Михаил маслов. Действительный член академии медицинских наук ссср м


СССР СССР

Михаи́л Степа́нович Ма́слов (19 мая , Нарва - 3 июня , Ленинград) - российский, советский педиатр, доктор медицины, профессор, действительный член АМН СССР (1945), заслуженный деятель науки РСФСР (1935), генерал-майор медицинской службы, председатель общества детских врачей Ленинграда, один из основоположников советской педиатрической школы. Участник Первой мировой войны , житель блокадного Ленинграда .

Биография

Родился в крестьянской семье Степана Устиновича Маслова и его жены Ольги Яковлевны. Начальное образование получил в двухклассной школе, где проявил на редкость высокие способности. После окончания школы, был по рекомендации учителя принят в Нарвскую гимназию с освобождением от платы за обучение. С 6-го класса подрабатывал частными уроками. Окончил гимназию в 1904 году с золотой медалью.

После успешной защиты 4 апреля 1913 г. диссертации «О биологическом значении фосфора для растущего организма» на степень доктора медицины, М. С. Маслов был на 2 года командирован за границу. Он успел ознакомиться с работой лучших детских больниц и клиник Берлина , Мюнхена , Цюриха , Вены . В столице Австрии особенно большое впечатление на Маслова произвела клиника К. Пирке . Там же у профессора О. Фюрта он изучал биохимию, одновременно прослушал курс лекций по рентгеновской диагностике и оториноларингологии. К сожалению, командировку пришлось прервать уже через 7 месяцев. Началась Первая мировая война . В августе 1914 г., всего через 2 дня после возвращения в Петроград, Маслов был назначен начальником госпиталя № 23 в Рыбинск .

Город находился в глубоком тылу. Сюда в госпиталь доставлялись раненые с фронта, причём не только русские, но и пленные австрийские и немецкие солдаты и офицеры . В соответствии с требованиями Гаагской конвенции 1907 года раненные военнопленные в госпитале были окружены вниманием и заботой не меньшими, чем раненные солдаты российской армии. Помимо лечебной работы, которая в госпитале преимущественно носила хирургический характер, Маслов не прекращал научной деятельности. Он, например, исследовал реакцию белой крови при нагноениях, изучал ферментативную ценность женского молока в сопоставлении с молоком домашних животных.

Кафедра детских болезней Военно-медицинской академии

С установлением в Рыбинске 2 марта 1918 г. Советской власти, что совпало с подписанием правительством 3 марта Брестского мира , госпиталь был расформирован, и Маслов вернулся в Петроград. С 1918 г. он был восстановлен в должности ассистента кафедры детских болезней ВМА, которой по-прежнему руководил А. Н. Шкарин. В июне 1920 г. после прочтения перед слушателями двух пробных лекций: «Сущность и патогенез детских диатезов» и «Разбор больного с ортостатической альбуминурией» М. С. Маслов был утвержден в звании приват-доцента .

1 августа 1920 г. произошла трагедия. Профессор А. Н. Шкарин, управлявший мотоциклом, попал в аварию. Он прожил еще несколько дней и умер 12 августа, успев высказать свою волю. Своим преемником на посту профессора, начальника кафедры детских болезней он видел М. С. Маслова. Выборы на должность профессора, начальника кафедры состоялись почти через год - 28 мая 1921 г. Из шести именитых претендентов большинством голосов воля профессора А. Н. Шкарин была удовлетворена, а через 3 дня Михаилу Степановичу исполнилось 36 лет.

Начало деятельности М. С. Маслова в качестве профессора и руководителя кафедрой совпало с периодом окончания Гражданской войны , разрухой, голодом и массовым беспризорничеством среди детей. Результатом двух войн стал серьёзный кадровый дефицит, что заставило Маслова направить основные свои усилия на формирование коллектива кафедры. Одновременно он занялся совершенствованием детской клиники, которая к 1921 г. имела в наличии всего 27 коек. Клиника располагала собственными клинической и биохимической лабораториями, рентгеновским и физиотерапевтическими кабинетами, молочной кухней и детской консультацией. В 1925 г. при кафедре, в отдельном здании удалось открыть детские ясли, затем в 1929 г. пункт охраны материнства и младенчества (прообраз женской консультации совмещенной с консультацией для детей до 3-х лет). В дальнейшем был открыт детский сад. После капитального ремонта здания детской клиники ВМА, в 1938 году удалось увеличить число коек до 53-х, создав при этом боксовое отделение для заразных детей. В 1940 г. усилиями Маслова был открыт музей.

Одновременно на кафедре М. С. Маслов развернул широкомасштабные научные исследования. Способствовали им тесные связи, которые удалось организовать с другими научными учреждениями. Так, по приглашению В. М. Бехтерева с 1923 по 1929 гг. Маслов руководил научной деятельностью младенческого отделения . С 1924 г. он являлся консультантом родильного дома им. В. Ф. Снегирева . Результаты научных исследований Маслова и его сотрудников уже в 1924 г. были обобщены в фундаментальной монографии «Учение о конституциях и аномалиях конституции (диатезах) в детском возрасте и их биологическом и патологическом значении». Вслед за этим, в 1926-1927 гг., было издано двухтомное руководство для врачей и студентов «Основы учения о ребенке и особенностях его заболеваний». Эти два классических труда не потеряли своей актуальности и в настоящее время.

Будучи членом Общества детских врачей Санкт-Петербурга (Ленинграда) ещё с дореволюционного времени, Маслов в 1923 г. впервые был избран его председателем. Он занимал этот пост до 1926 г., затем избирался повторно на периоды: 1929-1930 гг., 1934-1941 гг., а после войны с 1946 г. и до дня своей смерти в 1961 г. Тем самым на протяжении почти 40 лет педиатры Ленинграда признавали за Масловым его безусловное лидерство как врача и ученого.

У истоков Ленинградского педиатрического медицинского института

Несмотря на то, что кафедра детских болезней ВМА оказалась самой первой в России, она не была призвана готовить будущих врачей по специальности педиатрия. В те годы стать детским врачом можно было только в рамках послевузовского образования. Понимая всю необходимость подготовки врачей-педиатров уже в институте, М. С. Маслов стал одним из самых активных борцов за организацию специализированного педиатрического образования в СССР. Подобной практики в мире ещё не существовало. Начало было положено 22 января 1925 г. с открытием института Охраны материнства и младенчества им. В. И. Ленина (позже переименованного в Клары Цеткин). По началу это был научно-практический институт, где Маслов стал научным руководителем физиологического отделения, а с апреля того же года - заместителем директора по научно-исследовательской работе. С 1928 г. институт приобрел статус научно-исследовательского, что предусматривало организацию профессорских кафедр и доцентуры. С этого времени Маслов возглавил кафедру физиологии, гигиены и диететики раннего детского возраста, а с 1930 г. кафедру патологии детского возраста. В 1932 г. при институте была организована больница-медвуз, и в марте впервые появились студенты. В 1931 г. была ещё осуществлена параллельная попытка организации педиатрического факультета в , но в конечном итоге всё сложилось иначе.

