Экологические взаимоотношения. Основные типы экологического воздействия — Гипермаркет знаний

Класс 12

Тема урока: Основные типы экологических взаимодействий.

Цели урока : Сформировать понятия о шести группах биотических взаимодействий в живой природе как проявлении совокупности биотических факторов среды обитания.

Задачи урока:

Образовательные: создать условия для получения знаний учащимися о типах межвидовых взаимодействий, многообразии связей между организмами разных видов, обитающих в сообществе.

Развивающие : создать условия для формирования навыков целеполагания, самостоятельного анализа информации при работе с текстом параграфа, преобразования информации из текстовой в структурированную (таблицу), высказывание своего мнения, самопроверки и самооценивания.

Воспитательные: создать условия для воспитания усидчивости, дисциплинированности, умение слушать других, бережного отношения к природе.

Тип урока: Изучение нового

Форма проведения урока: групповая, индивидуальная.

Методы: проблемный, словесный, самостоятельная работа, работа с текстом,

План урока.

    Организационный момент.

    Актуализация знаний (Задание № 1 на карточках с самопроверкой)

    Изучение нового

    Определение темы урока

    Постановка целей урока

    Самостоятельная работа с карточками по заполнению таблицы

    Обсуждение (по слайдам). В конце обсуждения раздать всем таблицы.

    Закрепление. (Слайд со схемой взаимоотношений)

    Творческое задание (если останется время)

Ход урока.

    Приветствие. Проверка готовности класса к уроку, наличие учебников, ручек, раздаточного материала у обучающихся (Слайд 1)

    Актуализация знаний. Выполнение заданий № 1 по карточкам с самопроверкой и самооцениванием) (Слайды 2-4)

    Изучение нового. (Слайд 5)

Послушайте стихотворение Марии Левитман и попробуйте определить о чем сегодня на уроке пойдет речь.

Мы все снимаем угол свой

У матушки-Природы.

И крыша нам над головой-

Суть купол небосвода.

А ведь большой и старый дом

Битком набит жильцами,

И уживаться надо в нем,

Хоть мы «с усами сами».

Ответ: О взаимоотношениях.

Мыслью нашего урока является: Как ужиться всем видам в огромном доме Природы, в одной экологической нише? (Слайд 6)

Итак, тема нашего урока « Типы экологических взаимодействий» (Слайд 7)

(Записывают дату и тему в тетрадь)

Целеполагание. Давайте наметим цели, которых мы должны достичь по окончанию изучения данного материала.

Цели урока (для учеников) : (Слайд 8)

    Познакомиться с группами биотических взаимодействий.

    Узнать разновидности основных типов экологических взаимодействий

    Познакомиться на конкретных примерах с экологическими взаимодействиями.

Интрига: У меня на слайде нарисованы значки. Как вы думаете, что они могут обозначать. (Слайд 9)

Чтобы об этом узнать поработаем с учебником и выполним Задание № 2. (заполнить таблицу) Работают либо в парах, либо индивидуально. (5-7 минут)

Заслушиваем выступления учеников. (по гиперссылке со слайда 9)

    (0 0) –нейтрализм

    (+ +) – протокооперация

    симбиоз

    мутуализм

    (+ 0) – комменсализм – нахлебничество

    сотрапезничество

    квартиранство

    хищничество

    (- -) конкуренция – межвидовая

    внутривидовая.

    (- 0) – аменсализм

После последнего выступления раздать готовые таблицы.

Закрепление:

А теперь попробуйте определить, какой тип экологических взаимодействий описывается в данном стихотворении?

«Вот красивый мотылек, у болота на цветок

Сел, нектара пригубил, и взлетел, что было сил (протокооперация, взаимополезные (++))

Но недолго он летал, жабе на обед попал

Жаба глазки закрывала, глядь и цаплю прозевала

Это цапля не простила, раз и жабу проглотила, ((+ -) хищничество, полезно-вредные)

Но не глянула в леса, там в лесах жила лиса

Цапля жирная была, лиса цаплю унесла ((+ -) хищничество, полезно-вредные)

Ведь такой прекрасный ужин, был давно лисице нужен.

«Стыд, лиса, тебе и срам, ты пойдешь на ужин нам».

Послушайте ещё одно стихотворение.

«Сосед- конкурент-это тоже опасно,

Он рядом живет, все как будто прекрасно,

Но где только может он вас потеснит

Участок отнимет, и свет заслонить.

Умело обставит он вас на охоте-

Вы даже не сразу все это поймете.

Сумеет он и невесту отнять,

Останется вам только горько рыдать».

Вопрос: « О каком типе экологического взаимодействия в нем говориться?

Ответ: О конкуренции

Если осталось время

У меня для вас ещё одно интересное задание

Задание № 3

В свое время Ч. Дарвин задал такой вопрос: « Какая связь между старыми девами и удоями молока у коров?

