Черты характера остапа из тараса бульбы. Образ и характеристика Остапа Бульбы в повести “Тарас Бульба” Гоголя: описание внешности и характера

«Тарас Бульба» легло реальное историческое событие - казацкое восстание 1638 года, которое подавил гетман Потоцкий. Драматические судьбы персонажей повести вдохновлены конкретными историческими примерами. Прототипом Тараса Бульбы стал Охрим Макуха, атаман запорожского войска, соратник .

У этого Охрима было трое сыновей, один из которых переметнулся на сторону поляков и предал казаков из-за того, что влюбился в польскую панночку, как это случилось в повести с . Другой сын Охрима – Хома – стал прототипом гоголевского Остапа. Этот Хома пытался доставить брата-перебежчика к отцу, но погиб по ходу дела.

Эту историю Гоголь узнал от человека, с которым вместе учился - потомка третьего, выжившего сына Охрима Макухи, в семье которого этот рассказ передавался как фамильное предание. Писатель также пристально изучил исторические источники - труды ученых-историков, украинские летописи и народные песни.


Повесть «Тарас Бульба» впервые издана в составе сборника «Миргород» в 1835 году. В 1842 году вышел второй том «Сочинений» Николая Гоголя, куда вошла отредактированная версия повести, которая коренным образом отличается от первой.

«Тарас Бульба»

Остап - молодой запорожский казак, сын пана Тараса Бульбы. В начале повести герою 22 года, это крепкий и рослый юноша, который еще не бреет бороды. После приезда в Запорожскую Сечь герой мужает, а черты его лица становятся «грозными».

У героя есть младший брат Андрий. Остап вместе с братом получил образование в киевской бурсе (академии), куда юношей отправили еще двенадцатилетними. Каждый год на время каникул юноши отправлялись домой и весь путь проделывали пешком, потому что по обычаю считались слишком юными, чтобы ездить верхом. Тарас Бульба одарил сыновей конями, только когда те уже выпускались из бурсы.


В бурсе Остап не проявлял рвения в учебе и в первый год даже попытался сбежать. Однако героя вернули назад, высекли в назидание и вынудили засесть за книги. Остап четырежды закапывал учебники в землю, за что всякий раз получал плетей. Зато герой считался в бурсе надежным товарищем и никогда не выдавал других даже под угрозой наказания.

Несмотря на то, что Остап и Андрий выросли вместе и одинаково воспитывались, в характерах братьев много несхожего. Андрий с юных лет был веселым человеком с легким характером, хорошо учился в бурсе, охотно ввязывался в потасовки и выходил сухим из воды.

Остап сторонился общества и был замкнут. Возмужав, Остап стал человеком с твердым характером и четкими представлениями о долге. Андрий остался более легкомысленным и предал «своих» из-за романтических чувств к полячке.


Остап - гордый и видный молодой мужчина, настоящий казак, который никому не дает спуску. Славно бьется, метко стреляет и может выстоять в бою с шестерыми противниками одновременно. Остап и Андрий способны переплыть Днепр против течения. Отец гордится героем и считает, что со временем из Остапа получится «добрый» полковник.

Остап действительно демонстрирует задатки хорошего лидера. Это собранный и хладнокровный молодой человек, который не теряется в сложной ситуации, способен быстро оценить текущее положение дел и придумать, как одолеть надвигающуюся угрозу. Война и пирушки - главная забота героя, остальное Остапа волнует мало. При всей нелюбви к учению, Остап считался среди казаков разумным человеком, чьи способности позволили ему стать куренным атаманом в молодом возрасте.


Биография героя заканчивается трагически. Оказавшись в руках врагов, Остап ведет себя мужественно, идет на казнь «с тихой горделивостью» и стойко переносит пытки, которым героя подвергают на городской площади при стечении народа. Тарас Бульба, мстя за смерть сына, с громадной армией казаков идет против поляков и проявляет к врагу чрезмерную жестокость.

Экранизации

Первая экранизация «Тараса Бульбы» вышла на заре кинематографа, в 1909 году. Это короткометражный немой фильм, снятый режиссером Александром Дранковым. Первый фильм был снят примитивно и состоял из нескольких эффектных эпизодов, мало связанных сюжетно или по смыслу.

