Выделение в онтогенезе. Структура индивидуального поведения Виды трудового поведения

Человеческий фактор играет значительную, а порой решающую роль в успешности деятельности предприятия. По мнению многих менеджеров, люди - это в наименьшей мере поддающийся управлению компонент. Одной из основных проблем такой дисциплины, как организационное поведение, является проблема исполнения.

Индивидуальные свойства определяют способность работника выполнить какое-либо задание, усилия связаны с желанием исполнить, а организационная поддержка обеспечивает возможность исполнения. Какие свойства людей, и в каких ситуациях должен учитывать руководитель, а какими свойствами можно пренебречь, так как это не скажется на результатах деятельности?

Из множества известных подходов к исследованию личности концепция К.К. Платонова позволяет наиболее последовательно раскрыть проблемы управления индивидуальным поведением в организации. Он выделяет биологически обусловленную подсистему личности, к которой относятся: пол, возраст, свойства нервной системы и т. п., индивидуальные формы отражения объективной реальности, включающие психические процессы (память, внимание, мышление и т. д.), подсистему опыта (знания, умения, навыки) и социально обусловленную подсистему (направленность, отношения и т. п.). Данная теоретическая схема значительно облегчает систематизацию представлений о личности в организации. На рис. 5 представлена структура личности, основанная на концепции К.К. Платонова. Рассмотрим подробнее личностные компоненты, определяющие поведение человека в организации.

Рисунок 5 - Структура личности

К биологически обусловленной подсистеме личности относятся возрастные особенности, различия по признаку пола, расы, свойства темперамента (свойства нервной системы), физические особенности.

В управленческой деятельности необходимо учитывать психологические особенности возрастных этапов жизненного пути. В научной литературе можно встретить различные возрастные периодизации. Широко известна периодизация жизненного пути, разработанная Д. Б. Бромлеем. Приведем описания двух периодов, выделенных этим автором, соответствующих возрасту людей, активно действующих в организациях.

Взрослость: ранняя взрослость - 21-25 лет,

Средняя взрослость - 25 - 40 лет (пик интеллектуальных достижений), поздняя взрослость - 40 - 55 лет (упадок физических и умственных сил), предпенсионный возраст - 55 - 65 лет (пик для наиболее общих социальных достижений).

Старение: удаление от дел - 65 - 70 лет (удаление от дел, восприимчивость к нарушению стереотипов), старость - 70 - 75 лет, одряхление - после 75 лет.

Каждый возрастной период предполагает некоторые особенности поведения в организации, которые должен учитывать руководитель. С возрастом изменяется потребностно-мотивацнонная сфера человека, накапливается опыт, формируются навыки, умения и в то же время - стереотипы, может снизиться скорость овладения новыми знаниями и навыками. В зрелом возрасте (средняя взрослость) достигается более высокий уровень речемыслительной деятельности (Е. Харке) и снижаются показатели образного мышления (Б. Бромлей). Сохранность интеллектуальной работоспособности человека с возрастом в значительной степени зависит от того, задачи какого уровня сложности приходится ему решать в организации, и в какой степени он включен в процесс постоянного обучения (самообучение, обучение в деятельности и т. п.).

Темперамент, как компонент поведения определяет динамику психической деятельности человека (скорость возникновения и устойчивость психических процессов, психический темп и ритм, интенсивность психических процессов, направленность психической деятельности). К свойствам темперамента относятся:

  1. Сензитивность - чувствительность к воздействиям внешней среды.
  2. Реактивность , характеризующая особенности непроизвольных реакций, активность, определяющая произвольные действия и их баланс.
  3. Пластичность поведения (адаптивность) - ригидность (негибкость поведения, пониженная приспособляемость, трудности изменения поведения при изменении внешней среды).
  4. Экстраверсия - интроверсия . Экстраверсию -интроверсию часто трактуют как общительность и необщительность. Однако это более широкие понятия. Экстраверсия - ориентация человека на внешний мир, на разнообразные объекты и людей, выраженная в поведении потребность во внешней стимуляции. Интроверсия предполагает направленность на внутренние раздражители, ориентацию на собственные чувства, воспоминания, внутреннюю жизнь. Данные свойства проявляются в поведении человека в организации. Экстраверты предпочитают работу, характеризующуюся новизной, разнообразием, непредсказуемостью. Если их работа слишком спокойная, экстраверты ищут дополнительные раздражители. Иногда они удовлетворяют свою потребность во внешней стимуляции с помощью межличностных и межгрупповых конфликтов. Интроверты предпочитают предсказуемость, порядок и стабильность на работе.
  5. Нейротизм. А. Айзенк интерпретировал нейротизм как эмоциональную стабильность. Высокий уровень нейротизма обусловливает:
  • - низкую устойчивость к неопределенности. Работники с высоким уровнем нейротизма предпочитают ясные и точные инструкции, четкие правила, хорошо структурированные задачи;
  • - потребность в поддержке со стороны других;
  • - нестабильность самооценки, связанной с работой. Высокий уровень нейротизма предполагает особую чувствительность к удачам и неудачам;
  • - чувствительность к угрозе.

Физиологической основой темперамента являются основные свойства нервной системы: сила -слабость, уравновешенность - неуравновешенность, подвижность - инертность.

Ощущение является простейшим компонентом поведения. В ощущениях отражаются отдельные свойства предметов и явлений окружающего мира и внутренние состояния человека, которые непосредственно воздействуют на органы чувств.

Восприятие предполагает отражение в сознании человека целостных предметов и явлений. На основе специфических особенностей рецепторов выделяются: зрительные, слуховые, вкусовые, тактильные, температурные, обонятельные, вибрационные, болевые ощущения и ощущения равновесия и ускорения.

Для организационного поведения важно понятие порога. Если раздражитель не обладает достаточной силой (не превышен нижний порог), то ощущений не возникает.

Наименьшее изменение силы раздражителя, которое дает едва заметное различие в ощущениях, называется порогом различения (дифференциальный порог). Ощущение различий в весе дает прибавка не менее 1 /30 первоначального веса. Порог различения по отношению к свету равен - 1/100, к звуку - 1/10 и т. д.

Избирательность восприятия может играть как положительную роль, когда необходимо выявить и оценить наиболее значимые сигналы, так и отрицательную, приводя к потере необходимой информации. Апперцепция - зависимость восприятия от общего содержания психической жизни человека, от его опыта, интересов, направленности.

К личностным компонентам поведения относится специфика восприятия человека человеком. Под этим в организационном поведении понимается осознание человеком того, как он воспринимается партнером по общению. В конце прошлого века Дж. Холмс, описывая ситуацию общения неких Джона и Генри, утверждал, что в действительности в этой ситуации даны как минимум шесть человек: Джон, каков он есть на самом деле, Джон, каким он сам видит себя, Джон, каким его видит Генри. Соответственно три «позиции» со стороны Генри.

Т. Ньюком и Ч. Кули усложнили ситуацию до восьми персон, добавив еще: Джон, каким ему представляется его образ в сознании Генри, и соответственно - то же для Генри. Каждый из участников общения, оценивая другого, стремится интерпретировать его поведение, установить причины происходящего. В обыденной жизни люди часто недостаточно хорошо представляют себе действительные причины поведения того или иного человека. И тогда, в условиях дефицита информации, они начинают приписывать друг другу, как причины поведения, так и иные характеристики. Анализ этих процессов осуществляется в рамках исследования каузальной атрибуции. Согласно Ф. Хайдеру, людям свойственно рассуждать таким образом: «плохой человек обладает плохими чертами», «хороший человек обладает хорошими чертами» и т. д. Идея контрастных представлений заключается в том, что когда «плохому» человеку приписываются отрицательные черты, сам воспринимающий человек по контрасту оценивает себя как носителя положительных черт.

Операциональный уровень этой идеи (Г.Келли) отражен на рис. 6.

Рисунок 6 - Схема приписывания причин

Аттракция - это возникающая при восприятии человека человеком привлекательность одного из них для другого. Привлекательность связана со специфическими эмоциональными отношениями - от неприязни до симпатии и любви.

Мышление - опосредованное и обобщенное отражение существенных, закономерных связей и отношений. Отметим индивидуальные особенности мыслительной деятельности, существенные для управленческой практики. Подчиненные могут отличаться друг от друга критичностью, широтой, самостоятельностью, логичностью (последовательностью рассуждений) и гибкостью мышления.

Некоторые из них любознательны, другие не проявляют это качество. Все перечисленные особенности мышления подчиненных, а особенно скоростные характеристики, должны учитываться при постановке задач, делегировании функций, прогнозировании результатов мыслительной деятельности.

Сложные, новые творческие задачи требуют не только дополнительных усилий для их решения, но предполагают использование приемов активизации мышления, таких, как:

  • 1 Переформулирование задачи, графическое выражение условий.
  • 2 Использование непроизвольных ассоциаций. Наводящие вопросы руководителя или коллеги могут способствовать решению задач.
  • 3 Создание оптимальной мотивации. Устойчивая и достаточно сильная мотивация способствует решению задач.
  • 4 Снижение критичности по отношению к собственным решениям.

На первом этапе решения творческих задач наиболее часто встречаются два типа ошибок. Либо задача осознается чрезмерно обобщенно, без учета ее своеобразных особенностей, либо предполагается такое условие, которое в данной задаче не содержится. Иногда интуиция помогает в поиске наилучших решений. Проявлению интуиции способствует предшествующий напряженный эмоциональный и интеллектуальный поиск, осуществление менее привычных действий.