Постройте логическую цепочку, используя ключевые слова: «старые девы, кошки, клевер, коровы, шмели, мыши, молоко»

Ответ: Построим логическую и пищевую цепочки

Увеличение числа старых дев в данной местности приводит к увеличению количества кошек, которых заводят старые девы. Увеличение количества кошек приводит к уменьшению количества мышей. Мыши разоряют гнезда шмелей, раз их становится меньше, значит шмели не погибают! Увеличение количества шмелей приводит к увеличению урожайности клевера. Высокие урожаи клевера приводят к увеличению удоя у коров в данной местности.

Выводы:

    Отношения в природе сложны и многообразны, часто грань между ними условна. Один и тот же организм в одно и то же время находится в разных связях с окружающими его видами.

    В результате сложности и переплетения связей между организмами неосторожное вмешательство человека в жизнь природы может вызвать цепную реакцию событий, которые приведет к неожиданным и нежелательным последствиям.

Рефлексия . Мишень.













































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: изучить типы взаимоотношений организмов между собой.

Задачи:

образовательные:

Расширить и углубить знания обучающихся о типах взаимоотношений между организмами;

Повысить усвояемость информации за счёт использования новых компьютерных технологий;

развивающая:

Развить коммуникативную культуру обучающихся;

воспитательные:

Воспитать любовь и уважительное отношение к природе, своей малой Родине;

Оборудование и материалы:

Мультимедийный проектор;

Интерактивная доска.

Программные ресурсы:

Офисные технологии (Microsoft Word, Microsoft Power Point, Microsoft Picture Manager);

Разработка мультимедийной презентации.

Тип урока: информационный. Изучение нового материала.

Форма проведения урока: лекция с элементами эвристической беседы (диалога).

Методы проведения урока: словесные, наглядные.

Ход урока

  1. Организационно-мотивационный момент.
  2. Изучение нового материала.
  3. Закрепление изученного материала.
  4. Домашнее задание.

Примчание. Данная тема изучается на уроках биологии как в 9, так и в 11 классах. Также этот материал можно использовать и на уроках экологии. Поэтому домашнее задание не прописывается.

Изучение нового материала

1. Вступление учителя

В природных условиях каждый живой организм живёт не изолировано. Его окружает множество других представителей живой природы. И все они взаимодействуют друг с другом. Взаимодействия между организмами, а также влияние их на условия жизни представляют собой совокупность биотических факторов среды. Наша задача, разобраться какие типы взаимоотношений встречаются в природе. (Cлайд 1.)

2. Знакомство учащихся с целью и задачами урока. (Cлайды 2, 3).

3. Популяции любых организаций, живущих на одной территории и контактирующие друг с другом, вступают в различные взаимоотношения между собой. Положение популяции (или вида) при разных формах взаимоотношений обозначается условными знаками. Знак (-) “минус” означает неблагоприятное влияние (вид испытывает угнетение или вред). Знак (+) “плюс” обозначает благоприятное влияние (вид извлекает пользу). Знак (0) “ноль” показывает, что отношения безразличны (отсутствие влияния). Таким образом, биотические отношения можно разделить на 6 групп (слайд 5).

4. Изучать типы взаимоотношений мы будем заполняя таблицу (слайд 6).

Типы взаимоотношений Характеристика Примеры

5. Рассмотрим в общих чертах основные типы взаимоотношений.

Рассказ учителя сопровождается показом слайдов, и ученики заполняют таблицу.

Типы взаимоотношений Характеристика Примеры
Нейтрализм (слайд 7) Оба вида не оказывают никакого воздействия друг на друга. белки и лоси в одном лесу не контактируют друг с другом.
Аменсализм (слайд 8) Для одного из совместно обитающих видов влияние другого отрицательно (он испытывает угнетение), в то время как угнетающий не получает ни вреда, ни пользы Светолюбивые травы, растущие под елью
Комменсализм

Нахлебничество (слайд 10,11)

Сотрапезничество (слайд 12)

Квартиранство (слайд 13–20)

Один вид получает преимущество, выгоду, на принося другому ни вреда, ни пользы:

Потребление остатков пищи хозяина оба вида потребляют разные вещества или части одной и той же пищи.

Один вид использует другой (его тело или его жилище) в качестве убежища или своего жилья.

Гиены подбирают остатки недоеденной львами добычу

Разные бактерии перерабатывают разные органические вещества сгнивших растений, а растения потребляют эти минеральные вещества

6. Таковы типы взаимоотношений в природе. Необходимо помнить, что тип взаимодействия конкретной пары может измениться в различных условиях в зависимости от стадий их жизненных циклов.

Вывод: Все перечисленные формы биологических связей между видами служат регуляторами численности животных и растений в биоценозе, определяя его устойчивость

7. Д/з? (Письменно в тетрадях)

1.Чем можно объяснить длительное сосуществование конкурирующих видов в природе?

