнять черновую работу. Напряжение между преподавателем и студентами нарастало со скоростью света, дошло до того, что Иоганн отказался давать своим «подчиненным» денег на содержание. В 1740-м году Михаил Васильевич, захватив пробирные весы с гирьками, раз и навсегда покинул Фрайберг.

Наука и литература

Ходят слухи, что Михаил Васильевич обладал не только блестящим умом, но и феноменальной интуицией и даже экстрасенсорикой: он проникал в тайны Вселенной одной силой мысли и делал открытия, опережающие время. Причем удивительно, что гений был блестящим эрудитом в любой из областей, будь то физические явления, химические превращения, либо сочетание строк в стихотворении.

Причем на творения Ломоносова в дальнейшем опирались великие поэты, такие как и , а «Ода на день восшествия на Всероссийский Престол Ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» является бесспорным памятником русской литературы.


Достоверно известно, что Михаил Васильевич всерьез начал заниматься наукой в 1737–1738 годы. Доказательством успеха в постижении естественных и точных наук молодым студентом стала дебютная работа Ломоносова, которая называется «О превращении твердого тела в жидкое, в зависимости от движения предшествующей жидкости», где ученый рассмотрел различные агрегатные состояния. А за диссертацию «О металлическом блеске» Михаил Васильевич в 1745 году удостоился профессорского звания. После получения звания в науке Ломоносов стал дворянином.


Стоит сказать, что результаты, полученные в ходе химических и физических опытов ученого, отличались точностью, Михаил Васильевич практически не ошибался в своих выводах. Его научные труды помогли современникам перейти от алхимии и натурфилософии к нынешним методикам естествознания. Он сформулировал основы кинетической теории газов, открыл закон сохранения энергии, объяснил тайну грозовых явлений и северного сияния, изготавливал цветные стекла и краски, подверг химическому анализу руды. Именно он придумал основы физической химии.


Михаил Васильевич, поддерживая труды Коперника, часто изучал астрономию: талантливый ученый стал открывателем атмосферы на Венере, также ему принадлежат создание множественных экспедиций и усовершенствование светоотражающего телескопа (система Ломоносова-Гершеля). Также химик стал одним из первых служителей науки, кто догадался о том, что звезда, называемая Солнцем, представляет собой огромный огненный шар, ведь «там огненные валы стремятся, вихри пламенны крутятся и камни, как вода, кипят».


Помимо прочего, Ломоносов ввел в русский язык новые понятия (горизонт, преломление лучей, атом, молекула, температура и т.д.), придав ему научный стиль, ведь раньше технические термины обозначались латинскими словами, которые были непонятны народу. Ломоносов настолько опережал время, что некоторые его труды вышли в свет только после смерти ученого, ибо при жизни Михаила Васильевича их засекречивали и не опубликовывали целые столетия.


Однажды гений написал письмо приятелю Александру Шувалову, который являлся доверенным лицом и фаворитом . В той рукописи Михаил Васильевич рассуждал о сохранении и размножении российского народа. Но даже такой образованный человек, как Александр Иванович, предпочел спрятать послание Ломоносова под сукно, сохранив его от глаз общественности.

Личная жизнь

С осени 1736 года Ломоносов стал арендовать комнату у вдовы марбургского пивовара. Там же жила 19-летняя дочь хозяйки – Елизавета Цильх, которая ждала детей от Михаила Васильевича. Возлюбленные поженились 26 мая 1740 года в Марбурге. Первая дочь ученого Екатерина-Елизавета родилась вне брака, поэтому считалась незаконнорожденной. Девочка умерла в 1743 году.


22 декабря 1741 года Михаил Ломоносов вновь становится отцом. Жена дарит служителю науки сына, которого назвали Иваном. В 1742 году годовалый мальчик также скончался. В 1749 году в семье Ломоносовых рождается девочка Елена, которая стала единственным выжившим ребенком. Таким образом, Михаил Васильевич не оставил потомков, которые смогли бы продолжить род Ломоносовых (у ученого не было сыновей).

Смерть

Великий ученый скончался 4 (15) апреля 1765 года на 54-м году жизни. Причина смерти – воспаление легких. На следующий год после смерти служителя науки была опубликована задуманная в двух томах книга «Древняя российская история от начала российского народа до кончины Великого Князя Ярослава Первого или до 1054 года». Второй том Ломоносов написать не успел.