15 февраля 1935 г. научно-исследовательский институт Охраны материнства и младенчества был окончательно преобразован в первое в мире высшее учебное заведение, предназначенное для подготовки детских врачей - . Из 1-го ЛМИ сюда были переведены отдельные педиатрические кафедры и студенты педиатрического факультета и уже в 1936 г. состоялся первый выпуск врачей-педиатров. На всех этапах становления педиатрического образования Маслов был едва ли не главной движущей силой этого процесса. Заглядывая вперед, он еще в 1933 г. издал «Краткий курс детских болезней» ставший первым учебником по педиатрии для будущих детских врачей. Под руководством Маслова заранее была разработана вся методика учебного процесса. Роль Маслова в организации педиатрического образования в СССР была отмечена присвоением ему в 1935 г. звания Заслуженный деятель науки РСФСР .

Общим итогом всех преобразований стало то, что к концу 30-х годов М. С. Маслов возглавлял 2 кафедры педиатрии в двух вузах: кафедру детских болезней ВМА и кафедру факультетской педиатрии (в которую в 1938 г. была преобразована кафедра патологии детского возраста) ЛПМИ. Это позволило ему из числа сотрудников двух родственных кафедр по существу создать сплочённый коллектив, объединенный общей научной проблематикой. Большое число сотрудников и наличие разнообразных клинических баз позволяли М. С. Маслову широко маневрировать силами и средствами и добиться значительных успехов в разработке самых актуальных проблем педиатрии, но вмешалась Великая Отечественная война .

Ленинград - Самарканд - Ленинград. Военные годы

С первых дней войны сотрудники кафедры детских болезней ВМА под руководством Маслова спешно разрабатывали вопросы противовоздушной и противохимической защиты детей. На эти темы читались лекции, проводились занятия. До тех пор, пока 8 сентября 1941 г. вокруг Ленинграда не замкнулось кольцо блокады , в городе шла массовая эвакуация промышленных предприятий. В плане эвакуации стояла и Военно-медицинская академия, однако очередь до неё дошла только к концу ноября, когда было открыто движение по ледовой «Дороге жизни» через Ладожское озеро . Вместе с сотрудниками своей кафедры и оборудованием, уцелевшим после попадания 5 ноября в здание клиники снаряда, вынужден был отправиться в Самарканд и М. С. Маслов. Он намеревался ехать со своей женой Альмой Фёдоровной, но вначале января 1942 г. она скончалась от истощения . Кафедру факультетской педиатрии ЛПМИ, который в 1941 г. не планировалось эвакуировать, Михаил Степанович оставил на профессора Э. И. Фридмана .

Прибыв в Самарканд, М. С. Маслов узнал о присвоении ему 1 февраля 1943 г. воинского звания генерал-майора медицинской службы.

На новом месте, под руководством Михаила Степановича кафедра очень быстро возобновила учебный процесс со слушателями академии. Она расположилась на территории Республиканской больницы, которая была базой Самаркандского медицинского института. В связи с требованиями военного времени сроки обучения в ВМА были сокращены. В 1943 г. в течение некоторого времени слушателям вообще не преподавалась педиатрия. Тем не менее сотрудники кафедры активно занимались лечебной и научной работой. Михаил Степанович постоянно консультировал больных, неоднократно выступал с лекциями перед врачами, занимался исследовательской работой. Всего за годы эвакуации сотрудниками кафедры было выполнено около 40 научных работ. Сам Маслов закончил начатое ещё в мирное время исследование белкового и жирового обмена при нефритах и гепатитах. Вместе с Н. А. Шалковым он приступил к разработке методов функциональной диагностики внешнего дыхания у детей. Большое внимание вместе с сотрудниками Маслов уделил изучению туберкулезной инфекции, весьма распространенной в Узбекистане . Наконец здесь, в Самарканде в 1943 г. Михаил Степанович начал работу над одной из самых важных своих монографий «Диагноз и прогноз детских заболеваний».

В конце января 1944 г. пришло известие о полном снятии блокады Ленинграда, и уже в июне Военно-медицинская академия, а вместе с нею и кафедра детских болезней во главе с Масловым стали собираться в обратный путь.

Действительный член Академии медицинских наук СССР М. С. Маслов

Ленинград встретил Михаила Степановича развалинами домов, скудным продовольственным пайком и энтузиазмом своих жителей. Второй раз в жизни он столкнулся с послевоенной разрухой и необходимостью всё начинать почти сначала. Но как и после Гражданской войны, все понимали, что самое страшной уже позади, надо восстанавливать город и строить нормальную мирную жизнь. От артиллерийских обстрелов сильно пострадал педиатрический институт, который тем не менее продолжал работать все 900 блокадный дней. Клиника же детских болезней ВМА на Боткинской ул. была полностью выведена из строя. Весь коллектив кафедры, прибывший из Самарканда, принялся за её скорейшее восстановление. Уже осенью 1944 г. клиника приняла первых пациентов.

В ЛПМИ М. С. Маслов вернулся к руководству кафедрой факультетской педиатрии. Многих, очень многих сотрудников и кафедры и клиники он не досчитался. Самая мирная на войне профессия оказалась и самой уязвимой. Тем не менее, клиника постепенно пополнялась новым оборудованием, приходили новые сотрудники. Процесс обучения студентов и научная работа кафедр стали входить в нормальное русло.

Именно в это время, в год победы над фашистской Германией заслуги М. С. Маслова перед советской педиатрической наукой были оценены по достоинству. В 1945 г. Михаил Степанович был избран действительным членом Академии медицинских наук СССР.

В послевоенные годы, как и прежде, М. С. Маслов занимался усовершенствованием педагогического процесса как на кафедре детских болезней ВМА, так и в педиатрическом институте. Постоянно разрабатывались новые методические указания к занятиям со студентами. Особое внимание уделялось развитию у будущих врачей клинического мышления. Обязательными вопросами, обсуждаемыми на кафедральных совещаниях были вопросы методики преподавания.

Начавшаяся в стране в 1948 г. кампания по борьбе с космополитизмом и «низкопоклонством перед Западом» не обошла стороной и ЛПМИ. В 1949 г. была репрессирована ректор института - профессор Ю.А Менделева , с которой Маслов ещё в 1925 г. занимался организацией института Охраны материнства и младенчества. В 1951 г. был уволен и сослан в Новосибирск его ближайший ученик и помощник профессор Э. И. Фридман. Правда, Фридману повезло больше, чем Менделевой. В Новосибирске ему, хоть и под присмотром, доверили руководить кафедрой педиатрии в медицинском институте. В науке и искусстве в жернова это кампании попали известные ученые, писатели и художники. Казалось, в таких условиях естественно было из чувства самосохранения прекратить любые зарубежные контакты. Между тем именно в эти годы М. С. Маслов их активно развивал. В его архивах сохранились письма от известных западных педиатров, с которыми он поддерживал переписку: Г. Фанкони из Швейцарии, А. Ильппе из Финляндии, А. Росс из Канады, М. Лелонг из Франции. М. С. Маслов неоднократно возглавлял советские делегации на международных конгрессах, в частности, на V конгрессе педиатров в Нью-Йорке в 1947 г., когда был избран членом Исполнительного комитета Международной ассоциации педиаторв, на VI конгрессе педиатров в Цюрихе в 1950 г. В последующие годы, уже после смерти Сталина он участвовал в работе VII конгресса в Копенгагене и VIII в Монреале.