В 1936 году вышла французская историческая драма «Tarass Boulba». Фильм снял русский режиссер Алексис Грановский на студии «GG Films». В роли Остапа Бульбы выступил актер Роже Дюшен.


Иллюстрация к книге "Тарас Бульба"

Два года спустя в Великобритании вышел ремейк фильма Грановского под названием «The Rebel Son» («Мятежный сын»). На этот раз Остап в сценарии отсутствует, внимание сосредоточено на взаимоотношениях Тараса Бульбы со вторым сыном – Андрием. Снял фильм режиссер Александер Корда.

В 1962 году вышла американская экранизация «Тараса Бульбы» с в главной роли. Остапа сыграл актер Perry Lopez (Перри Лопез).

В фильм много расхождений с текстом повести и забавных стереотипных (с точки зрения русскоговорящего зрителя) моментов. Юл Бриннер чересчур молод и атлетически сложен для роли Тараса Бульбы, который был грузным немолодым казаком с седыми усами. В фильме есть цыгане, сцена боя на шпагах в стиле «Трех мушкетеров», есть эпизод, где Юл Бриннер поет на английском песенку на мотив «калинки-малинки». В еще одном эпизоде изображена «типичная» игра удалых казаков: в яме сидит злой медведь, а герой проходит по перекинутому бревну над ямой, прихлебывая на ходу водку из бутылки. В финале Тарас Бульба остается в живых, а казаки берут Дубно.


Кадр из индийского фильма "Тарас Бульба"

В 1963 году вышел итальянский фильм «Taras Bulba, il cosacco» режиссера Ferdinando Baldi (Фердинандо Бальди). Роль Остапа там исполнил George Reich (Джордж Рейх).

В 2010 году Тарас Бульба «дошел» до Индии. Режиссер Анил Шарма снял по мотивам гоголевской повести фильм «Вир - герой народа». Сюжет повести «пересажен» на индийскую почву. Андрий и Остап здесь превращены в двух братьев - Вира и Пунью, Тарас Бульба - в отца главных героев, главаря банды Притхви Сингха, а поляки - в англичан, колонизаторов Индии.

Время действия - вторая половина XIX века. Войска английских колонизаторов, объединившись с индийским королем Гьянендрой, уничтожают банду Сингха. Вир вместе с младшим братом отправляется учиться в Лондон, столицу колонизаторов, которым герой мечтает отомстить за отца. В Лондоне Вир встречает соотечественницу и влюбляется, но та оказывается дочерью короля Гьянендры, врага Вира, который по-прежнему выступает на стороне англичан и хочет расправиться с героем.


В 2009 году вышла российская историческая драма «Тарас Бульба» режиссера . Фильм снимался в Петербурге на киностудии «Ленфильм», часть эпизодов снимали в польском городе Вроцлаве, часть - на территории Украины: в Каменце-Подольском, на острове Хортица, в Киеве и Хотине. Роль Остапа сыграл актер .

В фильме есть ряд несоответствий с текстом повести. У Гоголя меньший акцент сделан на польской панночке, в которую влюблен Андрий. Неизвестно имя этого персонажа, а после решающего сражения у Дубно панночка больше не упоминается в тексте. В фильме Бортко панночка получает имя - Эльжбета Мазовецкая, дочь воеводы, и судьба персонажа разработана лучше. Героиня рожает от Андрия сына и умирает при родах.


Кадр из фильма "Тарас Бульба" Владимира Бортко

В повести Гоголя много антисемитских высказываний, которые убраны из сценария фильма. Кроме того, у Бортко поляки нападают на хутор Бульбы и убивают жену героя, о чем в повести нет ни слова. В фильме есть также сцены пыток колесованием, подвешением на крюк за ребро и прочих, в повести же пытки, которым был подвергнут плененный Остап и другие казаки, подробно не описаны.

Цитаты

«Есть еще порох в пороховницах?!»
«Терпи, казак, - атаман будешь!»
«Я тебя породил, я тебя и убью!»
«Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?»
«Отчизна есть то, что ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя - ты».