Известно, что, когда не стало Михаила Васильевича, (по приказу ) опечатал сохранившиеся рукописи Ломоносова. Позже библиотека и бумаги ученого были перевезены во дворец и вскоре канули в Лету. По слухам, приближенные к власти боялись, что документы Ломоносова «попадут в чужие руки». Могила гения находится на Лазаревском кладбище.

  • Журналист Дмитрий Семушин уверен, что родитель ученого не занимался мореплаванием, а его принадлежность к поморам – только красивый миф. Дело в том, что в сохранившихся документах со сведениями об отце Ломоносова говорится, что глава семейства был крестьянином Куроостровской волости и двинянином, а о поморах в этой справке нет ни единого слова. Биографию ученого писал талантливый русский историк Владимир Иванович Ламанский, именно он сделал из Ломоносова сына торговца рыбой, и его труд повлиял на дальнейшее «ломоносоведение».

  • Современники Михаила Васильевича говаривали, что у ученого был крутой нрав. Однажды его даже заключили под стражу из-за пьяного дебоша.
  • За оду, которая восхваляет Елизавету Петровну, ученый получил в награду две тысячи рублей. Правда, на момент выдачи денег, в царской казне были только медные монеты, поэтому Михаилу Афанасьевичу пришлось арендовать две телеги, чтобы погрузить наличность.
  • В Германии Михаил Васильевич познакомился с любознательным молодым человеком Георгом Рихманом, который проявил живой интерес к работе ученого. Участвуя в одном из экспериментов, Георг погиб от шаровой молнии.
  • В честь ученого в 1986 году вышел многосерийный фильм «Михайло Ломоносов».
  • Михаил Васильевич стал основателем университета, находящегося в Москве (МГУ).

Вопрос о том, где учился Ломоносов, скорее всего, вызовет недоумение у нынешнего поколения. А между тем он далеко не праздный. Сейчас, когда у молодежи наблюдается повышение интереса к прошлому своей страны, не зазорно будет напомнить о её великих сынах. Ведь историю, как известно, творят люди.

Родился Михайло Васильевич на Архангельском Севере. Ломоносов не оставил после себя автобиографии или мемуаров, а потому точно неизвестно, как именно прошли его детские и юношеские годы. Известно только, что он рано остался без матери. Отец (человек добрый, но, по воспоминаниям самого Ломоносова «в крайнем невежестве воспитанный») еще пару раз женился, и третья его избранница стала для 9-летнего Миши злой мачехой.

Начальное образование мальчик получил у местного дьячка С. Н. Сабельникова. Страсть ребенка к книгам еще больше ожесточала и без того недобрую мачеху, в результате жизнь в отчем доме стала невыносимой. Желая учиться, тайком от отца в 1730 году с обозом он пошел в Москву. Вряд ли кто-то из его попутчиков мог предположить, что шагающего рядом паренька когда-то назовут светилом русской науки. Давайте поговорим о том, где учился Ломоносов, первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, астроном, химик и физик, поэт, филолог, геолог, металлург, художник, историк и генеалог.

Гранит науки

Много препятствий было на пути его поступления в школу, ему даже пришлось выдать себя за сына холмогорского дворянина. Как бы там ни было, но Славяно-греко-латинская академия все-таки приняла юного помора. Михайло Васильевич был старше всех учеников школы, а потому постоянно терпел насмешки от младших товарищей. Однако ни бедственное положение, ни чужие нападки не отбили желания учиться. Ломоносов сразу показал свои необыкновенные способности. Он отличался упорством и настойчивостью, за год он проходил программу трех классов. Запоем читал летописи, патристику и другие богословские книги, взятые в библиотеке Заиконоспасского монастыря.

В 1734 году Михаил отправляется в Киев и несколько месяцев проводит в стенах Киево-Могилянской академии.

В 1736 г. школьное руководство получило приказ выбрать для обучения в университете при петербургской Академии Наук лучшего ученика. Учитывая способности Михайла Васильевича, Славяно-греко-латинская академия выбирает именно его. А что же потом? Как сложилась его дальнейшая судьба? Где учился Ломоносов дальше?