Много времени уделял Маслов консультативной и учебной работе. Ежедневные обходы в клиниках кафедр, лекции слушателям ВМА и студентам ЛПМ заполняли большую часть рабочего времени. В 1955-56 учебном году Михаилом Степановичем был прочитан курс лекций студентам 4 курса ЛПМИ по факультетской педиатрии, вышедший чуть позже отдельным изданием. Этот курс наряду с его учебником по педиатрии стал на многие годы главным учебным пособием для студентов педиатрических факультетов СССР.

В научном плане в эти годы Михаил Степанович увлекся проблемой реактивности детского организма, в том числе в контексте таких заболеваний, как дистрофия, сепсис и токсико-септические состояния и т. д. В 1956 г. вышел по-настоящему философский труд Маслова «Диалектика в применении к педиатрии». Вместе с его монографией «Диагноз и прогноз детских заболеваний» (1948) г. он стал настольной книгой для каждого вдумчивого врача.

М. С. Маслов отличался разносторонностью интересов: любил шахматы, знал и ценил художественную литературу, театр, изобразительное искусство, музыку (сам играл на виолончели). Нередко на заседаниях кафедры обсуждались литературные произведения и кинофильмы, посвященные медицине. В 1960 г. в связи с ухудшением здоровья М. С. Маслов оставил руководство кафедрой факультетской педиатрии ЛПМ, передав его своей ученице А. А. Валентинович. Михаил Степанович прожил еще год, продолжая руководить своей первой кафедрой - детских болезней ВМА. За неделю до смерти, последовавшей 3 июня 1961 г., исполнилось ровно 40 лет, как он её возглавил.

Детский доктор Михаил Степанович Маслов был похоронен в Ленинграде на Богословском кладбище (Академическая площадка ВМА).

Наследие

Более, чем за 40 лет клинической, научной и педагогической деятельности М. С. Маслову удалось создать собственную педиатрическую школу единомышленников. Важным достижений М. С. Маслова стало то, что он обосновал необходимость первичного педиатрического образования, Эта идея воплотилась в организации первого в мире специализированного педиатрического института и педиатрических факультетов при ряде медицинских институтов.

Научные интересы М. С. Маслова на первый взгляд представляются весьма разнообразными. Можно назвать длинный список направлений в педиатрии, которыми занимался М. С. Маслов и возглавляемые им коллективы и где он сказал своё слово:

  1. острых и хронических расстройств питания;
  2. заболеваний желудочно-кишечного тракта в том числе расстройств пищеварения;
  3. гепатита и гепатолиенальных заболеваний;
  4. нефропатий;
  5. заболеваний органов дыхания;
  6. заболеваний сердечно-сосудистой системы, включая врожденные пороки сердца;
  7. сепсиса и септических состояний.

При более внимательном рассмотрении становится очевидным, что многообразные проблемы, которыми занимались Михаил Степанович и возглавляемые им коллективы, на самом деле всегда имели единый знаменатель, Это и определяло само понятие «школы Маслова». Объединяющей платформой стал исповедуемый М. С. Масловым диалектический метод познания в педиатрии. Он рассматривал его в трех аспектах:

  1. диалектика в физиологии;
  2. диалектика в диагностике;
  3. диалектика патологических состояний.

Так, изучая особенности детского возраста, М. С. Маслов оценивал их с точки зрения морфо-функциональной дифференцировки органов и систем растущего организма, а любые патологические состояния - с позиции их возможного отрицательного воздействия на процесс этой дифференцировки.

Изучение особенностей детского возраста неизбежно привело М. С. Маслова к проблеме конституции у детей как «свойства организма придавать болезни индивидуальный характер» . М. С. Маслов тем самым искал внутреннюю связь между конституциональными признаками - «приобретенными и унаследованными» - и особенностями течения в разные периоды детства тех или иных патологических состояний (в их патофизиологическом и симптоматическом выражении). Это позволило ему отождествить (что признается не всеми) понятия аномалии конституции и диатеза. М. С. Маслов писал:

«Об аномалиях конституции мы говорим тогда, когда функции организма находятся в состоянии неустойчивого равновесия, когда организм обладает какими-то индивидуальными врожденными, унаследованными, а также и приобретенными постоянными свойствами, которые предрасполагают его к патологическим реакциям на внешние вредности, делают его в определенной степени склонным, предрасположенным к известным заболеваниям и к тяжелому течению у него болезней».

Изучая конституцию, М. С. Маслов не мог пройти мимо реактивности, поскольку «индивидуальный характер» течения заболевания, обусловленный конституцией, реализуется прежде всего через особенности реактивности. Именно с точки зрения изменённой реактивности М. С. Маслов вместе с М. Г. Данилевичем, например, понимали под сепсисом, системный бактериальный процесс, утративший связь с первичным инфекционным очагом.

Принимая во внимание особенности детского возраста в своём функциональном выражении, а также конституциональные признаки и реактивность, М. С. Маслов и его единомышленники рассматривали диагностику как форму познания больного во всей совокупности проявлений его патологического процесса. Конечный результат этого познания - формулирование индивидуального патофизиологического образа заболевания. Именно это М. С. Маслов и называл клиническим мышлением.

В течение нескольких десятилетий М. С. Маслов скрупулезно собирал биографические сведения о своих коллегах. Рукописный архив Михаила Степановича, хранящийся в Военно-медицинской академии, на кафедре, носящей его имя, содержит информацию о 107-ми российских и советских врачах-педиатрах, внесших существенный вклад в развитие отечественной педиатрии.

Ученики и единомышленники

Из числа учеников и ближайших сотрудников Михаила Степановича, 21 стали профессорами и возглавили кафедры в различных городах СССР: А. Ф. Тур (Ленинград /ЛПМИ/), В. Л. Стырикович (Кишинев), Э. И. Фридман (Ленинград /ЛПМИ/, Новосибирск), Л. А. Юрьев (Казань, Чкалов/Оренбург/), Р. М. Муравина (Ленинград /ЛПМИ/), Г. А. Николаев (Ленинград /ГИДУВ/), М. С. Бокерия (Тбилиси), Л. Г. Лейвиков (Караганда), Н. А. Шалков (Москва, Ленинград /ГИДУВ/), В. И. Морев (Ленинград /3 ЛМИ /), В. Ф. Знаменский (Ленинград /ЛСГМИ/), Ю. А. Котиков (Ленинград /ЛПМИ/), П. И. Ильинский (Ленинград, Симферополь, Куйбышев), Е. Ю. Поюровская (Дзауджика́у(Владикавказ)), А. М. Шапиро (Станислав(Ивано-Франковск)), В. С. Вайль (Душанбе), Ш. З. Ибраев (Алма-Ата), Е. С. Малыжева (Ленинград /ВМА/), А. А. Валентинович (Ленинград /ЛПМИ/), В. П. Давыдов (Ростов-на-Дону), М. С. Осетринкина (Ленинград /ЛСГМИ/).