Внимание - направленность психики на определенный объект, имеющий устойчивое или ситуативное значение. Виды внимания: непроизвольное, произвольное. Иногда организация решает задачу привлечения непроизвольного внимания клиентов, заказчиков. Например, привлечение внимания к новому товару, услугам. Известны некоторые закономерности, способствующие решению данной задачи. Непроизвольное внимание определяется:

  • - особенностями раздражителя (интенсивность, контраст, новизна);
  • - соответствием внешнего раздражителя внутреннему состоянию, потребностям человека и т. п.;
  • - чувствами (заинтересованность, развлекательность);
  • - прежним опытом;
  • - общей направленностью личности.

Произвольное внимание определяется целями и задачами деятельности, усилиями волн.

Память - процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание.

По продолжительности сохранения материала выделяют кратковременную и долговременную память. Возможно произвольное (целенаправленное) и непроизвольное запоминание, сохранение, воспроизведение.

Приведем некоторые закономерности памяти, которые позволят руководителю повысить эффективность собственной деятельности.

Правила непроизвольного запоминания:

  • 1 Лучше запоминается тот материал, который связан с содержанием основной цели деятельности, чем тот, который включен в условия или способы решения задач.
  • 2 Запоминается лучше тот материал, который требует активной умственной работы.
  • 3 Большая заинтересованность - лучшее запоминание.

Приемы произвольного запоминания:

  • - Сначала следует составить план заучиваемого материала.
  • - Сравнение, классификация и систематизация материала способствуют его запоминанию.
  • - Очень важно повторение.
  • - Воспроизведение при повторении должно быть осознанным и осмысленным.
  • - Следует обратить особое внимание на закономерности воспроизведения (узнавание, собственно воспроизведение, припоминание, воспоминание).

Припоминание зависит от:

  • - осознанности и точной формулировки задачи;
  • - использования приемов припоминания (план, активное вызывание у себя образов, опосредующие ассоциации);
  • - мотивации;
  • - уверенности в возможности припоминания.

Забывание и сохранение материала зависит от предыдущей и последующей деятельности. Они могут тормозить или ускорять забывание. Перенапряжение памяти способствует забыванию. Хорошо известно явление реминисценции, отсроченное на определенный срок воспроизведение, может быть более полным. Сильное желание припомнить тормозит воспроизведение. Длительности сохранения способствуют интерес и хорошее закрепление материала.

Воля - это регулирование человеком своего поведения, выраженное в умении преодолевать внешние и внутренние трудности при совершении целенаправленных действий. Для организации наиболее ценны такие волевые качества и состояния работников, как решительность, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность, инициативность. Однако при определенных условиях именно эти качества людей провоцируют конфликты. Руководители с авторитарным стилем управления эффективнее взаимодействуют с работниками, не обладающими ярко выраженными волевыми качествами, стремятся подавить их проявление у подчиненных.

Существенной проблемой для организации может стать нерешительность персонала. Состояние нерешительности могут обусловить: отсутствие информации, борьба мотивов, особенности темперамента человека, страх наказания и т. п.

Эмоции - отражают субъективное значение для человека предметов или явлений в конкретных условиях. Классификация эмоций предполагает выделение: эмоциональных реакций, к которым относятся эмоциональный отклик, эмоциональная вспышка и аффект (сверхсильная, относительно непродолжительная эмоциональная реакция); эмоциональных состояний: настроение, экстатическое состояние, стресс, а также высших чувств (чувство долга, патриотизм и т. д.)

Рассмотрим механизм возникновения обиды и зависти. Можно выделить три составляющих переживания обиды:

  • 1 Ожидания одного человека относительно поведения другого человека, основанные на индивидуальном опыте общения.
  • 2 Поведение другого, отклоняющееся от ожидаемого в неблагоприятную сторону.
  • 3 Эмоциональная реакция, вызванная несоответствием ожидания и поведения.

Для переживания зависти или тщеславия также характерны три составляющих:

  • 1 Допущение, что другой человек такой же, как и я.
  • 2 Концентрация внимания на этом человеке или отдельных его качествах и сравнение этих качеств со своими.
  • 3 Переживание той или иной эмоции в зависимости от результатов сравнения.

Зависть: «он такой же, как я, но лучше». Тщеславие: «он такой же, как я, но я лучше». Злорадство: «он такой же, как я, но хуже».

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Структура поведения.
Рубрика (тематическая категория) Искусство

Поведение - ϶ᴛᴏ совокупность действий и поступков человека, происходящих под влиянием внутренних и внешних причин. Поведение опирается на следующие три составных элемента͵ осознаваемых каждым субъектом поведения: способности, нормы и потребности.

Способности - ϶ᴛᴏ индивидуальные особенности личности, которые проявляет человек в своей деятельности. Высшими формами способности являются талант и гениальность. У всœех индивидов есть врождённые, обусловленные особенностями строения нервно-мозгового аппарата͵ задатки для развития определённых способностей. Без способностей человек не был бы в состоянии успешно заниматься каким-либо конкретным делом. Способности соотносятся с умениями. С одной стороны, прирождённые способности повышаются и реализуются, когда индивид получает умения. С другой стороны, умение формирует и развивает способности.

Нормы (лат. norma – правило, образец) - ϶ᴛᴏ те или иные правила, которыми руководствуется каждый человек в своих действиях. Нормы бывают внутренние и внешние.

Внутренние нормы - ϶ᴛᴏ информация, которая сформировалась в сознании человека в результате его взаимодействия с окружающей средой. Часть из них – незыблемые для индивида принципы, другая часть может меняться для соответствия внешним нормам.

Внешние нормы – нормы, отражающие порядок, правила жизни мира, который окружает человека.

Нормы определяют поступки. Поступок - ϶ᴛᴏ единица поведения. Это действие, выполняемое с сознательным отношением человека к внешним нормам.

Потребности - ϶ᴛᴏ нужда в чём-либо, объективно крайне важно м для поддержания жизнедеятельности и развития организма и личности. Потребности - ϶ᴛᴏ исходное побуждение к деятельности. На начальном этапе, потребность осознаётся как влечение . По мере того, как осознаётся предмет влечения, возникает желание . В свою очередь, желание рождает побуждение к действию – удовлетворению потребности.

Потребности, нормы и способности регулируют поведение. И поведение и три его регулирующих элемента бывают личные и общественные.

Общественные потребности определяют качество жизни общества в целом и каждого его члена в отдельности. Οʜᴎ базируются на возможностях материального производства и регулируются социальной политикой государства.

Общественные нормы - ϶ᴛᴏ социо-культурные правила, которыми руководствуется каждый член общества в своей жизни. Сохраняя наиболее ценные традиции, культуру, ментальность, эти правила формируются на базе различных форм общественного сознания: науки, политики, права, морали, искусства.

Общественные способности - ϶ᴛᴏ способы деятельности общества. Οʜᴎ отражают уровень цивилизованности: чем выше цивилизация, тем разнообразнее общественные способности.

Состояние потребностей - ϶ᴛᴏ промежуточный результат управления ими, который образуется в сознании путём взаимодействия всœех трёх структурных элементов: потребностей, норм и способностей.

Процесс, непосредственно предшествующий поведению личности принято называть самоопределœением. Самоопределœение - ϶ᴛᴏ сочетание трёх составляющих поведения в сознании индивида с целью устранения внутренних противоречий. Самоопределœение происходит в две стадии, каждая из которых включает три этапа. В результате имеется шесть последовательных этапов самоопределœения::

I. Оформление цели : 1) определœение собственных потребностей; 2) определœение их соответствия состоянию внутренних норм (устранение противоречий); 3) определœение их соответствия состоянию собственных способностей (устранение противоречий);

II. Осознание реальной ситуации : 4) соотнесение собственных потребностей с общественными (устранение противоречий); 5) соотнесение собственных норм с общественными (устранение противоречий); 6) соотнесение собственных способностей с общественными (устранение противоречий).

Ключевые понятия:

Пассивная адаптация;

Активная адаптация;

Формы познания;

Системность;

Междисциплинарность;

Поведение;

Способности;

Потребности;

Поступок;

Самоопределœение.

Структура поведения. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Структура поведения." 2017, 2018.


Обычно поведение классифицируют по его конечным целям или, другими словами, причинам, лежащим в его основе. В связи этим различают пищедобывающее, половое, игровое, материнское, исследовательское, оборонительное и другое поведение. Например, под пищедобывающим поведением подразумевают комплекс действий, направленных на добывание какой-либо пищи (цель поведения), которая необходима для удовлетворения голода (причина поведения).

Раньше считалось, что причиной поведения является внешний или внутренний по отношению к животному раздражитель. Однако в процессе исследований были выявлены три основных причины, инициализирующие (запускающие) поведение:

Потребности;

Раздражители или стимулы;

Идеальные причины.

При этом основной причиной поведения принято считать потребность.

Под потребностью подразумевают необходимость организма человека или животных в каких-либо веществах, продуктах, без которых невозможны рост и развитие, а также в ситуациях или информации, нужных ему для организации текущего или будущего поведения, что в конечном итоге обеспечивает сохранение его жизни и возможность оставить потомство.

И на самом деле, потребность является основным фактором при инициализации поведения. Так, ни вы, ни собака, будучи сытыми, не отреагируете типичным пищевым поведением на появившийся пищевой продукт (пищевой раздражитель). И наоборот, в состоянии голода, т. е. при наличии пищевой потребности, и вы, и собака можете проявить пищевое поведение даже по отношению к раздражителю, имеющему сомнительное пищевое значение.

Деятельность центральной нервной системы по обеспечению сложных поведенческих актов можно представить в виде взаимодействия трех основных блоков (рис. 1.1):

(1) блока приема, переработки и хранения информации (сенсорные системы мозга);

(2) блока активации нервной системы - модулирующие системы мозга;

(3) блока программирования, запуска и контроля поведенческих актов (двигательные системы мозга).