В повести Николая Гоголя «Тарас Бульба» есть несколько смысловых центров. Историческое прошлое, фрагмент из жизни Запорожской Сечи и судьбы трёх главных героев – Тараса, Андрия и Остапа. Более подробно хотелось бы остановиться на последнем персонаже. В Тарасе Бульбе воплощён образ национального героя, борца за веру, Родину и независимость. Андрий представляется эдаким бунтарём и предателем. Что же скрыто в образе Остапа, сына Тараса Бульбы? Характеристика Остапа из «Тараса Бульбы» позволит более полно ответить на этот вопрос.

Внешний вид

В первую очередь нужно обратить внимание на внешность героя. В этой повести Гоголя главные персонажи имеют фактурный внешний вид, благодаря которому также можно проследить некоторые черты характера. По сравнению с характеристикой Андрия, упоминания о внешности Остапа из «Тараса Бульбы» достаточно скудны, в тексте повести они встречаются нечасто. Итак, в «Тарасе Бульбе» описание Остапа представлено следующим образом: «Крепостью дышало его тело, и рыцарские его качества уже приобрели широкую силу льва».

Уже с первых строк произведения становится понятно, что у Остапа есть характер. На подшучивание Бульбы старший сын отвечает кулачным боем. Остап готов защищать свои интересы и достоинство, несмотря на то, что его оппонентом выступает отец. Драка заканчивается дружескими объятиями и похвалой: Тарас доволен, что сын проявил свои волевые качества, а потому не хотел, чтобы сыновья оставались с матерью долгое время, думал, будто это их разнежит.

Учёба в семинарии

Известно, что Тарас отправил сыновей получать образование в Киев, чтобы там опытные преподаватели смогли дать знания о науках и дисциплине. Поначалу с послушанием у Остапа были проблемы. Он много раз сбегал, срывал занятия, закапывал книги. Возможно, это продолжалось бы и дальше, но Бульба взял ситуацию в свои руки, пригрозив отправить сына в монастырь. После этого Остап серьёзно занялся учёбой. Не сказать, что у него был талант, зато Остап обладал удивительным упорством. Спустя месяцы чтения и осваивания логических, риторических и грамматических тонкостей, Остап стал в один ряд с лучшими учениками. Надо сказать, что учёба в то время очень мало походила на обучение в современном понимании. Семинаристы нигде не могли применить полученные навыки и познания, «все были далеки от опыта».

Отношение к любви

Остап из повести «Тарас Бульба» мечтал отправиться в Запорожскую Сечь и стать козаком. Семья была совершенно не для него. Остап не задумывался о том, что однажды потеряет голову из-за чувств к прекрасной девушке. Такой исход событий просто не укладывался в его мировоззрение. «Он был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки; по крайней мере, никогда почти о другом не думал».

В эпизоде казни ещё раз говорится о том, что жена и семья не важны для него. В последние минуты не хотел Остап ни видеть мать, ни слышать плач своей безутешной жены.

Поведение на Сечи

Обоим сыновьям Тараса Бульбы быстро пришлась по вкусу разгульная жизнь. Остап уважал законы на Сечи, однако, всё же не был так поражён жестоким наказанием одного запорожца за убийство. Остап был хладнокровен.

Опасаясь, что молодцы пропадут в гулянии и пьянках, Тарас просит кошевого нарушить мирные договорённости с Польшей, чтобы его сыновья могли закалиться в сражениях. Но события разворачиваются несколько иначе, но в пользу Бульбы-старшего.

Остап показал себя с лучшей стороны: неустрашимый, удалой, мужественный воин. «Остапу, казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела». Он мог с точностью определить опасность, зная при этом как её миновать. Его рассудительность и трезвый расчёт делали Остапа отличным стратегом. Двадцатидвухлетний юноша сражался наравне с опытными козаками. Ему были присущи две важнейшие для воина вещи: хладнокровность и аналитический ум. В нём видны были задатки будущего вождя, неслучайно Остапа выбирают куренным атаманом.