По одной из версий, богословская карьера будущего великого ученого оборвалась, так и не успев начаться, поскольку раскрылась история с подлогом документов. В результате рукоположение не состоялось, но способный семинарист был направлен на ниву естествознания.

Под руководством В. Е. Адодурова он начал изучать математику, у профессора Г. В. Крафта знакомился с экспериментальной физикой, самостоятельно изучал стихосложение. По свидетельству ранних биографов, в течение этого довольно непродолжительного периода обучения в Петербургской академии Ломоносов «слушал начальные основания философии и математики и прилежал к тому с крайнею охотою, упражняясь между тем и в стихотворении, но из сих последних его трудов ничего в печать не вышло. Отменную оказал склонность к экспериментальной физике, химии и минералогии».

Согласно биографическим данным, в том же 1736 году из Петербурга его направляют осваивать горное дело в Германии. Помимо заявленного обучения, Ломоносов укрепил свои знания немецкого языка, обучался французскому и итальянскому языкам, танцам, рисованию и фехтованию. Знакомился с трудами философов. Подробных сведений о том, как и где учился Ломоносов в этот период, нет. Сохранились записи о том, что три года он провел в Марбурге. Там он встретил и своего любимого учителя Христиана Вольфа, там же познакомился со своей будущей женой. Русские студенты быстро подружились с немецкими однокурсниками. Вместе они устраивали молодежные пиршества и гулянки. Однако целеустремленный Ломоносов тратил свою стипендию на книги и квартиру. Для него всегда на первом месте была учеба и наука.

Первые научные шаги на родине

В 1741 г. Ломоносов возвращается в Россию и приступает к работе в Академии Наук. В 1745 г. он уже стал профессором химии и академиком. М. В. Ломоносов ведет научную и литературную деятельность. Стремясь развивать отечественную науку, Михайло Васильевич добивается открытия первого в стране университета. И в настоящее время этот московский вуз носит его имя.

Сам Ломоносов был уникальным ученым, которому принадлежат выдающиеся открытия в совершенно разных областях знаний: астрономии, физике, химии, языкознании и литературе.

Литературная деятельность Ломоносова

Работая над трудами в области точных наук, Михайло Васильевич не забывал и о русской речи. Он создал новую русскую грамматику, сблизил разговорный и литературный языки. Вклад его в развитие языкознания трудно переоценить. Чтоб упорядочить литературный язык, он предложил ограничить влияние церковно-славянских, а также множества иностранных слов, заменив их выражениями родной речи.

Ломоносов предложил использовать три стиля - низкий, посредственный и высокий. Высоким надлежало пользоваться при написании од, праздничных речей, героических поэм. Стиль средний допустим при дружеской переписке. А вот низкий подходил для создания комедии, написания эпиграмм и песен. Здесь запросто допускалось использование просторечной лексики. Так Ломоносов гармонично соединил старое и новое. Его литературные и поэтические работы оказали огромное влияние на дальнейшее развитие русского языка и литературы.

Научная деятельность

Этот человек обладал глубокими знаниями в области точных наук, владел несколькими европейскими языками. Природный гений позволил Ломоносову заложить фундамент русской технической терминологии. Сформулированные им правила в этой области имеют большое применение и в настоящее время. Часто люди, в особенности нынешняя молодежь, даже не догадываются, что многие научные термины, предложенные ученым, употребляются и сегодня. Взять хотя бы слова, которые ныне у всех на слуху: удельный вес, движение, опыты, ось Земли…

К сожалению, очень мало известно о личной жизни Ломоносова, его жене и детях. Практически во всех источниках больше идет речь о его научной деятельности. Жизнь Ломоносова всецело была посвящена науке. Даже в своих одах он призывал трудиться и развивать науку во благо Отечества.

Проект на тему: «Жизнь и творчество М.В.Ломоносова».

Номинация : «Юниор».

Подготовили: Иванищева Юлия Михайловна, Хаю Кристина Лилиановна, обучающиеся

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 39 пос. им.В.В.Воровского(10 лет,4 класс).

Руководитель проекта: учитель начальных классов МБОУ СОШ № 39

Марковцева Марина Павловна.


Цель: познакомить с биографией,научными открытиями и литературным творчеством М.В. Ломоносова.