Рис. 1.1. Схема деятельности центральной нервной системы по обеспечению поведенческих актов

«Информация внешней среды» - совокупность раздражителей и стимулов внешней среды; «Сенсорные системы мозга» - совокупность отделов центральной нервной системы, обеспечивающих восприятие, хранение и переработку поступающей информации; «Двигательные системы мозга» - совокупность отделов центральной нервной системы, осуществляющих планирование, запуск и контроль поведенческих актов; «Поведение» - внешне наблюдаемая активность организма; «Модулирующие системы мозга» - совокупность отделов центральной нервной системы, контролирующих ее деятельность и состояние организма; «Потребность» - физиологическое состояние организма.


Весь организм человека и животных пронизан интерорецепторами (внутренними рецепторами), которые контролируют его физиологическое и биохимическое состояние. Если приводить в пример пищевую потребность, то снижение ниже определенного уровня белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных веществ вызывает реакцию у определенных интерорецепторов. Соответствующая информация передается в модулирующие системы мозга, которая переводит информацию с физиологического языка на психический и берет командование центральной нервной системой на себя. Психическое состояние, а мы осознаем пищевую потребность как состояние голода, развивающееся вслед за потребностью, называется мотивацией.

Под мотивацией подразумевают состояние и соответствующую деятельность центральной нервной системы, организующие и поддерживающие специфическое поведение, направленное на удовлетворение актуализированной потребности. Совсем просто мотивацию можно определить и как психический эквивалент потребности.

Итак, получив соответствующую информацию модулирующие системы мозга прежде всего активизируют сенсорные системы, в связи с чем повышается их чувствительность (понижаются пороги восприятия). Более того, модулирующие системы мозга селективно (избирательно) активизируют сенсорные системы, повышая порог чувствительности для информации не важной (т. е. не имеющей отношения к удовлетворению актуализированной потребности) и понижая пороги чувствительности для важной (с точки зрения удовлетворения имеющейся потребности) на данный момент информации. То есть, несмотря на многообразие раздражителей и стимулов внешней среды, благодаря модулирующим системам мозга воспринимается и допускается к дальнейшей обработке центральной нервной системой, только та информация, которая имеет отношение к удовлетворению актуализированной потребности. Причем чувствительность к этой информации повышается. Так, сытая собака пройдет в метре от пищи и не отреагирует на ее запах, голодная же собака может отреагировать на запах той же самой пищи с расстояния 10–20 метров.

Под влиянием потребности модулирующие системы мозга действуют на двигательные системы мозга также избирательно. При этом активируются (готовятся к работе) те программы и двигательные системы организма, которые имеют отношение к удовлетворению имеющейся потребности. Другие программы и двигательные системы затормаживаются. Таким образом, при наличии какой-либо выраженной потребности легче воспроизводятся действия, способствующие удовлетворению данной потребности, действия же помогающие удовлетворению другой потребности воспроизводятся с трудом или не воспроизводятся вовсе. Например, кобель с выраженной половой потребностью (почувствовавший запах течной суки) будет с большой неохотой выполнять навыки послушания, сформированные на пищевом подкреплении, или играть с дрессировщиком, скорее всего, не будет делать ни того ни другого.

Однако потребность вызывает соответствующее ей поведение не сразу, для этого ей необходимо достичь определенной величины. Например, мы можем ощущать состояние голода, но, оценивая его как небольшое, продолжаем текущее поведение. Проходит время, состояние голода увеличивается до величины «голоден как собака», и мы откладываем книгу, выключаем телевизор, прерываем беседу и переходим к пищедобывающему поведению.

Потребность и мотивация, которые реализовались через поведение, называются доминирующими, а становятся они таковыми в результате конкуренции потребностей. Во время процесса конкуренции потребностей организм производит оценку наличных мотиваций с точки зрения их важности, величины, эмоциональной стоимости удовлетворения, а также вероятности удовлетворения в данных условиях и энергетическую «стоимость» этого удовлетворения.

Выбрав наиболее важную здесь и сейчас потребность, животное приступает к ее удовлетворению. Удовлетворив наиболее важную потребность, животное переходит к удовлетворению следующей по значимости потребности.

Таким образом, приступая к дрессировке, дрессировщик должен создать у своей собаки потребность такой величины, которая бы позволяла ей однозначно выигрывать в процессе конкуренции. То есть если вы используете пищевое подкрепление, собака должна быть так голодна, чтобы думать только о том, как бы получить от вас кусочек пищи. Если вы используете оборонительную потребность, например, дергаете собаку после команды «Рядом!» - рывок должен быть такой силы, чтобы у собаки пропало желание тянуть. Если вы решили использовать игровую потребность, то необходимо так «разыграть» собаку, чтобы она при виде игрушки переставала замечать собак, бегающих рядом с ней.

Существует несколько классификаций потребностей, мы же рассмотрим классификацию известного российского ученого П. В. Симонова, который разделил потребности на три основные группы: потребности жизнеобеспечения, зоосоциальные потребности и потребности саморазвития .

Потребности жизнеобеспечения (витальные потребности) обеспечивают прежде всего индивидуальное сохранение живых существ. К ним относят пищевую, питьевую, оборонительную, гигиеническую потребности, потребность во сне, двигательной нагрузке, положительных ощущениях, потребность в экономии сил и т. п. Для своей реализации потребности жизнеобеспечения не требуют участия других особей. Неудовлетворение какой-либо витальной потребности ведет к гибели животного.

Зоосоциальные потребности обеспечивают сосуществование животного с другими животными и способствуют не только сохранению индивидуума, но и сохранению вида. Различают половые, родительские, территориальные потребности, а также потребность в группе и формировании групповых иерархических взаимоотношений. Зоосоциальные потребности для своей реализации требуют участия социальных партнеров своего или другого вида.

Потребности саморазвития ориентированы на будущее, их значение заключается в подготовке организма к возможным условиям существования. К потребностям саморазвития относят потребность в свободе (потребность в преодолении), потребность в превентивной «вооруженности», реализующуюся через имитационную (подражательную) потребность и потребность в игре, потребность в новой информации и др.

Для потребностей саморазвития характерно то, что они не связаны с индивидуальной и видовой адаптацией к наличной в данный момент существующей ситуации. Потребности саморазвития самостоятельны, невыводимы из других потребностей живого организма и несводимы к другим мотивациям. Так, реакция на преграду осуществляется независимо от того, какая потребность первично инициировала поведение и какова та цель, на пути к которой возникла преграда. Игровое поведение животных, нередко требующее партнера, казалось бы, следует отнести к ролевым (зоосоциальным) рефлексам. Однако в игре отсутствуют иерархические тенденции. Игровая борьба молодняка не содержит элементов конкуренции и полностью свободна от агрессивности. Ее единственное назначение - тренировка тех навыков и умений, которые понадобятся лишь позднее для удовлетворения множества витальных и зоосоциальных потребностей.

Важность для дрессировочного процесса и целесообразность использования в дрессировке соответствующих потребностей и мотиваций заключается в их биологически значимых свойствах.

1. Потребности и мотивации увеличивают двигательную активность животного в ответ на различные раздражители и стимулы, в том числе и на индифферентные, т. е. пока безразличные для животного. То есть при наличии актуализированной потребности возрастает реактивность животного.

2. Потребности и мотивации повышают активность вегетативной нервной системы и увеличивают активность обмена веществ, что делает более эффективными двигательные реакции животных.

3. Потребности и мотивации приводят к росту чувствительности анализаторов, что выражается в усилении ориентировочной реакции. При этом мотивация так активизирует или тормозит чувствительность анализаторов, что порог чувствительности понижается для значимых сигналов и повышается для незначащих. В результате этого животное с легкостью воспринимает информацию, нужную с точки зрения удовлетворения наличной потребности, и хуже воспринимает сигналы, не имеющие к этому отношения.

4. Потребности и мотивации увеличивают поисковую активность животного, его исследовательское поведение - животные начинают искать возможность удовлетворения существующей потребности.

5. Потребности и мотивации вызывают активацию памяти, что обеспечивает реализацию поискового целенаправленного поведения на основе образов цели и возможных способов их достижения, которые хранятся в памяти.

6. Потребности и мотивации способствуют возникновению выраженных эмоциональных состояний, что, в свою очередь, активирует механизмы памяти и значительно ускоряет процесс научения.

В общем виде биологическое значение мотиваций заключается в том, что они подготавливают организм к определенному, целенаправленному виду деятельности и поддерживают необходимо долгое время эту деятельность до удовлетворения вызвавшей ее потребности.

1.2. Структура поведения

Совокупность возможного поведения животного называют поведенческим репертуаром. Единицей поведения считается поведенческий акт. Поведенческий акт представляет собой совокупность элементов поведения животного от момента возникновения потребности в чем-либо, до сигнала о ее удовлетворении. Поведенческий акт может быть простым и тогда включает один элемент поведения (например, факт посадки), или сложным, включающим несколько разнородных элементов (например, навык аппортировки).

Вне зависимости от сложности поведенческий акт строится на основе трех составляющих: наследуемых (инстинктивных) элементов поведения, поведения, приобретенного в результате научения (опыта) и когнитивных (интеллектуальных) элементов поведения (рис. 1.2). В зависимости от сложности поведенческого акта долевое участие в нем указанных элементов бывает различным.


Рис. 1.2. Структура поведенческого акта по Л. В. Крушинскому

Под инстинктивными (наследственными) элементами поведенческого акта подразумевается генетически запрограммированные формы поведения, характерные для данного биологического вида.

Инстинктивные элементы поведения обладают достаточно выраженным постоянством и независимостью от окружающей среды, но в процессе жизнедеятельности они все-таки изменяется - модифицируются в соответствии с конкретными условиями окружающей среды. Таким образом происходит накопление опыта - научение. По мнению Л. В. Крушинского, инстинктивное поведение в «чистом» виде можно увидеть только один раз - при первичном его осуществлении. При повторении данного элемента поведения его уже нельзя назвать инстинктивным, так как оно уже неизбежно включает какие-либо модификации.