Уже после смерти М. С. Маслова защитили докторские диссертации следующие его ученики: Н. Г. Зернов, А. И. Клиорин , О. Л. Переладова, М. Г. Чухловина, К. Ф. Ширяева.

Семья

(приемная дочь от последнего брака)

Избранные труды

  • Маслов М. С. О биологическом значении фосфора для растущего организма. Экспериментальное исследование влияния фосфора на развитие организма и на внутриклеточные ферменты: Дис. ... д-ра мед.. - СПб. : тип. Штаба отд. корпуса жандармов, 1913 . - 210 с. - (Сер. докторск. дисс., допущ. к защите в Имп. Воен.-мед. акад. в 1912-1913 уч. г.; №45).
  • Маслов М. С. Об изменениях дыхательных кривых под влиянием раздражения у детей с проявлениями спазмофилии и значение этих изменений для распознавания скрытой тетании: В извлеч. сообщ. в Обществе детских врачей в Петербурге 26.09.1912 г / Из Дет. клиники профессора А.Н. Шкарина в Военно-медицинской академии в Петербурге.. - СПб. : тип. «Я. Трей», 1913 . - 32 с.
  • Маслов М. С. Учение о конституциях и аномалиях конституции (диатезах) в детском возрасте и их биологическом и патологическом значении: Клинич. лекции для врачей и студентов в монографич. изложении. - Л. , 1924 . - 164 с.
  • Абельман М. Л., Кисель А. А., Маслов М. С., Лунин Н. И., Мочан В. О. Сборник детских болезней / Под ред. М. Л. Абельмана (Ленинград), проф. А. А. Киселя (Москва), проф. М. С. Маслова и др. - Л. : О-во дет. врачей в Ленинграде, 1925 . - 64 с.
  • Учение о конституциях и аномалиях конституции в детском возрасте: Клинич. лекции для врачей и студентов в монографич. изложении. - 3-е изд., доп. - Л. , 1926 . - 256 с.
  • Маслов М. С. Основы учения о ребенке и особенностях его заболеваний. - Л. : Практич. медицина (В. С. Эттингер), 1926-1927 . - Т. 1, 2. - 220 с. || Основы учения о ребенке и особенностях его заболеваний: Рук-во для врачей и студентов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.; Л.: Гос. изд-во, 1930 . - Т. 1. - 512 с. - 5000 экз. ; . - Л. : Ленингр. мед. изд-во, 1932 . - Т. 2. - 335 с. - 5200 экз.
  • Маслов М. С., Тур А. Ф. Расстройства питания и пищеварения у детей грудного возраста. - М.; Л.: Гос. изд-во, 1928 . - 248 с. - 4000 экз.
  • Маслов М. С. Детские болезни: Краткий курс для студентов медвузов. - Л.; М.: тип. Печатный двор, 1933 . - 346 с. - 7200 экз. || . - 2-е изд., испр. и доп. - Л. : Биомедгиз, 1935 . - 440 с. - 10 200 экз.
  • Маслов М. С. Краткий справочник по педиатрии для военного врача. - Л. : Воен.-мед. акад. РККА, 1934 . - 45 с. - 500 экз.
  • Нефропатии детского возраста в свете новых исследований / Сборник научных трудов под ред. Ю. А. Менделевой, М. С. Маслова. - Л. , 1935 .
  • Маслов М. С. К столетию со дня рождения К.А. Раухфуса. (1835-1915).. - Л. : Б. м. : Б. и., 1936 . - 65-70 с.
  • Маслов М. С., Тур А. Ф., Данилевич М. Г. Руководство по педиатрии: Для студентов и врачей. - Л. : Медгиз, 1938 . - 739 с. - 20 000 экз.
  • Маслов М. С. Справочник по подаче неотложной помощи и дозировке лекарств у детей. - Л. : Воен.-мед. акад. РККА, 1939 . - 48 с.
  • Маслов М. С. Учебник детских болезней: Для высших мед. учеб. заведений. - 3-е изд., испр. и доп. - М.; Л.: Медгиз, 1939 . - 496 с. - 30 000 экз. || Учебник детских болезней: Для лечебных фак-тов мед. ин-тов. - 6-е изд., испр. и доп. - Л. : Медгиз, 1953 . - 512 с. - 100 000 экз.
  • Маслов М. С. Детские болезни: Учебник для студентов педиатр. фак-тов. - 2-е изд., испр. и доп. - Л. : Медгиз, 1946 . - 552 с. - 80 000 экз.
  • Маслов М. С. Диагноз и прогноз детских заболеваний (Теория и практика) : Руководство для врачей. - Л. : Медгиз, 1948 . - 495 с. - 10 000 экз.
  • Маслов М. С. Болезни печени и желчных путей у детей. - Л. : Медгиз, 1951 . - 164 с. - 20 000 экз.
  • Маслов М. С. Патогенез дыхательной недостаточности при пневмониях у детей и её лечение: Докл., прочитан. на пленуме Всесоюз. о-ва дет. врачей в Москве 26 ноября 1952 г.. - Л. : Медгиз, 1953 . - 40 с.
  • Маслов М. С. Патогенез и лечение токсической диспепсии. - Л. , 1955 . - 47 с. - (Б-ка практич. врача). - 10 000 экз.
  • Маслов М. С. Диалектика в применении к педиатрии: лекция. - Л. : Военно-мед. академия им. С. М. Кирова, 1956 . - 30 с.

    Маслов, Михаил Степанович (педиатр) - Михаил Степанович Маслов Дата рождения: 19 (31) мая 1885(1885 05 31) Место рождения: Нарва, Эстляндская губерния, Российская империя Дата смерти … Википедия

    Маслов, Михаил Евгеньевич - Михаил Евгеньевич Маслов Маслов М.Е. Ноябрь 1915 г.]] Д … Википедия

    Маслов Михаил Степанович - , советский педиатр, академик АМН СССР (1944), заслуженный деятель науки РСФСР (1935), генерал майор медицинской службы. В 1910 окончил Военно медицинскую академию; с 1921 профессор и начальник кафедры … Большая советская энциклопедия

    МАСЛОВ Михаил Степанович - (1885 1961) российский педиатр, основатель отечественной научной школы, академик АМН (1944), генерал майор медицинской службы. Труды по реактивности детского организма, клинике и лечению септических и токсических состояний, болезней органов… … Большой Энциклопедический словарь

    Маслов Михаил Степанович - (1885 1961), педиатр, академик АМН СССР (1944), генерал майор медицинской службы. С 1904 в Петербурге. Окончил ВМА (1910), работал там же на кафедре детских болезней и одновременно с 1925 в Институте охраны материнства и детства (с 1935… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    Маслов, Михаил Степанович - [р. 19 (31) мая 1885] сов. педиатр, действит. чл. Академии мед. наук СССР (с 1945). Засл. деят. науки РСФСР (1935), генерал майор мед. службы. Окончил в 1910 Военно мед. академию; с 1921 проф. той же академии и одновременно с 1938 Лен. педиатрич …

    Маслов Михаил Степанович - (1885 1961), педиатр, основатель научной школы, академик АМН СССР (1944), генерал майор медицинской службы (1943). Труды по реактивности детского организма, клинике и лечению септических и токсических состояний, болезней органов пищеварения и… … Энциклопедический словарь