2. каковы отрицательные последствия уничтожения хищников в природе?

Задания на закрепление и проверку изученного материала

Я привожу ряд заданий, которые учитель может использовать на своё усмотрение, как на уроках, так и при составлении олимпиадных заданий, а так же при подготовке к ЕГЭ

Задание № 1. Прочитайте текст и дайте подробный ответ на вопрос.

1. Что может быть хуже змей?

Одна местность “славилась” обилием змей. Они чуть ли не на каждом шагу встречались в поле, кишели в копнах, заползали во дворы и сараи. В конце концов, местные жители “собрались с духом” и объявили беспощадную войну ползучим тварям. Змей беспощадно уничтожали, хотя, правду говоря, случаев нападения змей на людей не было. Борьба увенчалась успехом. В результате победы жить в этой местности стало гораздо хуже. Как вы думаете, почему?

Ответ. Местность атаковали мыши! Они портили продукты, уничтожали зерно на корню и в хранилищах, разносили болезни. С ними начали бороться при помощи ядохимикатов - стали погибать птицы, полезные звери. Убытки оказались огромны. Наконец однажды кто-то догадался и привез из соседнего района несколько змеек…

2. Волк оленю друг?

В одном из канадских заповедников уничтожили всех волков, чтобы добиться увеличения стада оленей. Удалось ли таким образом достичь цели?

Ответ. Уничтожение волков приведет к появлению и распространению болезней в стаде оленей, увеличению числа слабых и больных особей, к гибели и вымиранию оленей.

Как исправить ошибку? - Выпустить в заповедник волков.

3. Яблонька садовая, чем ты не лесная?

Ответ. В естественных условиях растения окружены “защитниками”. Пижма, полынь, бузина, мята - эти растения выделяют сложные эфиры, которые очень сильно действуют на

насекомых-вредителей. В промышленной монокультуре этого полезного взаимодействия нет.

Задание № 2. Из предложенных вариантов выберите верный.

1. Взаимодействие между популяцией лосей и синицами в лесу: ни одна популяция напрямую не влияет на другую. Данный тип взаимодействия называется:

1) нейтрализм;

2) аменсализм;

3) мутуализм;

4) протокооперация.

2. Сосна подавляет рост светолюбивой травы под собой, сама не испытывает отрицательного воздействия. Данный тип взаимодействия называется:

1) комменсализм;

2) аменсализм;

3) мутуализм;

4) протокооперация.

3. Если в экологической системе два или более вида со сходными экологическими требованиями обитают совместно, между ними возникают взаимоотношения отрицательного типа. Например, если лиса поймала полёвку, значит, сове она не достанется. Данный тип взаимодействия называется:

1) конкуренция;

2) аменсализм;

3) хищничество;

4. Форма взаимоотношений, при которой один вид получает какое –либо преимущество, но не принося другому ни вреда, ни пользы, например, взаимоотношение между акулой и рыбой-прилипалой, - такая форма взаимоотношений называется:

1) протокооперация;

2) мутуализм;

3) комменсализм;

4) аменсализм.

5. Нахлебничество – потребление остатков пищи за каким-то организмом (песцы в тундре следуют за медведем и доедают остатки его пищи). Данная форма взаимоотношений называется:

1) комменсализм;

2) аменсализм;

3) мутуализм;

4) протокооперация.

6. Сотрапезничество – потребление разных веществ одного и того же ресурса (взаимоотношения между почвенными бактериями, перерабатывающими растительные остатки до минеральных солей, и высшими растениями, которые используют образовавшиеся при этом минеральные соли). Данная форма взаимоотношений называется:

1) комменсализм;

2) аменсализм;

3) мутуализм;

4) протокооперация.

7. Квартиранство – использование одними видами других в качестве убежища или жилища (рыба горчак откладывает икру в мантийную полость двустворчатого моллюска; лишайники на коре деревьев). Данная форма взаимоотношений называется:

1) комменсализм;

2) аменсализм;

3) мутуализм;

4) протокооперация.

8. Взаимоотношения, каких организмов относятся к симбиотическим:

1) бобовые растения и азотфиксирующие бактерии;

2) белки и лоси;

3) щука и судак;

4) человек и виру гриппа.

9. Как называются отношения между аскаридой и человеком:

1) симбиоз;

3) конкуренция;

4) хищничество.

10. На рисунке изображены рак-отшельник и актиния. К какому типу взаимоотношений относятся взаимоотношения этих организмов.