Под научением понимают «процесс и результат приобретения индивидуального опыта». Этот процесс «всегда совершается на инстинктивной основе и состоит в достройке, совершенствовании или переделке врожденных элементов поведения (видового опыта), в их приспособлении к конкретным условиям жизни особи» . В процессе научения у животных развиваются те индивидуально-изменчивые, временные компоненты инстинктивного поведения, которые придают ему необходимую для выживания способность.

Совсем же просто научение можно представить как процесс приобретения знаний, умений и навыков.

Научение может происходить на разных уровнях в зависимости от того, каков его нервный механизм и насколько важны или сложны те структуры, которые в нем участвуют. Некоторые виды научения могут осуществляться уже на уровне рецепторов или спинного мозга, для других же необходимо участие подкорковых структур или миллиардов нервных цепей коры головного мозга. Одни формы научения осуществляются автоматически и непроизвольно. Другие требуют такого участия когнитивных механизмов, на которое может быть способен лишь развитый мозг высших млекопитающих и человека. В связи с этим различают несколько форм научения (форм приобретения опыта): импринтинг (запечатление), негативное научение (привыкание), научение на основе классических условных рефлексов, научение на основе оперантных условных рефлексов, латентное научение, научение в форме доминанты, имитационное научение (подражание) и когнитивные формы научения. В дрессировке участвуют все формы научения независимо от того, осознает это дрессировщик или нет.

Мы знаем, что поведение животных меняется в течение их жизни (в процессе роста и развития) в результате активации или дезактивации определенных генов или их мутаций под воздействием каких-либо патологических факторов (например, в результате развития опухоли центральной нервной системы), гуморальных факторов (например, воздействия половых гормонов). Поведение животных изменяется также и в результате накопления опыта - научения.

Изменение поведения в результате научения представляет для человека наибольший интерес, так как позволяет оперативно и физиологично модифицировать поведение в нужном направлении. Именно на способности животных к научению и строится дрессировка. Человек, используя биологические законы научения животных, моделируя обучающие ситуации и модифицируя их в нужном ему направлении, получил возможность формировать заданное поведение. То есть дрессировка не только строится на научении, но и сама представляет собой научение, модифицированное человеком. И на самом деле во время дрессировки и происходит та самая достройка, совершенствование или переделка врожденных элементов поведения (видового опыта) в их приспособлении к конкретным условиях жизни особи. Например, к конкретным условиям жизни собаки-поводыря, собаки по поиску взрывчатых веществ, к условиям жизни караульной собаки или к условиям жизни собаки-компаньона - собаки просто живущей в человеческой семье.

К третьей группе элементов поведенческого акта относятся формы поведения, обусловленные когнитивным научением. Здесь уже речь идет не просто об ассоциативной связи между какими-то двумя ситуациями или между ситуацией и ответом организма, а об оценке данной ситуации с учетом прошлого опыта и возможных ее последствий. В результате этой оценки принимается наиболее подходящее решение .

Когнитивное поведение и связанное с ним научение объединяет высшие формы психической деятельности, свойственные в большей степени взрослым животным с высокоразвитой нервной системой и основанные на ее свойстве формировать целостный образ окружающей среды. При когнитивных формах научения происходит оценка ситуации, в которой участвуют высшие психические процессы; при этом используется как прошлый опыт, так и анализ имеющихся возможностей, и в результате формируется оптимальное решение.

Когнитивные возможности животных определяются их интеллектом, под которым подразумевается «высшая форма психической деятельности животных (обезьян и ряда других высших позвоночных), отличающаяся отображением не только предметных компонентов среды, но и их отношений и связей (ситуаций), а также нестереотипным решением сложных задач различными способами с переносом и использованием различных операций усвоенных в результате предшествующего индивидуального опыта. Интеллект животных проявляется в процессах мышления, которое у животных всегда имеет конкретный чувственно-двигательный характер, является предметно отнесенным и выражается в практическом анализе и синтезе устанавливаемых связей между явлениями (и предметами), непосредственно воспринимаемыми в наглядно обозреваемой ситуации» .

Навык, который человек вырабатывает у животного в процессе дрессировки, является типичным поведенческим актом. Например, человек создает у собаки пищевую потребность, затем, предъявляя ей кусочек пищи и манипулируя им, принуждает собаку к посадке - как только собака совершает посадку, ей скармливается пища. Вспомним структуру поведенческого акта: возникновение потребности инициирует поведение, направленное на ее удовлетворение, результатом поведения становится удовлетворение потребности.

1.3. Общая методика дрессировки

По сути дела, дрессировка заключается в том, что человек сознательно или бессознательно создает у животного какую-либо потребность и предлагает удовлетворить ее при помощи нужного ему поведения.

Процесс дрессировки можно представить в виде последовательных стадий.

1. Стадия выбора и создания целесообразной (базовой, начальной) потребности, выступающей как причина необходимого поведения.

При выборе целесообразной потребности учитывают особенности навыка, который необходимо сформировать, породу собаки, ее психофизиологические особенности, пол, возраст и даже время, отпущенное на дрессировку.

Чаще всего необходимые потребности создается путем депривации - лишения животного чего-либо. Например, чтобы создать пищевую потребность, нужно какое-то время не кормить собаку. Оборонительную потребность создают путем непосредственного болевого (аверсивного) или неприятного воздействия на собаку. Для создания выраженной игровой потребности необходимо, что называется, разыграть собаку, а для этого требуется определенное время.

2. Стадия удовлетворения базовой потребности: животному при помощи специфических способов дрессировки предлагается или навязывается выполнение какого-либо действия, которое приводит к удовлетворению имеющейся потребности.

Во время этой стадии происходит несколько процессов, связанных с научением. На этой стадии формируются знания и умения. По мере повторения действие, приводящее к удовлетворению потребности, включается в репертуар поведения, связанного с данной потребностью, т. е. условием удовлетворения данной потребности становится выполнение этого поведения. Факт удовлетворения потребности становится подкреплением предшествующего ему поведения. Формируются связи команды с потребностью и команды с выполняемым действием.

3. Стадия снижения значимости базовой потребности. В результате многократного повторения действие приобретает свойства навыка, что делает его достаточно автономным по отношению к базовой потребности. Кроме того, во время дрессировочного процесса дрессировщик сознательно или бессознательно использует и другие потребности: социальную (дрессировка - это форма общения человека с собакой, она является одним из способов удовлетворения социальной потребности), потребность в положительных ощущениях (ласковая интонация, оглаживание и т. п.), пищевую, игровую, потребность в двигательной активности и даже оборонительную. В связи с этим автономность навыка от базовой потребности увеличивается.

4. Стадия автоматизации действия до навыка. При многократном повторении (в результате тренировки) действие приобретает свойства подкрепления: правильно выполненное, оно вызывает положительные эмоциональные ощущения. При этом первоначальная потребность перестает играть ведущую роль в воспроизведении данного поведенческого акта. Однако если продолжительное время животное не достигает результата, который бы служил подкреплением какой-либо актуальной потребности, поведение затухает.

Пытаясь научить чему-либо собаку - выдрессировать ее, человек создает условия, способствующие реализации той или иной формы научения: импринтинга, классических условных рефлексов, оперантных условных рефлексов и т. п. Таким образом, метод дрессировки можно определить как совокупность теоретических и практических положений по формированию поведения, отражающих закономерности конкретной формы научения.

Основным методом дрессировки при подготовке поисковых собак является оперантный метод.

Под способом дрессировки подразумеваются такие непосредственные или опосредованные воздействия на животное, которые приводят к воспроизведению (появлению) нужных дрессировщику действий или сохранению необходимых поз.

В настоящее время различают следующие способы дрессировки:

Наведения;

Наталкивания;

Пассивной флексии;

Отбора поведения;

Альтернативного поведения;

Игрового поведения;

Имитационный;

Оборонительного поведения;

Агрессивно-оборонительного поведения.

При подготовке поисковых собак обычно используют способ наведения, способ отбора поведения и способ игрового поведения.

Дрессировка как научение происходит во времени и может характеризоваться сменой методов и способов. Организацией и регламентацией процесса дрессировки вообще и в каждом конкретном случае занимается методика дрессировки, которая определяет выбор и последовательность методов и способов, потребностей, их выраженность и приемы их формирования, вид и режим подкрепления, продолжительность и периодичность занятий, этапность отработки навыка, организацию тренировочного процесса и т. д.

Можно выделить общую методику дрессировки, которая регламентирует более или менее продолжительный этап дрессировочного процесса. Например, методику освоения дисциплинарного курса или методику миннорозыскной службы. И частную методику дрессировки, регламентирующую отработку конкретного навыка. Например, методику формирования навыка посадки. То есть методика отражает алгоритм практических действий дрессировщика по формированию поведения. Это наиболее динамичная категория дрессировки и может существовать во множестве вариантов.

То, что влияет на запоминание и воспроизведение элементов поведения, называется подкреплением. То есть подкреплением может быть любое событие, влияющее на частоту повторения в будущем связанного с ним поведения. Событие, которое увеличивает частоту повторения в будущем связанного с ним поведения, является положительным подкреплением. Событие, которое уменьшает частоту повторения в будущем связанного с ним поведения, является отрицательным подкреплением.

С точки зрения мотивированного поведения положительным подкреплением может быть любое событие, сигнализирующее об удовлетворении потребности или увеличивающее вероятность ее удовлетворения. Отрицательное подкрепление исключает удовлетворение потребности или уменьшает вероятность ее удовлетворения.