Задачи:

1)собрать и изучить материал по изучаемой теме « Жизнь и творчество М.В.Ломоносова»;

2)познакомить с жанром произведения – одой;

3)представить весь собранный материал в виде презентации.


Д Е Т С Т В О

М.В. Ломоносов родился 19 ноября 1711г. в селе Денисовке Архангельской губернии Холмогорского уезда. Отец, Василий Дорофеевич Ломоносов был зажиточным крестьянином, он занимался рыбной ловлей. Он нередко брал мальчика в морские плавания, где тот начал задумываться над вопросами, которые нашли отражение в его будущих исследованиях. Мальчик был весьма наблюдательным и любознательным. С детства интересовался природой северного сияния, составом льда, причиной изменения погоды и прочими природными явлениями.



Освоив грамоту, Ломоносов увлекся чтением. Жажда знаний росла с каждым днем, молодой отрок страстно хотел заниматься наукой.

В 19 лет он ушел из дома в Москву. Ломоносову предстоял долгий и тяжелый путь. Он должен пройти вместе с обозом многие сотни километров, преодолев расстояние от Архангельска до Москвы.


В 1731г. Ломоносова приняли в Московскую славяно-греко-латинскую академию. Для того, чтобы поступить туда, ему пришлось утаить свое истинное происхождение. Много горя и нужды претерпел здесь Ломоносов: укоры отца, бедность, насмешки школьников. За 5 лет обучения, Ломоносов постиг основы всех наук и твердо решил посвятить свою жизнь исследованиям и экспериментам.

В 1736г. в числе лучших учеников его отправили на дальнейшее обучение в Германию.




В 1762 году великий учёный усовершенствовал подзорную трубу, которую называл «ночезрительной» прибор «для сгущения света". Он открыл атмосферу на Венере.





Оды Ломоносова

Ломоносов вошел в историю русской литературы прежде всего как поэт-одописец. Ода была привлекательна для Ломоносова тем, что в ней соединена высокая лирика и публицистика. Автор оды мог не только выражать свои чувства, но и развивать важные общественные идеи.

Ода – поэтическое произведение, отличающееся торжественностью и возвышенностью .


Ломоносов тяготел к жанру хвалебной оды, поскольку большинство из них посвящались монархам, императрице Елизавете Петровне, Петру III, Екатерине II.

Обычно ода приурочивалась к придворному празднику, вступлению на престол. Ода читалась всегда, как часть торжественной церемонии и это давало возможность обратиться к большой аудитории. Такая ода издавалась большим тиражом.

В рамках хвалебной оды Ломоносов решал просветительские задачи.


Им созданы:

  • 33 похвальные оды;
  • 12 од духовные;
  • героическая поэма о Петре Великом;
  • множество надписей – стихов на случай;
  • пародий и сатирических стихотворений.

Михаил Васильевич Ломоносов умер 15 апреля 1765 г. Был похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской Лавры в Петербурге.

Личность Ломоносова, его научная и литературная деятельность сыграли первостепенную роль в развитии создания русского общества, оставили глубокий след в истории русской культуры и науки


Н А Г Р А Д Ы

Больша́я золота́я меда́ль и́мени М. В. Ломоно́сова -

высшая награда Российской академии наук. Ежегодно присуждаются две Большие золотые медали имени М. В. Ломоносова - одна российскому и одна иностранному учёным за выдающиеся достижения в области естественных и гуманитарных наук.


Нам хочется закончить свой проект стихотворением М.В.Ломоносова :

О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовет из стран чужих,

О, ваши дни благословенны!

Дерзайте ныне ободренны

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать ”.



источники

1 . Руссика. Школьная энциклопедия. История России 18 -19 века. Москва. «ОЛМА-ПРЕСС образование» 2003

2. История России для детей и взрослых.

Владимир Соловьёв. Белый Город. Москва, 2003.

3. Михайло Ломоносов. Сергей Перевезенцев.

Белый Город. Москва, 2004.

4. История России. Конец XVI – XVIII век.

А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. Москва «Просвещение» 2008

Интернет-ресурсы

5. http://www.hpono.info/biograf/lomonjs.html

6. http//ru.wikipedia.org/wiki

7. http//slovari/yandex.ru/dict/krugosvet/alticbe/h/47