Характер

В характеристике Остапа из повести «Тарас Бульба» особое место уделено темпераменту. Старший сын Бульбы высоко ценил дружбу, считался одним из лучших товарищей. В семинарии, будучи пойманным за какую-то выходку, он никогда не выдавал своих «сообщников». Он «был прямодушен с равными». Козаки высоко оценили это качество, ведь одним из главных законов на Сечи был закон товарищества. В произведении не сказано ни о каких-либо ссорах или стычках между Остапом и козаками, так как их в силу указанных выше личных качеств юноши и быть не могло.

О волевом характере свидетельствуют не только батальные эпизоды, но и отношение к учёбе: невзирая на скучные и неинтересные учебники, Остап всё же стал отличником.

Остап был добрым. Смерть Андрия и слёзы матери больно ранили его, но юноша старался этого не показывать. Он был ближе к отцу, чем к матери. С Тарасом его роднило желание отдать жизнь ради служения родному краю и украинскому народу. Его всегда привлекали истории о подвигах, он мечтал показать себя в сражениях, размахивать саблей, защищая свои интересы. Его не влекла «музыка пуль», Остап более реально смотрел на вещи, нежели его младший брат. Самому Тарасу Бульбе характер Остапа импонировал больше.

Смерть

Не суждено было Остапу прожить долгую жизнь, но вот достойную – да. Его казнят в Варшаве под любопытными взглядами изголодавшейся по зрелищам толпы. Пленников вывели на эшафот, Остап идёт первым. Он горделиво смотрит на поляков, не здоровается с ними. Козак обращается только лишь к запорожцам, чтобы те не посрамили козацкую славу, не вымолвили ни слова, пока палачи будут их пытать. Старшего сына Бульбы казнят первым. Он поступил именно так, как наказал другим пленникам: стойко выдержал мучения. Молчал Остап и тогда, когда ляхи ломали кости в ногах и руках.

Остап навсегда остался верен своей Отчизне, козакам и христианской вере. Образ Остапа из «Тараса Бульбы» литературоведы считают собирательным. В нём расшифровывается не столько человеческая личность, сколько сама идея свободы и борьбы за независимость. Поэтому и казнь оказывается непросто смертью Остапа, а гибелью провозглашаемых в повести ценностей: веры и Родины.

Подробная описание Остапа будет полезно учащимся 6-7 классов при поиске материалов для сочинения на тему «Характеристика Остапа из повести «Тарас Бульба»»

Тест по произведению

Характеристика героя

Остап-старший сын Тараса Бульбы. Он вместе с младшим братом окончил Киевскую академию. Остапу знания давались с трудом, только под угрозой отца остался он в академии.

Вскоре Остап стал одним из лучших в академии. Всегда считался хорошим товарищем и его за это единодружно любили. С равными был прямодушен. Имел в сердце доброту и был тронут слезами бедной матери. После окончания учёбы Остап с братом приехали домой. Оба молоды и красивы, отправились с отцом в Запорожскую Сечь. Остап всё время думал о сражениях, мечтал о ратных подвигах, хотел ни в чем не уступать своему прославленному в битвах отцу.

В свои 22 года он был поразительно хлоднокровен, всегда трезво мог оценить опасность. Остап ни разу не растерялся, не смутился в бою. Крепостью дышало тело молодого казака, а рыцарские качества приобрели силу льва. Казаки быстро оценили силу, смелость, ловкость, отвагу в бою. Даже Тарас Бульба поговаривал, что со временем из Остапа будет добрый полковник.

Остап остался до конца жизни верен своей отчизне, своему дому. Даже в плену, когда его подвергали страшным мукам, он не сказал ни слово, ни крика, ни стона не вырвалось из его истерзанной груди.

Он умер, как верный сын своей Родины.

  • Остапу, казалось, был на роду написан битвенный путь, трудное знанье вершить ратные дела
  • Гоголь характеризует героя, подскажет народно-поэтические истоки образности (сравнения, эпитеты), лексический состав отрывков («Рыцарские его качества уже приобрели широкую силу качества льва»; «Как плавающий ястреб…»; «батька за пояс заткнет»; «Остап выносил терзания и пытки, как исполин. Ни крика, ни стону не было слышно…»; «хотел бы он теперь увидеть твердого мужа, который бы разумным словом освежил его и утешил при кончине»; Авторский комментарий, подбор изобразительно-выразительных средств, ведущая роль героя в кульминационных моментах повествования), раскроет обобщенный характер образа, его типичные черты.
    Тарас - это воплощение старинных идеалов сечевого рыцарства, Андрий - воплощение взглядов неустойчивой части казачества, склонной к компромиссам и прямому предательству, а Остап - воплощение молодой запорожской силы, зреющей в народе. Тарас убивает Андрия как предателя своей родины, несмотря на то, что он его сын. В сцене сыноубийства мы видим величие характера Тараса

    Остап всегда был хладнокровен и никогда не терялся. В свои двадцать два года он мог предвидеть и соразмерить опасность, чтобы потом лучше преодолеть ее. В Остапе заметны черты будущего вожака. Автор сравнивает Остапа с великаном, потому что великаны, богатыри всегда были защитниками родной земли. Величие души Остапа - в верности запорожским идеалам: погибнуть за родную отчизну. Андрий по своему душевному складу индивидуалист и эгоист. Он отличался изнеженностью, страстностью, пылкостью чувств, преобладающих над рассудком.

    Трагический пафос последних глав повести «Тарас Бульба» требует определенных пауз: необходимо дать возможность внутренне перечувствовать, пережить самые скорбные страницы гоголевского повествования. И первые вопросы к ним – это вопросы о прочувствованном, о том впечатлении, которое оставляет в душе финал повести, трагическая судьба героев. Герои не погибают – они обретают бессмертие, ибо убеждены, что «не погибнет ни одно великодушное дело». Смерть, изображенная в повести Гоголя, «…освящена ореолом доблести, она духовна, хотя Гоголь не скупится на описание рек крови и вида отрубленных голов». Умирая, казаки понимают, что борьба не закончена, что смерть их не напрасна, а нужна для будущей победы. В этой вере в бессмертие народа – подлинный оптимизм повести, ее героический пафос, народное, жизнеутверждающее начало.

    В повести Николая Гоголя «Тарас Бульба» есть несколько смысловых центров. Историческое прошлое, фрагмент из жизни Запорожской Сечи и судьбы трёх главных героев – Тараса, Андрия и Остапа. Более подробно хотелось бы остановиться на последнем персонаже. В Тарасе Бульбе воплощён образ национального героя, борца за веру, Родину и независимость. Андрий представляется эдаким бунтарём и предателем. Что же скрыто в образе Остапа, сына Тараса Бульбы? Характеристика Остапа из «Тараса Бульбы» позволит более полно ответить на этот вопрос.

    Внешний вид

    В первую очередь нужно обратить внимание на внешность героя. В этой повести Гоголя главные персонажи имеют фактурный внешний вид, благодаря которому также можно проследить некоторые черты характера. По сравнению с характеристикой Андрия, упоминания о внешности Остапа из «Тараса Бульбы» достаточно скудны, в тексте повести они встречаются нечасто. Итак, в «Тарасе Бульбе» описание Остапа представлено следующим образом: «Крепостью дышало его тело, и рыцарские его качества уже приобрели широкую силу льва».

    Уже с первых строк произведения становится понятно, что у Остапа есть характер. На подшучивание Бульбы старший сын отвечает кулачным боем. Остап готов защищать свои интересы и достоинство, несмотря на то, что его оппонентом выступает отец. Драка заканчивается дружескими объятиями и похвалой: Тарас доволен, что сын проявил свои волевые качества, а потому не хотел, чтобы сыновья оставались с матерью долгое время, думал, будто это их разнежит.

    Учёба в семинарии

    Известно, что Тарас отправил сыновей получать образование в Киев, чтобы там опытные преподаватели смогли дать знания о науках и дисциплине. Поначалу с послушанием у Остапа были проблемы. Он много раз сбегал, срывал занятия, закапывал книги. Возможно, это продолжалось бы и дальше, но Бульба взял ситуацию в свои руки, пригрозив отправить сына в монастырь. После этого Остап серьёзно занялся учёбой. Не сказать, что у него был талант, зато Остап обладал удивительным упорством. Спустя месяцы чтения и осваивания логических, риторических и грамматических тонкостей, Остап стал в один ряд с лучшими учениками. Надо сказать, что учёба в то время очень мало походила на обучение в современном понимании. Семинаристы нигде не могли применить полученные навыки и познания, «все были далеки от опыта».

    Отношение к любви

    Остап из повести «Тарас Бульба» мечтал отправиться в Запорожскую Сечь и стать козаком. Семья была совершенно не для него. Остап не задумывался о том, что однажды потеряет голову из-за чувств к прекрасной девушке. Такой исход событий просто не укладывался в его мировоззрение. «Он был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки; по крайней мере, никогда почти о другом не думал».

    В эпизоде казни ещё раз говорится о том, что жена и семья не важны для него. В последние минуты не хотел Остап ни видеть мать, ни слышать плач своей безутешной жены.

    Поведение на Сечи

    Обоим сыновьям Тараса Бульбы быстро пришлась по вкусу разгульная жизнь. Остап уважал законы на Сечи, однако, всё же не был так поражён жестоким наказанием одного запорожца за убийство. Остап был хладнокровен.

    Опасаясь, что молодцы пропадут в гулянии и пьянках, Тарас просит кошевого нарушить мирные договорённости с Польшей, чтобы его сыновья могли закалиться в сражениях. Но события разворачиваются несколько иначе, но в пользу Бульбы-старшего.

    Остап показал себя с лучшей стороны: неустрашимый, удалой, мужественный воин. «Остапу, казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела». Он мог с точностью определить опасность, зная при этом как её миновать. Его рассудительность и трезвый расчёт делали Остапа отличным стратегом. Двадцатидвухлетний юноша сражался наравне с опытными козаками. Ему были присущи две важнейшие для воина вещи: хладнокровность и аналитический ум. В нём видны были задатки будущего вождя, неслучайно Остапа выбирают куренным атаманом.

    Характер

    В характеристике Остапа из повести «Тарас Бульба» особое место уделено темпераменту. Старший сын Бульбы высоко ценил дружбу, считался одним из лучших товарищей. В семинарии, будучи пойманным за какую-то выходку, он никогда не выдавал своих «сообщников». Он «был прямодушен с равными». Козаки высоко оценили это качество, ведь одним из главных законов на Сечи был закон товарищества. В произведении не сказано ни о каких-либо ссорах или стычках между Остапом и козаками, так как их в силу указанных выше личных качеств юноши и быть не могло.

    О волевом характере свидетельствуют не только батальные эпизоды, но и отношение к учёбе: невзирая на скучные и неинтересные учебники, Остап всё же стал отличником.

    Остап был добрым. Смерть Андрия и слёзы матери больно ранили его, но юноша старался этого не показывать. Он был ближе к отцу, чем к матери. С Тарасом его роднило желание отдать жизнь ради служения родному краю и украинскому народу. Его всегда привлекали истории о подвигах, он мечтал показать себя в сражениях, размахивать саблей, защищая свои интересы. Его не влекла «музыка пуль», Остап более реально смотрел на вещи, нежели его младший брат. Самому Тарасу Бульбе характер Остапа импонировал больше.

    Смерть

    Не суждено было Остапу прожить долгую жизнь, но вот достойную – да. Его казнят в Варшаве под любопытными взглядами изголодавшейся по зрелищам толпы. Пленников вывели на эшафот, Остап идёт первым. Он горделиво смотрит на поляков, не здоровается с ними. Козак обращается только лишь к запорожцам, чтобы те не посрамили козацкую славу, не вымолвили ни слова, пока палачи будут их пытать. Старшего сына Бульбы казнят первым. Он поступил именно так, как наказал другим пленникам: стойко выдержал мучения. Молчал Остап и тогда, когда ляхи ломали кости в ногах и руках.

    Остап навсегда остался верен своей Отчизне, козакам и христианской вере. Образ Остапа из «Тараса Бульбы» литературоведы считают собирательным. В нём расшифровывается не столько человеческая личность, сколько сама идея свободы и борьбы за независимость. Поэтому и казнь оказывается непросто смертью Остапа, а гибелью провозглашаемых в повести ценностей: веры и Родины.

    Подробная описание Остапа будет полезно учащимся 6-7 классов при поиске материалов для сочинения на тему «Характеристика Остапа из повести «Тарас Бульба»»

    Тест по произведению