Различают также натуральное (первичное) и условное (вторичное) подкрепление. Натуральным подкреплением обычно называют событие, связанное непосредственно с физиологическими процессами организма, или непосредственное воздействие на животное. Условное подкрепление является условнорефлекторным эквивалентом натурального подкрепления. Например, если вы постоянно перед дачей пищи повторяете слово «Хорошо!», со временем по законам классического условного рефлекса это слово становится сигналом предъявления пищи и приобретает свойства натурального подкрепления.

Выделяют также аверсивное подкрепление, под которым подразумевают воздействия, приводящие к болевым или неприятным ощущениям у животного. Аверсивное подкрепление может быть положительным, отрицательным и условным. Поскольку аверсивное подкрепление всегда связано с отрицательным эмоциональным состоянием, использование его в дрессировочном процессе должно быть крайне ограниченным.

Различают постоянное и вариабельное (вероятностное) подкрепление. При постоянном режиме подкрепление предъявляется в связи с каждой единицей поведения (подкрепляется каждый навык). При вариабельном режиме подкрепление может предъявляться через определенные промежутки времени, после определенного количества воспроизведенных навыков или случайно (подкрепляется не каждый навык). Постоянный режим подкрепления обычно используют на начальных этапах дрессировки. Вариабельный режим подкрепления позволяет отобрать и закрепить лучшие варианты навыков и способствует их более быстрому и лучшему закреплению.

С точки зрения процесса научения дрессировка представляет собой последовательный процесс от формирования знания к умению и от умения к формированию навыка (рис. 1.3).


Рис. 1.3. Соотношение знаний, умений и навыков в поведенческом репертуаре и количество повторения ситуаций, необходимого для их формирования

Под знанием подразумевается информация о чем-либо. Знание существует в виде следов памяти и может быть декларативным и процедурным. Под декларативной памятью подразумевается информация о свойствах каких-либо объектов, о событиях и ситуациях. Под процедурной памятью (двигательной памятью) подразумевается информация о каком-либо действии (поведении).

Мы знаем очень многое. Для того чтобы узнать что-либо, достаточно прочитать книгу, посмотреть видеофильм или выслушать другого человека. У животных аналогичным образом знание формируется только в результате наблюдения (имитационная форма научения). Во всех остальных случаях, при всех других формах научения знание формируется в результате первых нескольких повторений сочетания причины и следствия или встреч какого-либо объекта: от нескольких раз до нескольких десятков раз.

Обладание знанием еще не гарантирует воспроизведения, а тем более качественного воспроизведения его на уровне поведения. Например, прочитав один раз стихотворный текст, мы узнаем его и через месяц, подтвердив, что знакомы с ним. Однако чтобы воспроизвести стихотворение - рассказать его наизусть, нам потребуется не раз повторить его. Начав воспроизведение знания на поведенческом уровне, мы приступаем к формированию умения. Умением называют действие, поведение, не достигшее уровня автоматизации. Для формирования умения необходимо повторить действие от нескольких десятков до нескольких сотен раз.

Мы умеем также очень многое (хотя меньше, чем знаем). Например, мы умеем сколотить табурет, однако столяр-краснодеревщик делает табуреты гораздо быстрее нас и более качественно. Это потому, что мы обладаем умением, а профессионал обладает навыком.

Навыком может быть любое действие, в том числе и невидимое (недоступное для непосредственного наблюдения), сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэтапной сознательной регуляции и контроля. То есть навык - это такое действие, которое воспроизводится эффективно с точки зрения выполняемой деятельности, безотказно, быстро, однообразно и независимо от внешнего влияния. Различают навыки двигательные, перцептивные и интеллектуальные. Во время дрессировки у животного формируются все виды навыков.

На скорость формирования навыка влияют мотивация или лежащая в ее основе потребность, способность к научению вообще, особенности подкрепления, режим тренировки, методика формирования и опыт животного по освоению других умений и навыков.

Основные положения

1. Главной причиной поведения является потребность.

2. Потребность, достигая определенного уровня, изменяет характер восприятия внешней информации и определяет последующее поведение.

3. Первым этапом дрессировки является выбор потребности и создание условий, обеспечивающих ее доминирование.

4. Навык, формируемый в процессе дрессировки, представляет собой типичный поведенческий акт.

5. Подкреплением в дрессировке может быть любое событие, влияющее на вероятность повторения связанного с ним поведения.

6. Положительное подкрепление увеличивает частоту повторения в будущем связанного с ним поведения, отрицательное подкрепление - уменьшает.

7. Дрессировка представляет собой процесс формирования знаний, умений и навыков.

8. Навыком может быть любое действие, сформированное путем повторения.

Примечания:

Немов Р. С. Психологический словарь. 2007.

Поисковая и завер­шающая фазы пове­денческого акта. Выше говорилось о том, что ключевые раздражители действуют принудительно, что животное вынуждено в своем поведении всецело по­виноваться пусковой ситуации. Но значит ли это, что у животных нет никакой возможности проявить собственную инициативу, про­извести какой-то самостоятельный выбор? Отнюдь нет!

Инициативное, избирательное отношение животного к среде проявляется прежде всего в активном поиске необходимых пуско­вых ситуаций и в избрании наиболее эффективных возможностей для выполнения поведенческих актов. Необходимо подчеркнуть, что речь идет о поиске именно раздражений, исходящих от биоло­гически значимых объектов, а не самих этих объектов. Мы теперь уже знаем, что это ключевые раздражители с направляющей или пусковой функцией.

Еще более полувека тому назад американский исследователь поведения животных У. Крэйг показал, что инстинктивные дейст­вия состоят из отдельных фаз. Прежде всего Крэйг выделил две фазы, которые в этологической литературе получили названия «по­исковой» (или «подготовительной») и «завершающей». В ходе по­исковой фазы животное отыскивает (отсюда и название фазы) те ключевые раздражители, точнее, их комбинации (т. е. пусковые си­туации), которые приведут его в итоге к завершающей фазе, в ко­торой воплощается биологическое значение всего инстинктивного действия.

Все промежуточные раздражители не составляют для живот­ного самоцель и ценны лишь постольку, поскольку они приводят к восприятию ключевых раздражителей завершающего поведения. Только на завершающей фазе происходит собственно потребление животным жизненно необходимых ему элементов среды. Но сам поиск адекватных раздражителей является для животных такой же первейшей жизненной необходимостью, как и потребление эле­ментов среды.

Поисковая фаза всегда подразделяется на несколько этапов; в завершающей же фазе, однако, или вовсе не обнаруживаются такие подразделения, или же она состоит лишь из немногих строго последовательно выполняемых движений.

Крэйг построил свою концепцию на данных, полученных им в результате изучения пищевого поведения животных. Приведем пример этой-сферы поведения. Хищник, отправляющийся на охоту, вначале еще не знает, где находится его возможная добыча, поэ­тому первые его движения имеют характер ненаправленного поис­ка. В результате он раньше или позже попадает в сферу действия стимула, исходящего от животного-жертвы. Обнаружен первый ключевой раздражитель, который включает следующий этап - на­правленную ориентировку по дополнительным раздражителям, уточнение местонахождения животного-жертвы. Затем следует под­крадывание (или преследование), набрасывание (прыжок) и ов­ладение добычей, ее умерщвление, иногда еще и перетаскивание туши в другое место, расчленение на отдельные куски и, наконец, захватывание кусков мяса зубами и их проглатывание. В этой цепи последовательно выполняемых действий и движений только пос­ледние два звена (собственно акт поедания) относятся к завер­шающей фазе описанного пищедобывательного поведения хищни­ка, все остальные этапы составляют в своей совокупности поиско­вое (или подготовительное) поведение. Правда, внутри каждого такого этапа имеются свои подготовительные и завершающие фа­зы, которыми каждый этап и заканчивается. При этом подчас имеет­ся несколько степеней соподчинения (по типу «матрешки»), так что в целом складывается весьма сложная структура деятельности. Аналогично обстоит дело и в других, казалось бы, значительно более простых сферах поведения, как, например, покой и сон. Жи­вотное вначале ищет место для отдыха или ночлега (деревья, ук­рытия, углубления в почве или просто определенные участки отк­рытого пространства), затем устраивает (совершенствует) найден­ное место (копает, приминает растительность), иногда еще и числится и только после этого укладывается (причем видотипичным образом!). Только укладывание составляет завершающую фазу, предшествующие же этапы - поисковую.



К этим примерам можно было бы прибавить еще множество других из любой сферы поведения. Однако уже в приведенных можно усмотреть следующие глубокие различия между обеими фа­зами, определяющие их сущность.

Поисковое поведение является пластичной фазой инстинктив­ного поведения. Она характеризуется ярко выраженной ориентиро­вочно-исследовательской деятельностью животных и переплетени­ем врожденных и приобретенных, основанных на индивидуальном опыте компонентов поведения. Именно к поисковому поведению относится все, что связано с пластичностью инстинктов, в частно­сти с модификациями инстинктивного поведения.



Завершающее поведение, наоборот, представляет собой ригидную фазу. Выполняемые в ней движения отличаются строгой пос­ледовательностью, стереотипностью и предопределены соответст­вующими макро- и микроморфологическими структурами. Приоб­ретенные компоненты играют здесь несущественную роль или даже отсутствуют. Поэтому изменчивость ограничена индивидуальной (генетически фиксированной) вариабельностью. Сюда относится все, что. говорилось о постоянстве, ригидности инстинктивного по­ведения и о принудительности действия ключевых раздражителей. Здесь практически все врожденное, генетически фиксированное. Что же касается движений, выполняемых в завершающей фазе, то это и есть собственно инстинктивные движения, или «врожденные двигательные координации», названные так австрийским ученым "К. Лоренцом, одним из основателей современной этологии.