2) конкуренция;

3) симбиоз;

4) хищничество.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 1 3 1 1 1 1 2 3

Задание № 3. Вставьте в текст “Взаимоотношения живых организмов” пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

Взаимоотношения живых организмов

Между видами живых организмов существуют разные типы взаимоотношений. Взаимоотношения, при которых один из участников - ______(А) – умерщвляет другого________(Б) и использует его в качестве пищи, называется _________ (В). Частым случаем этого типа взаимоотношений является _____________ (Г) – умерщвление и поедание себе подобных.

А Б В Г
5 6 4 3

Задание № 4. Установите соответствие между организмами и типом отношений между ними. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов. За каждый правильный ответ 2 балла. Всего 10 баллов.

А Б В Г Д
1 2 1 2 2

Используемая литература

Для подготовки презентации и конспекта урока.

  1. Е.А. Криксунов., В.В. Пасечник. Экология: 9 класс: Учебн. для общеобразоват. учеб. Заведений – М.: Дрофа, 1995.
  2. С.Г. Мамонтов. Биология. Общие закономерности. 9 класс: Учеб. Для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2004.
  3. http://ru.wikipedia. свободная энциклопедия Википедия.

Для тестовых заданий.

  1. А.А. Кириленко. Биология. 9 класс. Подготовка к ГИА – 2012: - Ростов на Дону: Легион, 2011.
  2. А.В. Пименов. - Биология. 11-й класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ЕГЭ. – Ярославль: Академия развития, 2011.

Подробное решение параграф § 77 по биологии для учащихся 10 класса, авторов Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. 2014

1. Какие биотические факторы среды вам известны?

2. Какие виды конкурентной борьбы вам известны?

Ответ. Конкуренция - в биологии, любые антагонистические отношения, связанные с борьбой за существование, за доминирование, за пищу, пространство и другие ресурсы между организмами, видами или популяциями видов, нуждающимися в одних и тех же ресурсах.

Внутривидовая конкуренция - это конкуренция между представителями одной или нескольких популяций вида. Идёт за ресурсы, внутригрупповое доминирование, самок/самцов и т.д.

Межвидовая конкуренция - это конкуренция между популяциями разных видов несмежных трофических уровней в биоценозе. Она связана с тем, что представители разных видов сообща используют одни и те же ресурсы, которые обычно ограничены. Ресурсы могут быть как пищевые (например, одни и те же виды жертв у хищников или растений - у фитофагов), так и другого рода, например наличие мест для выведения потомства, убежищ для защиты от врагов и т. п. Виды могут конкурировать и за доминирование в экосистеме. Существует две формы конкурентных взаимоотношений: прямая конкуренция (интерференция) и косвенная (эксплуатация). При прямой конкуренции между популяциями видов в биоценозе эволюционно складываются антагонистические отношения (антибиоз), выражающиеся разными видами взаимного угнетения (драки, перекрытие доступа к ресурсу, аллелопатия и т.д.). При косвенной конкуренции один из видов монополизирует ресурс или местообитание, ухудшая при этом условия существования конкурентного вида сходной экологической ниши.

Конкурировать могут в природе как эволюционно (таксономически) близкие виды, так и представители очень далеких групп. Например, суслики в сухой степи выедают до 40% растительного прироста. Это значит, что пастбища могут прокормить меньшее число сайгаков или овец. А в годы массового размножения саранчи пищи не хватает ни сусликам, ни овцам.

3. Что такое симбиоз?

Обычно симбиоз бывает мутуалистическим, т. е. сожительство обоих организмов (симбионтов) взаимовыгодно и возникает в процессе эволюции как одна из форм приспособления к условиям существования. Симбиоз может осуществляться как на уровне многоклеточных организмов, так и на уровне отдельных клеток (внутриклеточный симбиоз). В симбиотические отношения могут вступать растения с растениями, растения с животными, животные с животными, растения и животные с микроорганизмами, микроорганизмы с микроорганизмами. Термин «симбиоз» впервые введён немецким ботаником А. де Бари (1879) в применении к лишайникам. Яркий пример симбиоза среди растений представляет микориза - сожительство мицелия гриба с корнями высшего растения (гифы оплетают корни и способствуют поступлению в них воды и минеральных веществ из почвы) ; некоторые орхидеи не могут расти без микоризы.

Природе известны многочисленные примеры симбиотических отношений, от которых выигрывают оба партнера. Например, для круговорота азота в природе чрезвычайно важен симбиоз между бобовыми растениями и почвенным бактериями Rhizobium. Эти бактерии - их еще называют азотфиксирующими - поселяются на корнях растений и обладают способностью «фиксировать» азот, то есть расщеплять прочные связи между атомами атмосферного свободного азота, обеспечивая возможность включения азота в доступные для растения соединения, например аммиак. В данном случае взаимная выгода очевидна: корни являются местообитанием бактерий, а бактерии снабжают растение необходимыми питательными веществами.