    Маслов, Михаил Яковлевич - т. с., сенатор с 1771, † 1780 г. Дополнение: Маслов, Михаил Яковлев., 1767 г. президент Ревизионной коллегии. {Половцов} … Большая биографическая энциклопедия

    МАСЛОВ Михаил Степанович - , педиатр, акад. АМН СССР (1944), д р наук (1913), засл. деятель науки РСФСР (1935), ген. майор мед. службы. По окончании Воен. мед. академии (1910) оставлен на кафедре дет. болезней (с 1921 нач.… … Российская педагогическая энциклопедия

    Маслов, Михаил Степанович - (1885 1961) педиатр, академик АМН СССР (1944), д р наук (1923), заслуженный деятель науки РСФСР (1935), генерал майор медицинской службы. С 1910 на кафедре детских болезней Военно медицинской академии (с 1921 начальник кафедры). Одновременно… … Педагогический терминологический словарь

Книги

  • Основы безопасности Жизнедеятельности. 5-6 класс. Тестовый контроль. Пособие для учителей , Маслов Михаил Викторович , Смирнов Анатолий Тихонович , Хренников Борис Олегович , Настоящий сборник тестовых заданий и ситуативных задач предназначен для контроля качества знаний учащихся 5-6 классов школы, его содержание корреспондируется с учебниками и рабочими тетрадями… Категория: ОБЖ Серия: ОБЖ Издатель: Просвещение , Купить за 292 руб
  • Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс. Рабочая тетрадь , Маслов Михаил Викторович , Смирнов Анатолий Тихонович , Хренников Борис Олегович , Рабочая тетрадь содержит проверочные задания, тесты, кроссворды, которые можно использовать для закрепления знаний, полученных при изучении учебника "Основы безопасности жизнедеятельности. 5… Категория: ОБЖ Серия:

Свя-щен-но-му-че-ник Ми-ха-ил ро-дил-ся 8 июля 1874 го-да в се-ле Щег-ля-тье-во Ста-риц-ко-го уез-да Твер-ской гу-бер-нии в се-мье пса-лом-щи-ка Гри-го-рия Мас-ло-ва. Ми-ха-ил окон-чил цер-ков-но-при-ход-скую шко-лу и один год учил-ся в ду-хов-ном учи-ли-ще, за-тем по-мо-гал от-цу в кре-стьян-ском хо-зяй-стве. В 1895 го-ду он был при-зван в ар-мию и от-прав-лен в го-род Бе-ло-сток. По окон-ча-нии в 1899 го-ду сро-ка во-ен-ной служ-бы Ми-ха-ил Гри-горь-е-вич вер-нул-ся на ро-ди-ну и стал слу-жить хра-ме в се-ле Козь-мо-де-мьян-ском Твер-ской гу-бер-нии. В 1907 го-ду он был ру-ко-по-ло-жен во диа-ко-на ко хра-му в се-ле Мел-ко-во Твер-ской гу-бер-нии, где про-слу-жил до 1924 го-да, а за-тем был на-прав-лен в храм Ар-хан-ге-ла Ми-ха-и-ла в се-ло Ми-ку-ли-но Ло-то-шин-ско-го рай-о-на Мос-ков-ской об-ла-сти.
В 1930 го-ду диа-кон Ми-ха-ил был ру-ко-по-ло-жен во свя-щен-ни-ка ко хра-му се-ла Гу-рье-во. С 1935 го-да он стал слу-жить в хра-ме род-но-го се-ла Щег-ля-тье-во.

Свя-щен-ник Ми-ха-ил Мас-лов.
Москва, Та-ган-ская тюрь-ма. 1938 год

11 но-яб-ря 1937 го-да мест-ный парт-орг от-пра-вил в рай-он-ный от-дел НКВД до-клад-ную за-пис-ку, в ко-то-рой пи-сал, что свя-щен-ник Ми-ха-ил Мас-лов го-во-рил, что жизнь при со-вет-ской вла-сти и ру-ко-вод-стве Ста-ли-на ста-ла тя-же-лой, ни-че-го нет, да-же несчаст-ной кар-тош-ки кол-хоз-ни-ки и то не по-лу-ча-ют, а ес-ли и по-лу-ча-ют, то гни-лую. На-счет стра-хов-ки по-ме-ще-ний го-во-рил, что со-вет-ской вла-сти толь-ко день-ги пла-ти, а ес-ли сго-ришь, по-лу-чишь ку-киш. Не то что по-стро-ить-ся, а несколь-ко де-ре-вьев не ку-пишь. Рань-ше, при ста-ром строе, по-го-ре-лец идет со-би-рать, ему и шта-нов, и ру-бах, и де-нег, и про-дук-тов да-дут — сго-ре-ло мень-ше то-го, что он по-лу-чит.
1 фев-ра-ля 1938 го-да пред-се-да-тель сель-со-ве-та со-ста-вил справ-ку о свя-щен-ни-ке и пред-ста-вил ее в рай-он-ный от-дел НКВД. В ней он пи-сал, что свя-щен-ник вли-ял на тру-до-вую дис-ци-пли-ну кол-хо-зов пу-тем бе-се-до-ва-ния со ста-руш-ка-ми у око-шек и на до-му, сро-ки го-судар-ствен-ных по-ста-вок не вы-пол-нял и был ан-ти-со-вет-ски на-стро-ен. В тот же день сле-до-ва-тель до-про-сил од-но-го из сви-де-те-лей, ко-то-рый ска-зал: «Знаю то, что Мас-лов аги-ти-ру-ет кол-хоз-ни-ков, чтобы они хо-ди-ли в цер-ковь и мо-ли-лись Бо-гу. Лич-но мне го-во-рил, чтобы я хо-дил в цер-ковь, Бог за это даст здо-ро-вье» .
10 мар-та 1938 го-да отец Ми-ха-ил был аре-сто-ван, за-клю-чен в тюрь-му в го-ро-де Во-ло-ко-лам-ске и в тот же день до-про-шен. На во-про-сы сле-до-ва-те-ля он от-ве-тил, что его ан-ти-со-вет-ская де-я-тель-ность за-клю-ча-ет-ся в том, что он недо-во-лен со-вет-ской вла-стью, по-че-му и го-во-рил, что при со-вет-ской вла-сти нет обу-ви, нет одеж-ды, рань-ше, при ца-ре, все-го бы-ло мно-го и все бы-ло де-ше-во, а те-перь нет ни-че-го. Всех сде-ла-ли ни-щи-ми, кар-то-фе-ля и то-го вдо-воль нет.
— Граж-да-нин Мас-лов, во вре-мя вы-бо-ров в Вер-хов-ный Со-вет вы ве-ли ан-ти-со-вет-скую аги-та-цию и го-во-ри-ли: «Ком-му-ни-сты го-во-рят, что при со-вет-ской вла-сти бу-дет де-мо-кра-тия; она есть толь-ко на сло-вах, а на де-ле ее нет; ишь как хит-ро Ста-лин на-пи-сал, что нет те-перь ли-шен-ных из-би-ра-тель-ных прав, а в дей-стви-тель-но-сти это жи-вой об-ман, де-мо-кра-тии при со-вет-ской вла-сти нет и не бу-дет ни-ко-гда». След-ствие пред-ла-га-ет вам дать ис-крен-ние по-ка-за-ния по это-му во-про-су.
— В этом ви-нов-ным я се-бя не при-знаю. Боль-ше по-ка-зать ни-че-го не мо-гу.
15 мар-та 1938 го-да трой-ка НКВД при-го-во-ри-ла от-ца Ми-ха-и-ла к рас-стре-лу. Свя-щен-ник Ми-ха-ил Мас-лов был рас-стре-лян 22 мар-та 1938 го-да и по-гре-бен в без-вест-ной об-щей мо-ги-ле на по-ли-гоне Бу-то-во под Моск-вой.