Общая характеристика инстинктивных движений уже давалась выше. Также говорилось о том, что они являются «хранителями» самого ценного, жизненно необходимого, что накоплено видом в результа­те естественного отбора, и что именно этим определяется их неза­висимость от случайных условий окружающей среды. Лисица, производящая инстинктивные движения закапывания мяса на ка­менном полу, ведет себя «бессмысленно». Но ведь не на каменном субстрате совершался филогенез лисиц, и было бы фатально для дальнейшего существования вида, если бы из-за случайного, вре­менного пребывания особи в таких совершенно нетипичных для место обитания лисиц условиях исчезла бы столь полезная для этих животных форма поведения. Так что лучше произвести закапываю­щие движения при любых обстоятельствах, и жесткая» врожденная программа поведения заставляет животное это сделать.

Инстинктивные дви­жения и таксисы. Общая ориентация инстинктивных движений осуществляется таксисами, которые, по Лоренцу, всегда переплетаются с врожден­ными двигательными координациями и совместно с ними образуют единые инстинктивные реакции (или цепи из нескольких таких ре­акций).

Как и инстинктивные движения, таксисы - это врожденные, генетически фиксированные реакции на определенные агенты сре­ды. Но если инстинктивные движения возникают в ответ на пуско­вые раздражители, то таксисы отвечают на направляющие ключе­вые раздражители, которые неспособны обусловливать начало (или конец) какой-либо инстинктивной реакции, а лишь меняют вектор ее протекания.

Таким образом, таксисы обеспечивают пространственную ори­ентацию двигательной активности животных в сторону благоприят­ных или жизненно необходимых условий среды (положительные таксисы) или же, наоборот, от биологически малоценных или опасных условий (отрицательные таксисы). У растений аналогич­ные реакции выражаются в изменениях направления роста (тропизмы).

По характеру ориентирующих внешних стимулов таксисы под­разделяются на фото-, хемо-, термо-, гео-, рео-, анемо-, гидротакси­сы (реакции на свет, химические раздражители, температурные градиенты, силу тяжести, течение жидкости, поток воздуха, влаж­ность среды) и т. д. На разных уровнях эволюционного развития таксисы имеют разную степень сложности и выполняют различные функции, о чем еще пойдет речь при обзоре эволюции психики. Сей­час важно подчеркнуть, что таксисы являются постоянными ком­понентами даже сложных форм поведения, причем высшие формы таксисов выступают в тесном сочетании с индивидуальным опы­том животного.

С направляющими ключевыми раздражителями мы уже встре­чались, когда описывалась ориентация птенцов по относительным оптическим стимулам. Само появление объекта (в эксперименте - диска, в естественных условиях - родительской особи) является пусковым раздражителем реакции «попрошайничества», взаимо­расположение деталей этого объекта - направляющим ключевым раздражителем этой реакции, а пространственная ориентация птен­цов по этому раздражителю - положительным фототаксисом.

Точно так же красный цвет сам по себе является для птенца серебристой чайки пусковым ключевым раздражителем, обуслов­ливающим его пищевую реакцию (наряду с другим пусковым раз­дражителем- появлением птицы, точнее, ее головы с клювом). Местонахождение же красного пятна на клюве направляет реакцию птенца биологически выгодным образом на основе положительного фототаксиса и служит, таким образом, направляющим пусковым раздражителем.

Лоренц и Тинберген в 30-е годы совместно изучали взаимоотно­шения врожденных двигательных координации и таксисов на при­мере реакции вкатывания яиц в гнездо у серого гуся. Вид яйцеподобного предмета (нечто круглое, без выступов и т. д.), находяще­гося за пределами гнезда, служит у этой птицы таким же ключе­вым раздражителем для реакции вкатывания, как у сидящей на гнезде чайки в описанных опытах Скребицкого. Соответствующая врожденная двигательная координация представляет собой много­кратно повторяемое движение клюва к груди птицы, которое пре­кратится лишь тогда, когда предмет прикоснется к сидящей в гнез­де птице.

Если положить перед краем гнезда перпендикулярно к клюву цилиндр (гуси положительно реагировали и на такой предмет), то подобными инстинктивными движениями и ограничится все поведе­ние птицы. Если же положить яйцо или его макет, то появляются дополнительные движения головы из стороны в сторону, придаю­щие движению предмета правильное направление к гнезду. Ведь в отличие от цилиндра яйцо будет откатываться то влево, то вправо. Вид этих отклонений и служит направляющим раздражителем для таксисных боковых движений головы. Итак, таксисы могут у выс­ших животных ориентировать инстинктивные движения не только всего организма, но и отдельных частей тела и органов.

Из инстинктивных движений и таксисов складывается завер­шающая фаза каждого поведенческого акта. Вместе с тем они вхо­дят как составляющие части в поисковую фазу, которая, как уже говорилось, служит для поиска внешних пусковых ситуаций, позво­ляющих организму достигнуть завершающей фазы данного акта. Поисковая фаза отличается большой лабильностью и весьма слож­ной структурой. Инстинктивные движения завершают каждый про­межуточный этап этой фазы, в результате конец каждого такого этапа также приобретает черты завершающего поведения. Таксисы дополняются в поисковой фазе ориентировочно-исследовательски­ми реакциями, непрерывно доставляющими организму информацию о состоянии, параметрах и изменениях компонентов окружающей среды, что позволяет ему произвести оценку последних в рамках общего поискового поведения.

Благоприобретаемые компоненты инстинктивного акта. Наряду с указанными в поисковой фазе любого инстинктивного акта всегда содержатся - в разной степени и в разных сочетаниях - и все элементы поведения, которые относятся к научению, не исключая и высших форм поведения, интеллектуаль­ного типа. Именно поэтому мы и считаем, что говорить об инстинк­тивных действиях (но не движениях!) - значит говорить о пове­денческих актах вообще.

В самом деле, все, чему животные способны научиться, направ­лено лишь к одному: по возможности к скорейшему и наиболее эко­номному достижению завершающего поведения. Нет в поведении животных ничего, что бы не завершалось этой конечной фазой - инстинктивными движениями или родственными им реакциями, т. е. врожденными двигательными координациями. И в этом отчет­ливо видно единство инстинктивного поведения и научения.

Конечно, сказанное не относится в равной степени ко всем этапам поисковой фазы. Дело в том, что лабильность поведения не­одинакова на разных этапах этой фазы и все больше уменьшается по мере приближения к завершающей фазе.

Переход от одного этапа поискового поведения к другому озна­чает активный поиск и нахождение животными ключевых раздра­жителей, смену одного этапа поискового поведения другим в стро­го закономерной последовательности. Это сопровождается ступен­чатым сужением сферы активности животного: его поведение все более детерминируется специфическими для данного поведенческого акта сочетаниями раздражителей, становится все более направлен­ным в сторону конечных, завершающих инстинктивных движений, суживаются возможности индивидуального видоизменения поведе­ния животного, пока завершающая пусковая ситуация не сводит эти возможности практически к нулю.

Так, например, ласточка, приступая к постройке гнезда, должна прежде всего найти место, где можно собирать гнездостроительный материал. Первоначально ненаправленный осмотр местности яв­ляется первым этапом гнездостроительной деятельности. Скорость прохождения этого предельно лабильного этапа зависит прежде всего от индивидуально-изменчивых компонентов поведения, прежде всего от уже имеющегося индивидуального опыта. В зави­симости от своих индивидуальных психических способностей каж­дая птица решает эту задачу по-своему, более или менее эффек­тивно.

Следующий этап поисковой фазы - поиск и сбор гнездостроительного материала на найденном подходящем месте. Здесь воз­можности индивидуального изменения видотипичного поведения уже сужены, но тем не менее индивидуальная сноровка продолжает играть немаловажную роль.

Еще меньше амплитуда возможных индивидуальных отклоне­ний на основе прежнего опыта на третьем этапе поискового поведе­ния- транспортировке гнездостроительного материала к месту постройки гнезда. Здесь возможны лишь некоторые, не очень су­щественные вариации в скорости и траектории полета. В осталь­ном поведение всех ласточек уже весьма стереотипное.

И наконец, завершающая фаза - прикрепление частичек к суб­страту- выполняется уже совершенно стереотипными инстинктив­ными движениями. Здесь только генетически обусловленная инди­видуальная вариабельность видотипичного поведения дает уже из­вестные нам различия в строении отдельных гнезд.

Таким образом, постепенно уменьшается «свобода действия» животного, уменьшается амплитуда изменчивости его поведения по мере приближения к завершающей фазе в соответствии со все бо­лее ограниченными и специфическими условиями среды, сочетания­ми раздражителей, причастных к данному поведению.

Чем дальше от завершающей фазы и чем больше амплитуда изменчивости видотипичного поведения, тем больше возможностей включения в него элементов научения, индивидуального опыта и тем больше удельный вес этих элементов. Таким образом, индивидуальный опыт реализуется прежде всего на начальных этапах по­искового поведения. И еще: чем выше психическое развитие, тем существеннее коррективы, вносимые в жесткое видотипичное пове­дение, но опять же главным образом на начальных этапах поиско­вой фазы. Все это относится, конечно, и к поисковому и завершаю­щему поведению внутри каждого этапа поискового поведения.

Сложность и разнообразие структуры инстинктивного поведения. Двухфазная структура инстинктивных действий дана здесь лишь в виде весьма неполной, упрощенной общей схемы. В реальной действительности чаще всего имеют место разные осложнения и видоизменения. Прежде всего необходимо иметь в виду, что поисковая фаза может происходить и под отрицательным знаком - в виде уклонения и избегания определенных агентов сре­ды. Далее возможны сокращения поискового поведения, выпадения отдельных его этапов или даже инверсия. Иногда завершающие движения наступают так быстро, что поисковая фаза не успевает проявиться в полной мере. В других случаях поисковое поведение может свернуть со своего русла и привести к «чужому» завершаю­щему поведению.