Имеются также многочисленные примеры симбиоза, выгодного для одного вида и не приносящего другому виду ни пользы, ни вреда. Например, кишечник человека населяет множество видов бактерий, присутствие которых безвредно для человека. Аналогично, растения, называемые бромелиадами (к которым относится, например, ананас), обитают на ветвях деревьев, но получают питательные вещества из воздуха. Эти растения используют дерево для опоры, не лишая его питательных веществ.

Разновидность симбиоза - эндосимбиоз, когда один из партнёров живёт внутри клетки другого.

Наука о симбиозе - симбиология.

Вопросы после § 77

1. Какие вам известны примеры положительных и отрицательных взаимодействий между организмами разных видов?

2. В чем заключается сущность отношений типа «хищник – жертва»?

Ответ. Хищничество (+ −) – такой тип взаимоотношения популяций, при котором представители одного вида поедают (уничтожают) представителей другого, т. е. организмы одной популяции служат пищей для организмов другой. Хищник обычно сам ловит и умерщвляет свою жертву, после чего съедает ее полностью или частично. Для таких хищников характерно охотничье поведение. Но кроме хищников-охотников, существует еще и большая группа хищников-собирателей, способ питания которых заключается в простом поиске и сборе добычи. Таковы, например, многие насекомоядные птицы, собирающие пищу на земле, в траве или на деревьях.

Хищничество – широко распространенная форма связей, причем не только между животными, но и между растениями и животными. Так, травоядность (поедание растений животными), в сущности, тоже хищничество; с другой стороны, ряд насекомоядных растений (росянка, непентес) также можно отнести к хищникам.

Однако в узком, экологическом смысле принято считать хищничеством только поедание животных животными.

4. Какие наиболее известные примеры симбиотических взаимоотношений вам известны?

Ответ. Симбиотические отношения, при которых наблюдаются устойчивое взаимовыгодное сожительство двух организмов разных видов, называется мутуализмом. Таковы, например, взаимоотношения рака-отшельника и актинии или узкоспециализированных к опылению растений с опыляющими их видами насекомых (клевер и шмель). Кедровка, питающаяся только семенами (орешками) кедровой сосны, является единственным распространителем ее семян. Мутуализм весьма широко развит в природе.

5. Как вы понимаете мутуализм и симбиоз?

Все многообразие взаимоотношений между организмами можно разделить на два основных типа: антагонистические и неантагонистические .

Хищничество – форма взаимоотношений организмов разных трофических уровней, при которой один вид организмов живёт за счёт другого, поедая его.

Конкуренция – форма взаимоотношений, при которых организмы одного трофического уровня борются за пищу и другие условия существования, подавляя друг друга.

Основные формы неантагонистических взаимодействий: симбиоз, мутуализм и комменсализм.

Симбиоз (сожительство) – это обоюдовыгодные, но необязательные взаимоотношения разных видов организмов.

Мутуализм (взаимный) – взаимовыгодные и обязательные для роста и выживания отношения организмов разных видов.

Комменсализм (сотрапезник) – взаимоотношения, при которых один из партнеров извлекает выгоду, а другому они безразличны.

Круговорот веществ

Большой круговорот веществ в природе (геологический) обусловлен взаимодействием солнечной энергии с глубинной энергией Земли и перераспределяет вещества между биосферой и более глубокими горизонтами Земли. Некоторое количество веществ может на время выбывать из биологического круговорота (осаждаться на дне океана, морей, выпадать в глубины земной коры). Но большой круговорот – это и круговорот воды между сушей и океаном через атмосферу.

Малый круговорот веществ в биосфере (биогеохимический) совершается лишь в пределах биосферы. Сущность его – в образовании живого вещества из неорганического в процессе фотосинтеза и в превращении органического вещества при разложении вновь в неорганические соединения.

Химические элементы образуют замкнутую систему (цикл), в которой атомы используются многократно. Суть цикла в следующем: химические элементы, поглощённые организмом, впоследствии его покидают, уходя в абиотическую среду, затем, через какое–то время, снова попадают в живой организм и т.д. Такие элементы называют биофильными [Ананьева, 2001].

1.3.3. Экологические факторы

Экологические факторы движущая сила, причина какого–либо процесса, явления – любой элемент окружающей среды, способный прямо или косвенно влиять на живой организм, хотя бы на одном из этапов его индивидуального развития, называют экологическим фактором.
Экологические факторы среды принято делить на две группы:

1. факторы косной (неживой) природы – абиотические или абиогенные;

2. факторы живой природы – биотические или биогенные.

Абиотические факторы – это совокупность факторов неорганической среды, влияющих на жизнь и распространение организмов. Их делят на физические, химические и эдафические.

Физические факторы – это те, источник которых – физическое состояние или явление (механическое, температурное воздействие и др.), химические происходят от химического состава среды (солёность воды, содержание кислорода и др.), эдафические (почвенные) – это совокупность химических, физических и механических свойств почв и горных пород, оказывающие воздействие как на организмы почвенной биоты, так и на корневую систему растений (влияние влажности, структуры почв, содержания гумуса и т. п. на рост и развитие растений).