Михаил Евгеньевич Маслов (1867-1936) - русский офицер, генерал-майор Свиты Его Императорского Величества .

Биография

Михаил Евгеньевич родился в семье Почётного опекуна Опекунского совета Ведомства Императрицы Марии Федоровны (Петербургского присутствия), тайного советника Евгения Дмитриевича Маслова (23.10.1840 – 24.8.1914) и Марии Васильевны, урождённой Обуховой , дочери отставного коллежского асессора Василия Васильевича Обухова. Крещен 4 ноября в Скорбященской церкви с. Остроминки Рязанского уезда; восприемники: отставной гв. полковник Михаил Дмитриевич Маслов и его дочь Екатерина Михайловна.

По окончании Николаевского кадетского корпуса в вступил в службу 01.10.1888.

Женат на дочери князя Евгения Николаевича Волконского , княжне Анастасии Евгеньевне Волконской (1879 – 1970).

  • 10 августа - Окончил Николаевское кавалерийское училище по 1-му разряду, выпущен корнетом в Уланский Её Величества лейб-гвардии полк .
  • 30 августа - Поручик .
  • 6 декабря - Штабс-ротмистр .
  • 9 сентября - Заведующий полковой учебной командой.
  • 8 ноября - Командующий эскадроном Её Величества.
  • 14 июня 1904 - Назначен в помощь по производству опытов над кабелями и телефонами в составе формируемой при полку сводной конно-саперной команды.
  • 6 декабря 1904 - Ротмистр .
  • 10 ноября - Командирован в Ливадию для принесения поздравления Ея Императорскому Величеству Шефу полка с 15-летней годовщиной назначения Шефом.
  • 7 августа - Председатель полкового суда.
  • 6 декабря - Полковник .
  • 12 марта - Помощник командира полка по хозяйственной части.
  • 13 октября 1912 - Помощник командира полка по строевой части.
  • 22 октября 1912 - Председатель суда офицерской чести полка и Председатель распорядительного комитета офицерского собрания.
  • 3 февраля - Председатель комиссии для проверки отчетности за 1913 г.
  • 22 июля 1914 - Выступил с полком на театр военных действий Первой мировой войны .

Из письма императрицы Александры Федоровны: - Любимый, я видела своего Княжевича и мы говорили о Маслове. В августе будет 25 лет, как он в полку. Он очень хорошо там со всем справлялся, когда командир был болен. Но все же есть много трудных для него вопросов. Если ему дадут другой полк, он лишится уланского мундира и, вероятно, не будет хорошим командиром. Он чувствует себя привязанным к полку, а в то же время мешает производству других. Не мог ли бы ты сделать его флиг.-адъют.? Это было бы милостью, так как он очень честный и хороший человек, только лучше поскорее. Княж. задержал все бумаги о назначении его командиром полка. Это даст ему возможность оставаться, не вредя никому. Есть масса старых полковников в кавалергардском полку, которые как-то со всем этим устраиваются. Царское Село. 18 июня 1915 г.

- Платонов О.А. . - М .: Родник, 1996. - С. 800.

  • 25 июля - Флигель-адъютант Его Императорского Величества.
  • 21 сентября 1915 - Командующий л-гв. Уланским Её Величества полком.
  • 28 апреля - Генерал-майор Свиты Его Величества.
  • В марте года вышел в отставку по болезни и с тех пор в войсках не служил. По ноябрь года Михаил Евгеньевич жил столярным и слесарным ручным трудом в Николаевской немецкой колонии новгородской губернии.
  • 8 ноября 1919 - 1 марта - Заведующий хозяйством в совхозе Савино , Отдела Топливно-Лесных разработок новгородского участка СЗЖД. Уволен ввиду ликвидации совхоза.
  • 15 марта 1922 - 1 марта - Заведующий конным двором Новгородского товарищества Промысловых и Сельскохозяйственных Кооперативных Союзов. Уволен ввиду предстоящей ликвидации учреждения.
  • 24 апреля 1924 - Арестован в Новгороде по ст. 67 «за участие в подавлении освободительного движения в Прибалтике в 1905-1906 г. в составе карательной экспедиции генерала Орлова » вместе с офицерами полка Марковым С.А., Крыловым А.Е., Яковлевым А.А. и Кротковым Г.А.
  • 12 сентября 1924 - Согласно постановлению Особого Совещания Коллегии ОГПУ при ЛВО Маслов приговорен к высылке с запрещением проживания в течение трех лет в шести пунктах и погрангуберниях. 27 сентября 1924 года освобожден из под стражи и 19 ноября этого же года выслан с семьей в Калугу .
  • 20 февраля - Осужден тройкой при ПП ОГПУ Московской Области по ст. 58 п. 10, 11 УК РСФСР на 5 лет ИТЛ .
  • - скончался (до 18 апреля).

Награды

  • Мекленбург-Шверинский Орден - Орден Грифа 4-й степени (1894);
  • Орден Почетного Легиона Кавалерский крест (1895);
  • Орден Святого Станислава 3-й степени (1898);
  • Орден Льва и Солнца 3-й степени (1906);
  • Орден Святой Анны 3-й степени (1906);
  • Орден Святого Станислава 2-й степени (1906);
  • Орден Святого Владимира 4-й степени (1913);
  • Орден Святой Анны 2-й степени (1910);
  • Мечи и Бант к имеющемуся Орден Святого Владимира 4-й степени (1914);
  • Орден Святого Владимира 3-й степени с мечами (1915);
  • Георгиевское оружие (ВП 05.05.1915).

5 июня приказом по Уланскому полку было объявлено: «Приказ № 324. В дополнение к § 3 приказа по полку от 3 июня с.г. за № 322 Полковник Маслов награждён Георгиевским оружием за то, что в бою 20 ноября 1914 г. на позиции у д. Велеполе при отходе дивизии, под натиском противника, на новую позицию объединил под своей командой 3 эскадрона, совместно с конно-гренадерами удерживал натиск противника и дал возможность выполнить этот отход». М. Е. Маслова наградили за тот же бой, за который Гумилёв получил свой первый Георгиевский крест.

  • Мечи к имеющемуся Орден Святой Анны 2-й степени (1915).

Библиография

  • Волков С. В. «Генералитет Российской империи. Энциклопедический словарь генералов и адмиралов от Петра I до Николая II». М.: Центрполиграф, 2009.
  • Волков С. В. «Генералы и штаб-офицеры русской армии. Опыт мартиролога. Т. 1-2». ФИВ, 2012. ISBN 978-5-94862-007-6 .
  • РГВИА, Ф. 970 Оп. 3 Д. 2275 л. 45 - 56об
  • Список полковникам по старшинству. Составлен по 01.03.1914. С-Петербург, 1914
  • Список генералам по старшинству. Составлен по 10.07.1916. Петроград, 1916
  • Валькович А. М., Капитонов А. П. Российская гвардия: 1700-1918: справочник. Новый хронограф, 2005
  • Гафифуллин Р. Р. Костюмированный бал в Зимнем дворце: В 2 т. Альбом с фотографиями и биографическими статьями. М.: Издательский дом «Русский антиквариат», 2003. - 464 с.
  • Макаревич Е. Незабытые могилы. Российское зарубежье: некрологи 1917-1997 в 6 томах, 8 книгах. Том 4. - М.: Пашков Дом, 2004.
  • Дерябин А., Дзысь И. «Первая мировая война 1914–1918. Кавалерия Российской Императорской гвардии». М.: АСТ, 2002. ISBN 5-237-04420-4
  • Бобровский П. О. «История Лейб-гвардии Уланского Её Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны полка». - СПб.: Экспедиция заготовления государственных бумаг, 1903.

Напишите отзыв о статье "Маслов, Михаил Евгеньевич"

Ссылки

  • на сайте «»

Отрывок, характеризующий Маслов, Михаил Евгеньевич

– Oui, mon cher ami, voila les caprices de la fortune, – начал он. – Qui m"aurait dit que je serai soldat et capitaine de dragons au service de Bonaparte, comme nous l"appellions jadis. Et cependant me voila a Moscou avec lui. Il faut vous dire, mon cher, – продолжал он грустным я мерным голосом человека, который сбирается рассказывать длинную историю, – que notre nom est l"un des plus anciens de la France. [Да, мой друг, вот колесо фортуны. Кто сказал бы мне, что я буду солдатом и капитаном драгунов на службе у Бонапарта, как мы его, бывало, называли. Однако же вот я в Москве с ним. Надо вам сказать, мой милый… что имя наше одно из самых древних во Франции.]
И с легкой и наивной откровенностью француза капитан рассказал Пьеру историю своих предков, свое детство, отрочество и возмужалость, все свои родственныеимущественные, семейные отношения. «Ma pauvre mere [„Моя бедная мать“.] играла, разумеется, важную роль в этом рассказе.
– Mais tout ca ce n"est que la mise en scene de la vie, le fond c"est l"amour? L"amour! N"est ce pas, monsieur; Pierre? – сказал он, оживляясь. – Encore un verre. [Но все это есть только вступление в жизнь, сущность же ее – это любовь. Любовь! Не правда ли, мосье Пьер? Еще стаканчик.]
Пьер опять выпил и налил себе третий.
– Oh! les femmes, les femmes! [О! женщины, женщины!] – и капитан, замаслившимися глазами глядя на Пьера, начал говорить о любви и о своих любовных похождениях. Их было очень много, чему легко было поверить, глядя на самодовольное, красивое лицо офицера и на восторженное оживление, с которым он говорил о женщинах. Несмотря на то, что все любовные истории Рамбаля имели тот характер пакостности, в котором французы видят исключительную прелесть и поэзию любви, капитан рассказывал свои истории с таким искренним убеждением, что он один испытал и познал все прелести любви, и так заманчиво описывал женщин, что Пьер с любопытством слушал его.
Очевидно было, что l"amour, которую так любил француз, была ни та низшего и простого рода любовь, которую Пьер испытывал когда то к своей жене, ни та раздуваемая им самим романтическая любовь, которую он испытывал к Наташе (оба рода этой любви Рамбаль одинаково презирал – одна была l"amour des charretiers, другая l"amour des nigauds) [любовь извозчиков, другая – любовь дурней.]; l"amour, которой поклонялся француз, заключалась преимущественно в неестественности отношений к женщине и в комбинация уродливостей, которые придавали главную прелесть чувству.
Так капитан рассказал трогательную историю своей любви к одной обворожительной тридцатипятилетней маркизе и в одно и то же время к прелестному невинному, семнадцатилетнему ребенку, дочери обворожительной маркизы. Борьба великодушия между матерью и дочерью, окончившаяся тем, что мать, жертвуя собой, предложила свою дочь в жены своему любовнику, еще и теперь, хотя уж давно прошедшее воспоминание, волновала капитана. Потом он рассказал один эпизод, в котором муж играл роль любовника, а он (любовник) роль мужа, и несколько комических эпизодов из souvenirs d"Allemagne, где asile значит Unterkunft, где les maris mangent de la choux croute и где les jeunes filles sont trop blondes. [воспоминаний о Германии, где мужья едят капустный суп и где молодые девушки слишком белокуры.]
Наконец последний эпизод в Польше, еще свежий в памяти капитана, который он рассказывал с быстрыми жестами и разгоревшимся лицом, состоял в том, что он спас жизнь одному поляку (вообще в рассказах капитана эпизод спасения жизни встречался беспрестанно) и поляк этот вверил ему свою обворожительную жену (Parisienne de c?ur [парижанку сердцем]), в то время как сам поступил во французскую службу. Капитан был счастлив, обворожительная полька хотела бежать с ним; но, движимый великодушием, капитан возвратил мужу жену, при этом сказав ему: «Je vous ai sauve la vie et je sauve votre honneur!» [Я спас вашу жизнь и спасаю вашу честь!] Повторив эти слова, капитан протер глаза и встряхнулся, как бы отгоняя от себя охватившую его слабость при этом трогательном воспоминании.
Слушая рассказы капитана, как это часто бывает в позднюю вечернюю пору и под влиянием вина, Пьер следил за всем тем, что говорил капитан, понимал все и вместе с тем следил за рядом личных воспоминаний, вдруг почему то представших его воображению. Когда он слушал эти рассказы любви, его собственная любовь к Наташе неожиданно вдруг вспомнилась ему, и, перебирая в своем воображении картины этой любви, он мысленно сравнивал их с рассказами Рамбаля. Следя за рассказом о борьбе долга с любовью, Пьер видел пред собою все малейшие подробности своей последней встречи с предметом своей любви у Сухаревой башни. Тогда эта встреча не произвела на него влияния; он даже ни разу не вспомнил о ней. Но теперь ему казалось, что встреча эта имела что то очень значительное и поэтическое.
«Петр Кирилыч, идите сюда, я узнала», – слышал он теперь сказанные сю слова, видел пред собой ее глаза, улыбку, дорожный чепчик, выбившуюся прядь волос… и что то трогательное, умиляющее представлялось ему во всем этом.
Окончив свой рассказ об обворожительной польке, капитан обратился к Пьеру с вопросом, испытывал ли он подобное чувство самопожертвования для любви и зависти к законному мужу.
Вызванный этим вопросом, Пьер поднял голову и почувствовал необходимость высказать занимавшие его мысли; он стал объяснять, как он несколько иначе понимает любовь к женщине. Он сказал, что он во всю свою жизнь любил и любит только одну женщину и что эта женщина никогда не может принадлежать ему.
– Tiens! [Вишь ты!] – сказал капитан.
Потом Пьер объяснил, что он любил эту женщину с самых юных лет; но не смел думать о ней, потому что она была слишком молода, а он был незаконный сын без имени. Потом же, когда он получил имя и богатство, он не смел думать о ней, потому что слишком любил ее, слишком высоко ставил ее над всем миром и потому, тем более, над самим собою. Дойдя до этого места своего рассказа, Пьер обратился к капитану с вопросом: понимает ли он это?
Капитан сделал жест, выражающий то, что ежели бы он не понимал, то он все таки просит продолжать.
– L"amour platonique, les nuages… [Платоническая любовь, облака…] – пробормотал он. Выпитое ли вино, или потребность откровенности, или мысль, что этот человек не знает и не узнает никого из действующих лиц его истории, или все вместе развязало язык Пьеру. И он шамкающим ртом и маслеными глазами, глядя куда то вдаль, рассказал всю свою историю: и свою женитьбу, и историю любви Наташи к его лучшему другу, и ее измену, и все свои несложные отношения к ней. Вызываемый вопросами Рамбаля, он рассказал и то, что скрывал сначала, – свое положение в свете и даже открыл ему свое имя.
Более всего из рассказа Пьера поразило капитана то, что Пьер был очень богат, что он имел два дворца в Москве и что он бросил все и не уехал из Москвы, а остался в городе, скрывая свое имя и звание.
Уже поздно ночью они вместе вышли на улицу. Ночь была теплая и светлая. Налево от дома светлело зарево первого начавшегося в Москве, на Петровке, пожара. Направо стоял высоко молодой серп месяца, и в противоположной от месяца стороне висела та светлая комета, которая связывалась в душе Пьера с его любовью. У ворот стояли Герасим, кухарка и два француза. Слышны были их смех и разговор на непонятном друг для друга языке. Они смотрели на зарево, видневшееся в городе.
Ничего страшного не было в небольшом отдаленном пожаре в огромном городе.
Глядя на высокое звездное небо, на месяц, на комету и на зарево, Пьер испытывал радостное умиление. «Ну, вот как хорошо. Ну, чего еще надо?!» – подумал он. И вдруг, когда он вспомнил свое намерение, голова его закружилась, с ним сделалось дурно, так что он прислонился к забору, чтобы не упасть.
Не простившись с своим новым другом, Пьер нетвердыми шагами отошел от ворот и, вернувшись в свою комнату, лег на диван и тотчас же заснул.

На зарево первого занявшегося 2 го сентября пожара с разных дорог с разными чувствами смотрели убегавшие и уезжавшие жители и отступавшие войска.
Поезд Ростовых в эту ночь стоял в Мытищах, в двадцати верстах от Москвы. 1 го сентября они выехали так поздно, дорога так была загромождена повозками и войсками, столько вещей было забыто, за которыми были посылаемы люди, что в эту ночь было решено ночевать в пяти верстах за Москвою. На другое утро тронулись поздно, и опять было столько остановок, что доехали только до Больших Мытищ. В десять часов господа Ростовы и раненые, ехавшие с ними, все разместились по дворам и избам большого села. Люди, кучера Ростовых и денщики раненых, убрав господ, поужинали, задали корму лошадям и вышли на крыльцо.

Как вы стали первым лицом PR-агентства - основав его или в результате продвижения по службе? Как вы считаете, что интереснее?
Я стал со-основателем агентства Маслов, Сокур и Партнеры осенью 1993 года. Реально компания заработала в сентябре 1994. На тот момент у меня было примерно четыре года опыта работы по специальности. Спустя 12 лет - в начале 2006 года это агентство прекратило свое существование, и я основал другую компанию - Maslov PR.

Так как я уже больше 14 лет работаю на себя, мне сложно сравнивать. Думаю, что интереснее стать основателем. Но и сложнее. Слишком до многого приходилось доходить своим умом; слишком много было сделано ошибок, которых можно было избежать. Хотя, может быть по этому и интереснее?

Можно ли обучиться профессии PR-специалиста? Или это призвание? Как было у вас?
Скорее это призвание… дополненное годами учебы. Если вы нелюдимы, консервативны, не приемлете ничего нового, и не умеете внятно излагать свои мысли, то, боюсь, научиться будет сложно. Но и без учебы и многолетней практики стать настоящим профессионалом не получится.

Я попал в профессию достаточно случайно - в конце 80-х даже само понятие было в новинку и учиться было особо негде. Так что я пошел осваивать международную журналистику, а оказался в центре зарождавшейся PR отрасли. Читал книжки, общался с иностранными специалистами, которые начали тогда приезжать в Москву, что-то я почерпнул у моих преподавателей в МГИМО. Однако по настоящему определяющим для меня стал год, проведенный в США, где я стажировался в различных PR агентствах. По возвращению оттуда понял - точно мое.

Вы выбираете себе сотрудников по личным качествам (единомышленников) или профессионалов? Что выгоднее?
Единомышленников профессионалов. Иначе нельзя. Проще и, скорее всего, выгоднее ориентироваться только на профессиональную сторону дела, но тогда велик риск, что получится неодушевленный механизм, «автоматический обслуживатель клиентов», машина для зарабатывания денег.

Конечно, я несколько утрирую, но суть вопроса такова, что для меня в равной степени важна и эмоциональная сторона вопроса, получаю я удовлетворение от того, что делаю или нет. Деньги важны, не спорю, но ‘fun’ - не менее важная составляющая. И здесь уже имеет значение то, с кем я работаю, приятно ли мне иметь дело с этими людьми, и касается это не только сотрудников, но и клиентов - мы позволяем себе выбирать, с какими клиентами мы работаем.

Как вы отвечаете на вопрос, например, незнакомых людей или родственников, или друзей - «чем вы занимаетесь?» Говорите честно и проводите мини-лекцию «что есть PR» или как-то иначе?
За более чем 15 лет моей работы в PR друзья и родственники в целом уже уяснили себе, что это такое. При общении же с людьми мало знакомыми и далекими от профессии стараюсь обойтись общим ответом по обстоятельствам - если человеку понятнее параллель с рекламой, ту пусть будет «что-то вроде того». Популяризаторством не занимаюсь, и уж во всяком случае, стараюсь обходиться без мини-лекций.

Определите, пожалуйста, как можно короче три раза:
PR - это: общение

PR - это: страсть

PR - это: уважение

От чего вы испытываете кайф в работе? Не потеряли ли еще интерес и вкус к делу? Оно для вас любимое?
Альтернативной профессии, к сожалению, не имею, так что в случае внезапного охлаждения к любимому делу, смогу пойти, пожалуй, только в таксисты - машину вожу хорошо, город в целом знаю.

А если серьезно, то пока у меня есть возможность узнавать что-то новое и встречаться с интересными людьми, вкус к делу у меня не пропадет.

Вы бы хотели, чтобы ваши дети пошли по вашим профессиональным стопам?
Почему бы и нет? У меня интересное дело и лет через 15 оно не станет скучнее, но вот выбирать они будут сами. Если они решат стать кем-то еще, я буду за них только рад - главное, чтобы это дело было любимым.