Поисковое поведение может принять форму завершающего по­ведения и существовать наряду с истинной завершающей фазой. В таком случае внешне одинаковые действия будут иметь двоякую качественно-различную мотивацию.

Большой интерес представляют и различные случаи неполного протекания инстинктивного акта, когда действия животного не до­стигают завершающей фазы. У животных с наиболее высокоразви­той психикой промежуточные этапы поискового поведения, т. е. сам по себе поиск раздражителей, могут при этом - как исключение - стать самоцелью их поведения. Здесь мы встречаемся с инстинктив­ной основой наиболее сложных форм исследовательского поведе­ния, входящих в фундамент интеллекта животных.

Уже этот перечень показывает все разнообразие протекания инстинктивных действий; добавим еще, что практически никогда в одно и то же время не совершается лишь единственный инстинктив­ный акт, а имеет место сложное взаимодействие между нескольки­ми одновременно происходящими действиями.

2) межличностных отношений;

4) межгрупповых отношений;

Взаимосвязь стереотипов «человека работающего» и сегментов организационного поведения.

Взаимосвязь. Схема. По часовой – крест. Верх –Этический чел. Справа – Психологический. Потом снизу – Экономический. Слева – технологический. Четверти по часовой. С 12-до 3 часов – автономный, с 3 до 6 – мобилизационный сегмент, дальше – прессинговый, потом – ригористический.

Этический

Ригористический Автономный

Технологический Психологически

Прессинговый Мобилизационный

Экономический

«Экономический человек» - в основе стереотипа лежит принцип денежного расчета. Для руководства «экономического человека», только повышение или понижение заработной платы является самым главным стимулом для работника. Особое значение он приобретает тогда, когда возникает избыток или дефицит специалистов. В зависимости от этого руководство повышает или пониж. зарплату (главное для работника – деньги; за деньги можно купить все; перекупить можно каждого специалиста; каждый имеет свою цену; я плачу – пусть работает)

«Психологический человек» - данный стереотип базируется на эффективном манипулировании психологическими аспектами человеческой личности для достижения определенной выгоды, т.е. человек может добиться успеха, владея теми или иными методами психологического воздействия, как на сознание, так и на подсознание (успех зависит от подбора работников; менеджер должен быть психологом; человеческие ресурсы неисчерпаемы).

«Технологический человек» - в основе этого стереотипа лежит принцип организационного подчинения человека рабочим операциям в условиях ускоряющегося НТП. Жесткая включенность человека в технологические процессы с детальным контролем превращает работников в придаточные звенья, которые вынуждены обслуживать технико-технологические системы во все более интенсивном ритме. Данный стереотип «технократизирует» мышление руководителей, ориентирует их на жесткий пооперационный контроль поведения работников (каждый должен работать безотказно; работник – исполнитель профессиональной функции; все всегда и во всем должны успевать; все должны работать на износ).

«Этический человек» - данный стереотип предполагает подчинение работника требованиям профессионально-деловой и управленческой этики. Этические требования формируются на базе различных договоров, соглашений, кодексов. В организации люди оценивают друг друга в соответствии с житейскими представлениями о морали. В результате в организации складываются приемлемые для всех нормы поведения (на работе – деловые отношения; нормальная работа – только в благоприятном соц.-псих. климате; каждый работник заслуживает признания; каждый работник хочет быть признанным и понятым).

В ригористическом сегменте (ригоризм – категорическое следование служебному долгу) формируется исполнительский тип поведения. Поступая на работу, человек попадает в систему запрещающих и обязывающих норм, закрепленных в специальном трудовом договоре. В таких условиях также может быть сформирован и конфиденциальный тип поведения, ориентированный на:

Точное следование сложившимся в фирме нормам безопасности;

Процесс обучения на конкретных ситуациях по защите коммерческой тайны;

Проверку сотрудников на «надежность»;

Ограничения в образе жизни сотрудников.

В автономном сегменте воспроизводится инициативный тип поведения, когда сотрудники имеют свободу организационного маневра, возможность выбора той или иной линии поведения и ответственность за принятые решения. (работники сами вырабатывают метод работы; работники сами выбирают темп работы; работники сами выбирают временной отрезок; работники сами выбирают критерии оценки работы)

В мобилизационном сегменте формируются необходимые предпосылки для психологической настроенности сотрудников на рабочие процессы. Исходной базой настроенности являются различные варианты оплаты труда. (по прецеденту; по объему работы; по коэффициенту полезности; по закрытости информации; по особому интересу)

Прессинговый сегмент насыщен стрессовыми факторами, работа сотрудников оценивается, как правило, в биполярных представлениях. Данный сегмент создает условия для т.н. «техностресса». В российских предприятиях опасность технострессовых ситуаций нарастает по мере овладения сложной техникой. Поэтому в организациях важно ориентироваться на те возможности, которые помогали бы работникам адаптироваться в данном сегменте. Симптомы: непроизвольный страх перед компьютером; сильнейшая втянутость в работу с компьютером и автоматами; виртуальный мир мешает живому общению с людьми; тревожное беспокойство на работе и дома; страх потери работы из-за неумения обращаться с компьютером).

Этапы формирования групп

1. формирование: 1) обмен информацией, узнавание и принятие, 2) формирование задач группы, 3) аура вежливости, 4) осторожные отношения. эта стадия завершается тогда, когда индивиды начинают воспринимать себя членами группы.(конфликт)

2. Брожение: 1) конкуренция за обладание более высоким статусом2) дискуссии о направлениях развития, 3) напряженные отношения, 4) внешнее развитие.

3. Нормирование: формирование большинства и белых ворон. Формирование в группе близких отношений, общности норм и ценностных ориентаций, идет упрочнение группы, роли и функции каждого приобретают определенность. Стадия завершается с образованием четкой структуры и общим набором ожиданий о том, что есть правильное поведение. Характеристики:1)совместное движение к общим целям. 2)равновесие конкурирующих лиц. 3)эффективное сотрудничество. 4) поведение определяют групповые нормы.

Закрытые механизмы недовольных в группе:

1) замыкание в себе, плохо скрываемое безразличие к целям группы.

3) жесткий формализм, подчеркнутая вежливость, строгое следование нормам.

4) Подобострастие, жесты панибратства

5) излишняя словоохотливость, вызовы на разговор, рассказы о собственных переживаниях

4. Длительность (функционирование): возникает команда. Зрелые отношения, способность решать сложные задачи, каждый выполняет несколько функциональных ролей.

5. Распад (расформирование): падение эффективности, конфликты, исчерпание цели.

Эффективность не может расти от этапа к этапу, она проявляется независимо.

Сплоченность высокая: «команда». Роль менеджера размывается. Появляется эффект синергии.

Сплоченность низкая: Решения принимаются под давлением, либо большинство позволяет кому-либо провести решение. При принятии правильного решения сплоченность возрастает вокруг человека, принявшего это решение. При принятии неправильного решения сплоченность возрастает против него. Это используют кризис-менеджеры. Они приходят, настраивают группу против себя, из которой потом целенаправленно выделяется лидер.

Сплоченность средняя: внутренний конфликт, раскол, болото. Всегда будут те, кто за и против. Высокий риск ошибок, так как никто не хочет брать на себя ответственность. Опасно, когда группа застревает на этом уровне, так как любые изменения будут «вязнуть».

Типы групп.

Простейшая классификация.

1. Первичная группа – это та группа, в которую включены мы сами, для общения нет необходимости в посредниках.

2. Вторичная группа – это все остальные по отношению к нашей группе.

Вторая классификация .

· Формальная группа – имеет юридический статус и создается руководством для закрепления разделения труда.(Структура задается сверху; Цели организации; Взаимоотношения официальные; Внимание к должности; Власть делегируется руководством; Может иметь огромные размеры)

· Группа руководителя – это самая распространенная группа. Одна или несколько командно соподчиненных групп, состоит из руководителя и его подчиненных, специалистов любого ранга. Это самая эффективная группа.

· Производственная или проектная группа. Эта группа создается временно для достижения определенных целей, имеет определенную самостоятельность в планировании и осуществлении деятельности.

· Комитеты – выборочные группы для решения спорных вопросов и координации определенных видов деятельности. существуют следующие ситуации, когда использование комитетов эффективно:

i. Если необходимое решение, предлагаемое администрацией окажется непопулярным в коллективе, то комитет, как его автор, подвергается более мягкой критике, чем руководство.

ii. Если необходимо привлечь сотрудников к коллективному решению вопроса.

iii. Если нежелательно сосредотачивать большой объем власти в одних руках.

Но у комитетов есть и свои минусы:

· Потеря времени

· Компромисс

· Значительные затраты на деятельность.

· Неформальная группа – спонтанно образованная группа, возникшая на основе общих интересов. (Структура формируется спонтанно или лидером; Цели: поддерживание отношений, цели лидера; Взаимоотношения неофициальные; Внимание к человеку; Власть исходит от группы; Включает ограниченное кол-во участников)

Схема управления неформальной группой:

1. признать существование неформальной группы и не угрожать ей.

2. выслушивать мнение членов неформальной группы, поощряя к достижению цели организации

3. перед возможным принятием решения проанализировать его возможное отрицательное влияние на неформальную группу.

чтобы ослабить сопротивление изменениям со стороны неформальной группы надо разрешить ей принимать участие в выработке соответствующих решений.

Иерархия статусов

1) «Звезды» - наиболее предпочтительные члены группы, стоящие на вершине иерархии.

2) высокостатусные, имеющие большие предпочтения, чем отвергнутые

3) низкостатусные - имеют больше отвержении, чем предпочтений.

4) изолированные – те к которым другие не испытывают ни предпочтений ни отвержений

5) изгой – человек, к которому проявляется только отвержение.

Любая характеристика может стать статусной, если члены группы воспринимают ее как ценность.

2) Роль - образец действий, ожидаемых от индивида при выполнении деятельности, имеющей отношение к другим людям.