Всё живое, окружающее организм в среде обитания, составляет биотическую среду. Биотические факторы – это совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на другие.

Биотические факторы способны влиять на абиотическую среду, создавая микроклимат или микросреду: например, в лесу летом прохладнее и влажнее, а зимой – теплее. Но микросреда может иметь и абиотическую природу: под снегом, в результате его отепляющего действия, выживают мелкие животные (грызуны), сохраняются всходы озимых злаков.

Антропогенные факторы – факторы, порождённые человеком и воздействующие на окружающую среду (загрязнение, эрозия почв, уничтожение лесов и т. д.).

В начале 70-х годов XX в. американский биолог и эколог Барри Коммонер обобщил системность в экологии в виде четырёх законов. Их соблюдение – обязательное условие любой деятельности человека в природе.

Биотические факторы , воздействующие на растения как первичные продуценты органического вещества, подразделяют на зоогенные и фитогенные.

Живое неотрывно от среды. Среда – одно из основных экологических понятий, которое означает весь спектр окружающих организм элементов и условий в той части пространства, где обитает организм, всё то, среди чего он живёт и с чем непосредственно взаимодействует. При этом организмы, приспособившись к определённому комплексу конкретных условий, в процессе жизнедеятельности сами постепенно изменяют эти условия, т. е. среду своего существования.

Несмотря на многообразие экологических факторов и различную природу их происхождения, существуют некоторые общие правила и закономерности их воздействия на живые организмы.

Для жизни организмов необходимо определённое сочетание условий. Если все условия среды обитания благоприятны, за исключением одного, то именно это условие становится решающим для жизни рассматриваемого организма. Оно ограничивает (лимитирует) развитие организма, поэтому называется лимитирующим фактором.

Первоначально было установлено, что развитие живых организмов ограничивает недостаток какого-либо компонента, например, минеральных солей, влаги, света и т.п. В середине XIX века немецкий химикорганик Юстас Либих в 1840 г. первым экспериментально доказал, что рост растения зависит от того элемента питания, который присутствует в относительно минимальном количестве. Он назвал это явление законом минимума ; в честь автора его ещё называют законом Либиха:

Однако, как выяснилось позже, лимитирующим может быть не только недостаток, но и избыток фактора, например, гибель урожая из-за дождей, перенасыщение почвы удобрениями и т.п.

Понятие о том, что наравне с минимумом лимитирующим фактором может быть и максимум, ввёл американский зоолог В. Шелфорд в 1913г., сформулировавший закон толерантности :


Благоприятный диапазон действия экологического фактора называется зоной оптимума (нормальной жизнедеятельности). Чем значительнее отклонение действия фактора от оптимума, тем больше данный фактор угнетает жизнедеятельность популяции. Этот диапазон называется зоной угнетения .

Максимально и минимально переносимые значения фактора – это критические точки , за пределами которых существование организма или популяции уже невозможно. В соответствии с законом толерантности любой избыток вещества или энергии оказывается загрязняющим среду началом.

Виды, для существования которых необходимы строго определенные экологические условия, называют стенобионтными (форель, орхидея), а виды, приспосабливающиеся к экологической обстановке с широким диапазоном изменения параметров, – эврибионтными (мыши, крысы, тараканы).

Состав среды

Состав водной среды . Большая часть поверхности Земли покрыто водой. Распространение и жизнедеятельность организмов в водной среде в значительной степени зависят от её химического состава. Тем не менее, проблемы, связанные с водой, возникают даже у водных организмов.

Состав воздуха . Состав воздуха в современной атмосфере находится в состоянии динамического равновесия, зависящего от жизнедеятельности живых организмов и геохимических явлений глобального масштаба.

Состав почв представляет собой продукт физического, химического и биологического преобразования горных пород, включающей твёрдые, жидкие и газообразные компоненты.

В процессе исторического развития живые организмы освоили четыре среды обитания . Первая – вода. В воде жизнь зародилась и развивалась многие миллионы лет. Вторая – наземно-воздушная – на суше и в атмосфере возникли и бурно адаптировались к новым условиям растения и животные. Постепенно преобразуя верхний слой суши – литосферы, они создали третью среду обитания – почву, а сами стали четвёртой средой обитания [Акимова, 2001].

Тема: Типы экологических взаимодействий

Цель: изучить типы взаимоотношений организмов между собой.

Задачи:

образовательные: расширить и углубить знания обучающихся о типах взаимоотношений между организмами

развивающая: развить коммуникативную культуру обучающихся

воспитательные: воспитать любовь и уважительное отношение к природе

Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, задания

Тип урока: изучение нового материала.

Форма проведения урока: фронтальная, работа по парам, индивидуальная

Ход урока

Организационный момент

Приветствие, подготовка к уроку.

Проверка домашного задания. Что такое экологическая ниша, местообитание

Изучение нового материала

В природных условиях каждый живой организм живёт не изолировано. Его окружает множество других представителей живой природы. И все они взаимодействуют друг с другом. Взаимодействия между организмами, а также влияние их на условия жизни представляют собой совокупность биотических факторов среды . Наша задача, разобраться какие типы взаимоотношений встречаются в природе. Пишут тему: Типы экологических взаимодействий

Знакомство учащихся с целью и задачами урока.

Популяции любых организаций, живущих на одной территории и контактирующие друг с другом, вступают в различные взаимоотношения между собой. Положение популяции (или вида) при разных формах взаимоотношений обозначается условными знаками. Знак (-) “минус” означает неблагоприятное влияние (вид испытывает угнетение или вред). Знак (+) “плюс” обозначает благоприятное влияние (вид извлекает пользу). Знак (0) “ноль” показывает, что отношения безразличны (отсутствие влияния). Таким образом, биотические отношения можно разделить на 6 групп.

Я вам по парам раздаю задание - один из типов взаимоотношений между живыми организмами. Ваша задача найти про них информацию в учебнике, заполнить таблицу и рассказать всем.

Остальные, слушая товарищей, будем заполнять таблицу. Начертите таблицу из 3 колонок.

Типы взаимоотношений

Характеристика

Примеры

  1. Нейтрализм

Оба вида не оказывают никакого воздействия друг на друга.

белки и лоси в одном лесу не контактируют друг с другом.

  1. Аменсализм

Для одного из совместно обитающих видов влияние другого отрицательно (он испытывает угнетение), в то время как угнетающий не получает ни вреда, ни пользы

Светолюбивые травы, растущие под елью

  1. Комменсализм

Один вид получает преимущество, выгоду, на принося другому ни вреда, ни пользы

А) нахлебничество

Потребление остатков пищи хозяина

Акула и рыбы прилипалы

Б) сотрапезничество

Оба вида потребляют разные вещества или части одной и той же пищи.

Антилопа, зебра и слон

В) квартиранство

Один вид использует другой (его тело или его жилище) в качестве убежища или своего жилья.

Лишайники и деревья

  1. Протокооперация

совместное существование выгодно, но не обязательно для сожителей

Опыление пчёлами разных луговых растений – тесная связь отсутствует

  1. Мутуализм

отношения, при которых присутствие каждого из двух видом становится обязательным для другого партнёра.

  1. Симбиоз

Неразделимые взаимополезные связи двух видом, предполагающие тесное сожительство организмов.

Термиты и живущие в их кишечнике одноклеточные жгутиковые – перерабатывают клетчатку а сахара. Термиты не имеют собственных ферментов для переваривания целлюлозы и без симбионтов погибли бы. А жгутиковые получают в кишечнике среду обитания, в свободном состоянии в природе они не встречаются

  1. Хищничество

отношения между организмами, при которых один из них (хищник) атакует другого (жертву) и питается частями его тела

Росянка, животные – хищники.

  1. Конкуренция

взаимоотношения между организмами одного и того же или разных видов, в ходе которых они соревнуются за одни и те же средства существования и условия размножения

Внутривидовая (сосны в лесу за свет) и межвидовая (культурные растения и сорняки).

Таковы типы взаимоотношений в природе. Необходимо помнить, что тип взаимодействия конкретной пары может измениться в различных условиях в зависимости от стадий их жизненных циклов.

Вывод: Все перечисленные формы биологических связей между видами служат регуляторами численности животных и растений в биоценозе, определяя его устойчивость

Закрепление изученного материала

Работа по группам или парам Задание № 1.

Прочитайте текст и дайте подробный ответ на вопрос.

1. Что может быть хуже змей?

Одна местность “славилась” обилием змей. Они чуть ли не на каждом шагу встречались в поле, кишели в копнах, заползали во дворы и сараи. В конце концов, местные жители “собрались с духом” и объявили беспощадную войну ползучим тварям. Змей беспощадно уничтожали, хотя, правду говоря, случаев нападения змей на людей не было. Борьба увенчалась успехом. В результате победы жить в этой местности стало гораздо хуже. Как вы думаете, почему?

Ответ. Местность атаковали мыши! Они портили продукты, уничтожали зерно на корню и в хранилищах, разносили болезни. С ними начали бороться при помощи ядохимикатов - стали погибать птицы, полезные звери. Убытки оказались огромны. Наконец однажды кто-то догадался и привез из соседнего района несколько змеек…

2. Волк оленю друг?

В одном из канадских заповедников уничтожили всех волков, чтобы добиться увеличения стада оленей. Удалось ли таким образом достичь цели?