Роль и статус неразрывны, каждой роли соответствует определенный тип поведения и людям свойственно переходить от одной роли к другой мгновенно. Когда ситуация неопределенна и человеку неясно какую роль он должен играть, как правило, он возвращается к своим прежним стереотипам.

Ролевые ожидания – это готовность коллег воспринимать то поведение, выполнение того набора функций, которые обусловлены его статусом.

Ролевой конфликт – возникает тогда, когда ролевые ожидания полностью исключают друг друга.

Поведенческие реакции, которые демонстрируют сотрудники под воздействием ролевого конфликта:

1. Строгое следование формализованным бюрократическим процедурам . Конфликт разрешается путем опоры на правила и традиции, существующие в данной организации.

2. Избегание , при котором конфликт тщательно вытесняется из сознания как недостойный внимания и незначительный.

3. Когнитивная реструктуризация - индивид пытается переосмыслить свои роли и ситуацию таким образом, чтобы снять неприятное противоречие в своем поведении.

Мотивационные типы.

1. Класс избегательной мотивации – когда человек стремиться избежать нежелательного для себя последствия поведения.

a. Люмпенизированный тип : 20% (базовая – негативные, запрещено – организационные и участие в управлении)

i. Нет предпочтений в выполнении работы

ii. Согласен на низкую плату, при условии, что другие получают не больше.

iii. Низкая квалификация и нет стремления ее повысить.

iv. Низкая активность и выступление против активности других.

v. Низкая ответственность и стремление ее переложить на других

vi. Стремление к минимизации усилий.

2. Класс достижительной мотивации - когда сотрудник ведет себя так, чтобы достичь определенных целей.

a. Инструментальный тип: 30% (б. – денежные, з. – моральные и патернализм)

i. Интересует цена труда, а не его содержание (плата – инструмент для достижения целей)

ii. Важна обоснованность цены, не желает подачек

iii. Важна способность обеспечить свою жизнь самостоятельно

b. Профессиональный тип 15% (б. – организационные, з. – патернализм и негативные)

i. Интересует содержание работы

ii. Интересуют трудные задания как возможность самовыражения

iii. Считает важной свободу в оперативных действиях

iv. Важно профессиональное признание как лучшего в профессии.

c. Патриотический тип 10% (б. - моральные)

i. Необходима идея, которая будет двигать сотрудником.

ii. Важно общественное признание, участие в успехе

iii. Главная награда – всеобщее признание незаменимости в фирме.

d. Хозяйственный тип 25% (б. – участие в управл, з. – негативные и патернализм)

i. Добровольно принимают на себя ответственность

ii. Характеризуется обостренными требованиями свободы действий

iii. Не терпит контроля.

Сочетание в определенной пропорции мотивационных типов называется мотивационными профилями . Каждому типу соответствует тип стимулирования.

При формировании программа стимулирования и мотивации может идти 2 путями:

1. Оптимизировать систему стимулирования под существующие мотивационные профили компании, чтобы обеспечить предельно конструктивное поведение имеющегося в наличии персонала. В таком случае этапы создания программы:

a. Выявить существующий мотивационный профиль

b. Скорректировать с помощью модели адекватно систему стимулирования

c. Обследовать принимаемых на работу лиц, с целью выявления их профиля.

d. Корректировать систему стимулирования при существенных изменениях мотивационного профиля.

2. Сформировать и поддержать новый (заданный) профиль компании. Этапы:

a. Выявить мотивационный профиль

b. Определить требуемый мотивационный профиль

c. Скорректировать, исходя из модели, систему стимулирования, создающую дискомфорт для не желательных типов и комфортные условия для желаемых типов.

Обследование персонала на «входе» с целью не допускать лиц с нежелательным типом мотивации.

Организационная культура: сущность, структура, функции. Сильные и слабые культуры. Доминирующая и субкультура. Стихийная и моделируемая культура. Здоровая и токсичная культура. Адаптивная и фиксированная культура.

Организационная культура – это картина явных и неявных разделяемых ключевыми сотрудниками орг-ии убеждений, ценностей, и норм поведения, которые направляют орг. поведение и которые с течением времени приобретают новые члены орг-ии. Значение организационной культуры определяется рядом обстоятельств. Во-первых, она придает сотрудникам организационную идентичность; во-вторых, является важным источником стабильности и чувства безопасности у сотрудников; в-третьих, помогает новым сотрудникам правильно ориентироваться в организационном взаимодействии.

Организационная культура обладает рядом важных характеристик. К ним относят:

1. наблюдаемые регулярные формы поведения. При взаимодействии членов коллектива, они используют общие понятие, жесты, принятые в данной организации ритуалы;

2. нормы, т.е. существующие стандарты трудового поведения работников: «Не надо работать слишком много и не надо работать слишком мало».

3. доминирующие ценности (высокое качество продукции, высокая производительность и.т.д.)

4. философия. Организацией вырабатывается политика, отражающая ее убеждение в том, как надлежит обращаться с сотрудниками компании;

5. правила. В организациях имеются жесткие правила поведения. Вновь принятые сотрудники должны их усвоить, чтобы стать полноправными членами организации.

6. организационный климат, т.е. общее ощущение, которое создается пространством, стилем общения сотрудников между собой с посторонними лицами.

Следует отметить, что культура организации имеет многослойный характер: она проявляет себя на трех последовательно углубляющихся уровнях. На поверхности находятся артефакты, представляющие собой наблюдаемые, физические проявления культуры. На следующем уровне организационной культуры находятся ценности, стоящие за культурными артефактами. Третий слой культуры – допущения - заключается в формировании ключевых факторов гарантирующих успех компании.

Орг. культура делится на сильную и слабую культуры. Сильная означает высокую степень воздействия на поведение работника, а слабая подразумевает ограниченное воздействие на поведение работника.

Организационная культура неоднородна. Она подразделяется на доминирующую культуру и множество субкультур.

Доминирующая культура – это сумма некоторых ценностей, разделяемых большинством членов организации.

Субкультура – это свод ценностей, которые разделяет незначительное меньшинство членов организации.

Субкультуры (анклав; когда ценности доминирующей культуры принимаются вместе с другими непротиворечивыми ценностями; контркультура) могут ослабить организацию или нанести ей серьезный ущерб в том случае, если они в конфликте с доминирующей культурой и/или общими целями. Однако успешно функционирующие компании считают, что субкультуры возникают для того, чтобы помочь членам какой-то отдельной группы справиться с повседневными проблемами.

Стихийная орг. культура формируется спонтанно, моделируемая – лидером.

Здоровая орг. культура признает ценность человекаорганизации и подтверждает это действиями, токсичная настроена негативно по отношению к человекау.

Фиксированная культура негативно настроена по отношению к изменениям и их инициаторам, не анализирует опыт конкурентов, продвигаются менеджеры-исполнители, политизация внутренней среды. Адаптивная культура ориентирована на изменения, корректировку курса и сохранение важнейших принципов и ценностей. (нет настороженности по отношению к изменениям)

Функции: формирование индивидуальности организации, стабильность соц. системы, формирование коллективной приверженности организации.

Понятие «организационного поведения», его структура и теоретические предпосылки изучения.

Организационное поведение – это наука, изучающая поведение людей, вовлеченных в определенные управленческие процессы, имеющие свои циклы, ритмы, темпы, структуру отношений, организационные рамки и требования работника.

Наука об организационном поведении ориентирована на изучение:

1) поведения конкретных индивидов в группе;

2) межличностных отношений;

3) динамики взаимоотношения внутри малых групп;

4) межгрупповых отношений;

5) организации как целостной системы.

Организационное поведение синтезировано из:

1. психология – изучает отличие людей друг от друга.

2. социальная психология – изучает специфику поведения людей, взаимодействующих друг с другом.

3. социология дает инструменты для исследования поведения людей.

4. теория организаций ориентируется на решение проблемы «как строить организационную культуру».

5. Культурология – включает в себя элементы понимания как национальной, так и организационной культуры.

6. политология – способствует более глубокому пониманию феномена власти.

Научная психология изучения поведения людей появилась в конце 19 начале 20 века. В ее рамках было сформулировано 3 крупных направления:

1. теория инстинктов. Она была разработана на основе предположения о том, что побудителем действий человека является инстинкт.

2. теоретико-личностное направление разрабатывалось на основе представлений о способах переработки информации в сознании человека и ее преобразование в волевые акты, которые бессознательны или мало осознаны.

3. теоретико-ассоциативное направление предполагает решающую роль знаний в психических процессах человека.

Структура – используются теоретические подходы. Когнитивный, бихевиористический, социального научения.

1. Когнитивный подход. Делает акцент на позитивных и добровольных аспектах человеческого поведения. Базовой категорией когнитивного подхода является «познание», т.е. акт восприятия некоторой информации. В рамках данного подхода акты познания предшествуют поведению человека и во многом определяют образ его мышления, его восприятие и поведение.

2. Бихевиористский подход. В рамках этого подхода сформулирован основной закон поведения. (S - O - R). Сторонники теории считают, что поведение основано на воздействии стимула (S), который порождает определенную реакцию (R) человека и его соответствующее поведение. В качестве ключевого стимула выступает потребность человека. Осознание потребности и формирование реакции происходит на уровне подсознания (О).(Павлов и Уотсон)

3. Подход социального научения содержит элементы первых двух подходов. Предполагается, что люди обладают самосознанием и их поведение целенаправленно. Индивид и ситуация, определяемая средой, взаимодействуют, определяя характер поведения.

4. Необихевиористический подход (Скиннер) Ранние бих-ты помогли объяснить ответные формы поведения (вызванные стимулами), но не долее сложные оператные формы. Обратил внимание на следствия стимула и реакции. Следствия лучше объясняют большинство форм поведения.