Ответ . Уничтожение волков приведет к появлению и распространению болезней в стаде оленей, увеличению числа слабых и больных особей, к гибели и вымиранию оленей.

Как исправить ошибку? - Выпустить в заповедник волков.

3. Яблонька садовая, чем ты не лесная?

Ответ. В естественных условиях растения окружены “защитниками”. Пижма, полынь, бузина, мята - эти растения выделяют сложные эфиры, которые очень сильно действуют на

насекомых-вредителей. В промышленной монокультуре этого полезного взаимодействия нет.

Индивидуальная работа Задание № 2.

1. Взаимодействие между популяцией лосей и синицами в лесу: ни одна популяция напрямую не влияет на другую. Данный тип взаимодействия называется:

а) нейтрализм;

а) комменсализм; б) аменсализм ; в) мутуализм; г) протокооперация.

а) протокооперация; б) мутуализм; в) комменсализм ; г) аменсализм.

а) комменсализм; б) аменсализм; в) мутуализм; г) протокооперация.

а) комменсализм; б) аменсализм; в) мутуализм; г) протокооперация.

а) комменсализм; б) аменсализм; в) мутуализм; г) протокооперация.

а) бобовые растения и азотфиксирующие бактерии;

б) белки и лоси;

в) щука и судак;

г) человек и вирус гриппа.

Задание № 3. Вставьте в текст “Взаимоотношения живых организмов” пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

Взаимоотношения живых организмов

Между видами живых организмов существуют разные типы взаимоотношений. Взаимоотношения, при которых один из участников - ______(А) – умерщвляет другого________(Б) и использует его в качестве пищи, называется _________ (В). Частым случаем этого типа взаимоотношений является _____________ (Г) – умерщвление и поедание себе подобных.

Ответ.

Задание № 4. Установите соответствие между организмами и типом отношений между ними. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов. За каждый правильный ответ 2 балла. Всего 10 баллов.

Ответ:

Домашнее задание изучить § 77-78, законспектировать §79-80 и оустно ответить на вопросы в конце§.

Индивидуальная работа

Задание № 2. Тест Из предложенных вариантов выберите верный.

1. Взаимодействие между популяцией лосей и синицами в лесу. Данный тип взаимодействия называется:

а) нейтрализм; б) аменсализм; в) мутуализм; г) протокооперация.

2. Сосна подавляет рост светолюбивой травы под собой, сама не испытывает отрицательного воздействия. Данный тип взаимодействия называется:

3. Если в экологической системе два или более вида со сходными экологическими требованиями обитают совместно, между ними возникают взаимоотношения отрицательного типа. Например, если лиса поймала полёвку, значит, сове она не достанется. Данный тип взаимодействия называется:

4. Форма взаимоотношений, при которой один вид получает какое –либо преимущество, но не принося другому ни вреда, ни пользы, например, взаимоотношение между акулой и рыбой-прилипалой, - такая форма взаимоотношений называется:

а) протокооперация; б) мутуализм; в) комменсализм; г) аменсализм.

5. Нахлебничество – потребление остатков пищи за каким-то организмом (песцы в тундре следуют за медведем и доедают остатки его пищи). Данная форма взаимоотношений называется:

а) комменсализм; б) аменсализм; в) мутуализм; г) протокооперация.

6. Сотрапезничество – потребление разных веществ одного и того же ресурса (взаимоотношения между почвенными бактериями, перерабатывающими растительные остатки до минеральных солей, и высшими растениями, которые используют образовавшиеся при этом минеральные соли). Данная форма взаимоотношений называется:

а) комменсализм; б) аменсализм; в) мутуализм; г) протокооперация.

7. Квартиранство – использование одними видами других в качестве убежища или жилища (рыба горчак откладывает икру в мантийную полость двустворчатого моллюска; лишайники на коре деревьев). Данная форма взаимоотношений называется:

а) комменсализм; б) аменсализм; в) мутуализм; г) протокооперация.

8. Взаимоотношения, каких организмов относятся к симбиотическим:

а) бобовые растения и азотфиксирующие бактерии;

б) белки и лоси;

в) щука и судак;

г) человек и виру гриппа.

9. Как называются отношения между аскаридой и человеком:

10. Рак-отшельник и актиния. К какому типу взаимоотношений относятся взаимоотношения этих организмов.

Задание № 3. Вставьте в текст “Взаимоотношения живых организмов” пропущенные термины из предложенного перечня.

Между видами живых организмов существуют разные типы взаимоотношений. Взаимоотношения, при которых один из участников - ______ – умерщвляет другого_______ и использует его в качестве пищи, называется _________ . Частым случаем этого типа взаимоотношений является _____________ – умерщвление и поедание себе подобных.

Задание № 4. Установите соответствие между организмами и типом отношений между ними. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца.