Бенедикт спиноза - богословско-политический трактат. Политические трактаты Джона Фортескьё Вопросы для самоконтроля и подготовки к тестированию

Бенедикт Спиноза

Богословско-политический трактат

Что мы пребываем в Нем [Боге] и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего.

Предисловие

Если бы все люди во всех своих делах могли поступать по определенному плану (consilium) или если бы им всегда благоприятствовало счастье, то никакое суеверие не могло бы овладеть ими. Но так как люди часто попадают в столь затруднительное положение, что не могут составить себе никакого плана, и так как они из-за сомнительных благ фортуны, безмерно желаемых ими, большею частью находятся в жалком колебании между надеждою и страхом, то поэтому в большинстве случаев они чрезвычайно склонны верить чему угодно. Дух их, обыкновенно самоуверенный, кичливый и надменный, легко приходит в смятение в минуту сомнения, а еще легче, когда он колеблется, волнуемый надеждой и страхом. Да это, я полагаю, каждому известно, хотя я уверен, что очень многие сами себя не знают. Никто ведь не прожил между людьми без того, чтобы не заметить, как при благоприятных обстоятельствах очень многие люди, хотя бы они и были весьма несведущи, до такой степени переполнены мудростью, что считают за оскорбление, если кто пожелает дать им совет; при несчастий же они не знают, куда обратиться, и, умоляя, просят совета у каждого; и нет той несообразности, той нелепости, или вздора, которых они не послушались бы. Далее, даже самые незначительные причины возбуждают в них то надежду на лучшее, то снова опасение худшего; люди ведь, находясь в страхе, если замечают какой-нибудь случай, напоминающий им о каком-либо прежнем благе или зле, думают, что он предвещает или счастливый, или дурной исход, и поэтому называют его благоприятным или неблагоприятным предзнаменованием, хотя бы этот случай стократ их обманывал. Далее, если они видят что-либо необыкновенное, вызывающее у них большое удивление, то считают это за дурное предзнаменование, указывающее на гнев богов или высшего существа; не искупить этого предзнаменования жертвами и обетами люди, подверженные суеверию и отвратившиеся от благочестия, считают за беззаконие. Подобно этому они создают бесконечное множество выдумок и толкуют природу столь удивительно, как будто и она заодно с ними безумствует. Таким образом, для нас ясно, что суевериям всякого рода более всего предаются те люди, которые без меры желают чего-нибудь сомнительного, и что все обращаются к божественной помощи больше всего именно тогда, когда они находятся в опасности и не умеют сами себе помочь. Тут они дают обеты и проливают женские слезы, называют разум слепым (потому что он не может указать верного пути к призрачным благам, которых жаждут люди), а мудрость человеческую – суетною, и, наоборот, бред воображения, сны, детский вздор они считают за божественные указания; более того, они верят, что Бог отвращается от мудрых и написал свои решения во внутренностях животных, но не в душе или что эти решения предсказываются дураками, безумными или птицами по божественному вдохновению и внушению. До такой степени страх заставляет людей безумствовать. Итак, страх есть причина, благодаря которой суеверие возникает, сохраняется и поддерживается. Если кто желает знать, кроме уже сказанного, частные примеры этого, то пусть посмотрит на Александра Македонского. Последний только тогда начал обращаться вследствие суеверия к прорицателям, когда впервые у ворот Суз убоялся судьбы (см. Курция, кн. 5, гл. 4); после же победы над Дарием он перестал советоваться с ведунами и прорицателями, пока вторично не испытал страха при неблагоприятных обстоятельствах – когда бактрийцы отложились, а скифы вынуждали его на сражение, между тем как сам он лежал вследствие ранения в бездействии. Тогда он (как утверждает тот же Курций в кн. 7, гл. 7), «снова впавши в суеверие, это посмеяние над человеческим умом, приказывает Аристандру, перед которым он обнаружил свое легковерие, узнать посредством жертвоприношений, каков будет исход». Подобным образом можно было бы привести очень много примеров, весьма ясно показывающих то же самое, именно: что люди порабощаются суеверием, только пока продолжается страх, и что все то, что когда-либо почиталось из ложного благочестия, ничего, кроме фантазий и бреда подавленной и робкой души, не представляло и, наконец, что прорицатели больше всего царили над простонародьем (plebs) и больше всего были опасны для царей при наиболее затруднительном положении государства. Но так как это всем, я думаю, достаточно известно, то я воздерживаюсь говорить об этом.

Итак, из этой причины суеверия ясно следует, что все люди от природы подвержены ему (что бы ни говорили другие, думающие, что оно возникает вследствие того, что все смертные имеют лишь смутную идею о божестве). Далее следует, что суеверие должно быть очень разнообразно и непостоянно, как все причуды души и припадки безумия, и, наконец, что оно поддерживается только надеждою, ненавистью, гневом и хитростью потому, что оно в самом деле порождается не разумом, но только аффектом, и притом самым сильным. Итак, насколько легко люди оказываются во власти какого-нибудь рода суеверия, настолько, наоборот, трудно добиться, чтобы они коснели в одном и том же суеверии; напротив даже: так как чернь (толпа – vulgus) всегда остается одинаково жалкой, она поэтому никогда не остается спокойной надолго, но ей более всего нравится только то, что ново и в чем она еще не успела обмануться. Это-то непостоянство и было причиною многих возмущений и страшных войн, ибо (как явствует из только что сказанного и как Курций отлично заметил в кн. 4, гл. 10) «ничто лучше не властвует над толпой, чем суеверие»; вследствие этого под видом религии народу легко внушается то почитать своих царей как богов, то проклинать и ненавидеть их как всеобщий бич рода человеческого. Во избежание этого зла было употреблено огромное старание обставить религию, истинную или ложную, обрядами и церемониями так, чтобы она считалась важнее всего и чтобы к ней все постоянно относились с величайшим почтением. Удачнее всего это получилось у турок. Они считают за грех рассуждать о религии и мысль каждого подавляют такой массой предрассудков, что ни одного уголка в душе не остается здравому рассудку даже для сомнения.

Но ведь если высшая тайна монархического правления и величайший его интерес заключаются в том, чтобы держать людей в обмане, а страх, которым они должны быть сдерживаемы, прикрывать громким именем религии, дабы люди сражались за свое порабощение, как за свое благополучие, и считали не постыдным, но в высшей степени почетным не щадить живота и крови ради тщеславия одного какого-нибудь человека, в свободной республике, напротив, ничего [такого] не может быть мыслимо и попытки [такого рода] могут меньше всего иметь успех, потому что предрассудками или иным образом подавлять свободное суждение всякого человека совершенно противоречит общей свободе. А что касается раздоров, возникающих под предлогом религии, то они происходят положительно только оттого, что о спекулятивных предметах (res speculativae) издаются законы и что мнения подобно преступным деяниям вменяются в вину и осуждаются, а защитники и приверженцы мнений приносятся в жертву не общественному благу, а только ненависти и жестокости противников. Если бы на основании государственного права «обвиняли только за деяния, за слова же не наказывали», то подобные раздоры не могли бы прикрываться видимостью права и разногласия не переходили бы в возмущения. И так как нам выпало на долю это редкое счастье – жить в государстве, где каждому предоставлена полная свобода суждения и каждому разрешается поклоняться Богу по своему разумению, где милее и драгоценнее свободы ничего не признают, – то, я думаю, сделаю приятное и небесполезное дело, если покажу, что эта свобода не только может быть допущена без вреда для благочестия и спокойствия государства, но что скорее ее уничтожение означало бы уничтожение самого спокойствия государства и благочестия. И это самое главное, что я решил доказать в этом трактате. Для этого необходимо было прежде всего указать главные предрассудки касательно религии, т. е. следы древнего рабства, потом указать также предрассудки относительно права верховной власти. Многие с каким-то наглым произволом стараются это право в значительной степени присвоить себе и под покровом религии отвлечь внимание толпы (народной массы – mul-titudo), преданной еще языческому суеверию, от рассмотрения монархических предрассудков, дабы все снова повергнуть в рабство. Скажу же теперь вкратце, в каком порядке это будет показано; но прежде изложу причины, побудившие меня взяться за перо.

Политический трактат

Tractatus politicus (или Политический Трактат ) это трактат Бенедикта Спинозы написанный в 1675, и опубликованный посмертно в 1677 году. Его подзаголовок гласит: «In quo demonstratur, quomodo Societas, ubi Imperium Monarchicum locum habet, sicut et ea, ubi Optimi imperant, debet institui, ne in Tyrannidem labatur, et ut Pax, Libertasque civium inviolata maneat .» («в котором показывается, каким образом должно быть устроено общество, там, где имеет место монархическое правление, а равно и там, где правят знатные, дабы оно не впало в тиранию и дабы мир и свобода граждан оставались ненарушимыми»).

Политический трактат состоит из одиннадцати глав: I. Введение, II. О естественном праве (ссылки на свой Богословско-политический трактат ), III. О правах высшей власти, IV. Об обязанностях высших властей, V. О наилучшем состоянии верховной власти, с VI. по VII. О монархии , с VIII. по X. Об аристократии , XI. O демократии .


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Политический трактат" в других словарях:

    - “БОГОСЛОВСКО ПОЛИТИЧЕСКИЙ ТРАКТАТ” (Tractatus theologico politicus, 1670) одно из главных произведений С. Спинозы. Его полное название: “Богословско политический трактат, содержащий несколько рассуждений, показывающих, что свобода… … Философская энциклопедия

    - («Тгаctatus theologico politicus», 1670), одно из главных произв. Спинозы. Издано в Амстердаме без имени автора, с ложным указанием места издания (Гамбург). Состоит из 20 глав, большинство которых посвящено историч. критике библейских… … Философская энциклопедия

    Титульный лист второго издания Защита прав человека. Письмо достопочтенному Эдмунду Берку; в ответ на его размышления о революции во Франции (англ. A Vindication of the Rights of Men … Википедия

    Бенедикт Спиноза ברוך שפינוזה, Benedictus de Spinoza Имя при рождении: Барух … Википедия

    - (Spinoza, d Espinosa) Бенедикт (Барух) (1632 1677) нидер. евр. философ. Род. в евр. общине в Амстердаме. Родители выходцы из Португалии. Получил фундаментальное иудаистское образование. Одновременно общался с христианами гуманистами. Большое… … Философская энциклопедия

    Спиноза, Бенедикт Бенедикт Спиноза ברוך שפינוזה, Benedictus de Spinoza Бенедикт Спиноза Имя при рож … Википедия

    I. Литература шляхетской Польши. 1. Средневековая Польша (X XV вв.). 2. Шляхетская Польша (конец XV и XVI вв.). 3. Разложение шляхты (XVII в.). 4. Разложение шляхетского государства (XVIII в.). II. Польская литература нового времени. 1.… … Литературная энциклопедия

    ИОАНН КАНТАКУЗИН - [греч. ᾿Ιωάννης Καντακουζηνός] (ок. 1295 15.06.1383, Мистра, Пелопоннес), в монашестве Иоасаф (с 4 или 10 дек. 1354), византийский император (Иоанн VI Кантакузин; 26 окт. 1341 4 или 10 дек. 1354), гос. деятель, богослов, писатель (лит. псевдоним… … Православная энциклопедия

    - (Барух, Бенедикт de Spinosa, род. 24 ноября 1632 г., умер 23 февраля 1677 г.) знаменитый философ. I. Жизнь С. недостаточно обследована. Лучшая биография принадлежит K. O. Meinsma (Spinosa en zyn kring , S Gravenhage, 1896). Фрейденталь собрал в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Польская литература литература, написанная на польском языке либо литература польского народа и Польши, написанная преимущественно на польском языке. Содержание 1 Средневековая литература 2 Литература нового времени … Википедия

Книги

  • Богословско-политический трактат , Спиноза Бенедикт. В настоящее издание входят два сочинения выдающегося философа Нового времени Бенедикта Спинозы, характеризующие его взгляды на государственное устройство, систему права, касающиеся широкого…

ГЛАВА I ВВЕДЕНИЕ!

§ 4. Итак, мысленно обращаясь к политике, я не имел в виду высказать что-либо новое или неслыханное, но лишь доказать верными и неоспоримыми доводами или вывести из самого строя человеческой природы то, что наилучшим образом согласуется с практикой. И для того чтобы относящееся к этой науке исследовать с тою же свободой духа, с какой мы отно­симся обыкновенно к предметам математики, я постоянно ста­рался не осмеивать человеческих поступков, не огорчаться ими и не клясть их, а понимать. И потому я рассматривал челове­ческие аффекты, как-то: любовь, ненависть, гнев, зависть, често­любие, сострадание и прочие движения души - не как пороки человеческой природы, а как свойства, присущие ей так же, как природе воздуха свойственны тепло, холод, непогода, гром и все прочее в том же роде [...].

§ 7. И наконец, так как все люди - как варвары, так и ци­вилизованные - повсюду находятся в общении и образуют некоторое гражданское состояние, то ясно, что причин и естест­венных основ государства следует искать не в указаниях ра­зума, но выводить из общей природы или строя людей. Это я и решил сделать в следующей главе.

глава π

О ЕСТЕСТВЕННОМ ПРАВЕ

§ 4. Итак, под правом природы я понимаю законы или пра­вила, согласно которым все совершается, т. е. самую мощь при­роды. И потому естественное право всей природы и, следова­тельно, каждого индивидуума простирается столь далеко, сколь далеко простирается их мощь. Значит, все то, что каждый че­ловек совершает по законам своей природы, он совершает по высшему праву природы и имеет в отношении природы столько права, какой мощью обладает.

§ 5. Если бы с человеческой природой дело обстояло таким образом, что люди жили бы по предписанию разума и не укло­нялись бы в сторону, то право природы, поскольку оно рас­сматривается как свойственное человеческому роду, определя­лось бы одной мощью разума. Но люди скорее следуют руно-


водству слепого желания, чем разума; и потому естественная мощь, или право людей, должна определяться не разумом, но тем влечением, которое определяет их к действию и которым они стремятся сохранить себя. Я признаю, конечно, что те же­лания, которые возникают не из разума, суть не столько дея­тельные состояния человека, сколько страдательные. Но так как мы говорим здесь о совокупной мощи природы, или праве, то с этой точки зрения мы не можем признать никакой разницы между желаниями, возникающими из разума, и желаниями, воз­никающими из других причин; ибо как те, так и другие суть действия природы и выражают ту естественную силу, которой человек стремится утвердиться в своем бытии. Ведь человек - мудр ли он или невежествен - есть часть природы, и все то, чем каждый определяется к действию, должно быть отнесено к мощи природы, поскольку именно она может быть опреде­лена природой того или другого человека. Ибо человек - все равно, руководствуется ли он разумом или одним только жела­нием, - действует исключительно лишь по законам и прави­лам природы, т. е. (согласно § 4 наст, гл.) по естественному праву.


§ 6. Большинство же убеждено в том, что невежды скорее нарушают порядок природы, чем ему следуют, и что люди в природе являются как бы государством в государстве. Ибо, по их мнению, дух не создается какими-либо естественными причинами, но творится непосредственно богом и настолько независим от остальных вещей, что имеет абсолютную власть самоопределения и надлежащего пользования разумом. Но опыт с полной убедительностью учит нас тому, что не более в нашей власти иметь здоровый дух, чем здоровое тело. [...]

§ 8. Итак, мы заключаем, что не во власти каждого чело­века всегда пользоваться своим разумом и быть на самой вер­шине человеческой свободы; и однако же, каждый стремится, поскольку это зависит от него, сохранить свое бытие, и чего бы каждый - все равно мудрец ли он или невежда - ни доби­вался и ни делал, он добивается и делает по высшему праву природы (ибо каждый человек имеет столько права, сколько мощи). Отсюда следует, что право, или строй природы, под ко­торым все люди рождаются и большею частью живут, не за­прещает ничего, кроме того, чего никто не хочет и никто не может: ни распрей, ни ненависти, ни гнева, ни хитростей, и ни одно влечение не идет вразрез с ним. И не удивительно. Ведь природа подчинена не законам человеческого разума, которые имеют в виду лишь сохранение и истинную пользу людей, но бесконечному числу других, сообразующихся с вечным поряд­ком всей природы (человек есть ее частица), одной необхо­димостью которого все индивидуумы определяются известным образом к существованию и действованию. Поэтому если нам что-либо в природе представляется смешным, нелепым или дурным, то это происходит оттого, что мы знаем вещи лишь отчасти и остаемся по большей части в неведении относительно порядка и связи всей природы, и оттого, что нам хочется, что-


бы все направлялось по предписанию нашего разума; в то время как то, что разум объявляет злом, есть зло не в отноше­нии порядка и законов всеобщей природы, но лишь в отноше­нии законов одной нашей природы (стр. 285-294).

План

  1. Естественно-правовые теории голландских мыслителей. Г. Гроций и Б. Спиноза
  2. Политико-правовая идеология в период Английской буржуазной революции:
    1. политико-правовое учение Т. Гоббса;
    2. индепенденты (независимые), левеллеры (уравнители), диггеры (копатели);
    3. обоснование конституционной монархии Дж. Локком;
  3. Немецкая школа естественного права XVII-XVIII вв.:
    1. учение о государстве и праве С. Пуфендорфа;
    2. «Основания естественного и общенародного права» Х. Томазия;
    3. прусский абсолютизм и учение о государстве и праве Х. Вольфа;
    4. политико-правовые взгляды немецких просветителей.

В этот период в Европе происходят первые буржуазные революции: в Нидерландах (1566-1609) и Англии (1642-1649), а затем в конце XVIII в. - во Франции. Общей идеологией, под флагом которой происходили эти буржуазно-демократические революции стали концепции «естественного права» и « общественного договора».

Естественное право - понятие теории права, обозначающее совокупность свойственных природе законов, регулирующих порядок в ней. Естественное право распространяется как на общество, так и на и людей, как неотъемлемую часть природы. Поэтому естественное право - это совокупность принципов, правил, ценностей, продиктованных естественной природой человека. Идея естественного права впервые была выдвинута еще философами античной Греции, но только в период буржуазных революций она оформляется в законченную теорию.

С термином естественное право непосредственно связано понятие «естественного состояния ». Оно предшествует общественному или государственному порядку, из которого люди рано или поздно выходят (под влиянием инстинкта, или благодаря способности к совершенствованию разума, развитию труда, семьи, возникновению собственности и др.).

Концепция общественного договора появилась еще в Древней Индии (в буддизме), Китае (Мо-цзы , в Античной Греции (Эпикур, Платон). Представления об общественном договоре разделяли Августин Аврелий, Фома Аквинский. Но именно в эпоху буржуазных революций эта идея превращается в оформленную теорию. Общественный договор - философско-юридическая доктрина, объясняющая возникновение государственной власти соглашением между людьми, вынужденными перейти от необеспеченного защитой естественного состояния к состоянию гражданскому.

1. Естественно-правовые теории голландских мыслителей. Г. Гроций и Б. Спиноза

В Нидерландах конца XVI-начала XVII в. борьба за освобождение от испанского господства сочеталась с антифеодальной и с умеренными буржуазными преобразованиями. Результатом революции стала независимость страны и установление буржуазной республики. Классическим воплощением нового мировоззрения, отличным от теологических представлений Средневековья, стала теория естественного права и общественного договора, нашедшее отражение в трудах Г.Гроция и Б.Спинозы.

Гуго де Гроот Гроций (1583-1645 гг.) родился в г. Делфте. В 11 лет поступил и в 15 лет закончил университет и получил ученую степень доктора права. Занимался адвокатской практикой. В 1607 г. назначен обер-прокурором при Верховном суде Голландии и Новой Зеландии. В связи с участием в религиозно-политической борьбе в 1619 г. был предан суду и приговорен к пожизненному заключению. В 1621 г. бежал в Париж, где пробыл до 1631 г. С 1634 г. стал шведским посланником при французском дворе, отказавшись предварительно от голландского гражданства. В 1644 г. по собственной просьбе освобожден от должности. В следующем году отправился через Голландию в Швецию, на обратном пути произошло кораблекрушение, Гроций больной добрался до Ростока, где и умер.

Основные произведения: Сочинение «Свободное море», вышедшее в 1609 г. В 1625 г. вышел его труд «О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права». Написал более 90 произведений по юриспруденции, филологии, истории. Кроме того он был поэтом, драматургом. Писал на латыни. Автор стихов на религиозные, социальные, семейные темы, а также трагедий на библейские сюжеты («Адам изгнанный»).

Теоретические воззрения Г. сложились под влиянием идей Аристотеля, Платона, Фомы Аквинского, Ж.Бодена.

Государство - это совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы. Признак государства - верховная власть, к атрибутам которой Гроций относил: издание законов, правосудие, назначение должностных лиц и руководство их деятельностью, взимание налогов, вопросы войны и мира, заключение международных договоров.

Происхождение государства . Было время, когда существовало естественное состояние , т.е. не было государства и частной собственности. Но постепенно люди утратили простоту общения, началось насилие, появилась угроза жизни. И тогда разум привел их к мысли о необходимости объединения, т.е. по мысли Гроция, государство - результат сознательной деятельности людей, и возникновение его явилось следствием договора. Форма правления. Каждая существующая форма правления имеет своим источником общественный договор. При создании государства народ мог избрать любую форму правления; но, избрав ее, народ должен повиноваться правителям и не может без их согласия ее изменить, ибо договоры должны соблюдаться (Pacta sunt servanda). Относительно разновидностей форм правления Г. Гроций придерживался взглядов древнегреческих мыслителей: единодержавная власть (монархия), власть знатнейших вельмож (аристократия) и гражданская община (демократия). Симпатии его явно находились на стороне аристократического или монархического правления.

Право. Вслед за Аристотелем он делит право на естественное и волеустановленное. Он считает, что право коренится в стремлении человека к спокойному и направленному разумом общению с другими людьми. Это стремление свойственно каждому индивиду. Право же есть сумма норм, которые оформляют и закрепляют правила этого общения. Нормы права: воздержание от незаконного приобретения чужого имущества, возвращение этой вещи, соблюдение данных обязательств, возмещение виновным причиненного вреда, заслуженное наказание провинившихся в чем-либо и т.д. Это право естественное. Оно «столь незыблемо, что не может быть изменено даже Богом».

Наряду с естественным правом есть и позитивное (волеустановленное) право, включающее право человеческое (внутригосударственное и международное, т.н. право народов) и божественное, основанное на естественном праве. Источник естественного права - природа человека, источник человеческого права - соглашение между людьми, народами, государствами. А поскольку человеческое право получает свою силу от естественного, то «природа может слыть как бы прародительницей внутригосударственного права».

Международное право. Г. Гроций считается отцом науки международного права. Вопросы международного права он соотносит с общей проблематикой права и государства, пытаясь с точки зрения юриспруденции, а не политики анализировать итоги Тридцатилетней войны. Гроций приходит к выводу, что предметом юриспруденции являются вопросы права и справедливости. Это отличает ее от предмета политики, изучающей вопросы целесообразности и пользы.

Отношения между государствами и должны строиться на принципах права, т.е. в основе этих отношений должны лежать право и справедливость. Это есть «право народов». Источниками этого права являются соглашения, а также разум человека. Оно существует даже тогда, когда государства находятся в состоянии войны друг с другом. Войны делятся на справедливые (оборонительные) и несправедливые (захватнические, правонарушающие). Несправедливые войны подлежат запрету. Необходим специальный орган, который обладал бы полномочиями разрешать споры между государствами. Его идеалом было единое мировое сообщество, которое состоит из суверенных государств, отношения между которыми регулируются рациональными принципами международного права.

Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677 гг.) родился в Амстердаме в семье еврейского купца, переселившегося из Испании, чтобы избежать преследований инквизиции. Учился в еврейском религиозном училище, но его не закончил из-за необходимости помогать отцу. После смерти отца, продает свою долю в деле брату и поступает в частный колледж, где совершенствуется в латыни, учит греческий, философию (античную и новую, в том числе Т. Гоббса, Н. Макиавелли), естественные науки. В 1660 г. амстердамская синагога обращается с просьбой к городским властям осудить Спинозу, и последний вынужден покинуть Амстердам. Ему пришлось зарабатывать на жизнь частными уроками и шлифовкой линз, что окончательно подорвало его здоровье, слабое от природы. В возрасте 45 лет он умер от чахотки.

Основные произведения : «Богословско-политический трактат», «Политический трактат», «Этика, доказанная геометрическим способом» и др.

Философской основой политико-правовой концепции Спинозы является пантеизм - религиозно-философское учение, отождествляющее Бога с природой и рассматривающее природу как воплощение божества. Следуя этому принципу, Спиноза утверждает, что поскольку человек - это часть природы, то его социально-политическое бытие подчинено универсальным законам мироздания.

Государство.

Происхождение государства. По природе человек эгоистичен и корыстолюбив, поэтому естественное состояние конфликтно и нестабильно. Все имеют право на все по своему произволу и желанию, поэтому люди в естественном состоянии равны. По естественному праву «человек человеку - волк» (Homo homini lupus est). Выход из этого состоит в переходе из естественного состояния к общественному посредством заключения общественного договора. Объединяясь в государство, люди подчиняются единому закону и единой суверенной власти.

Цель государства - свобода, мир и безопасность его граждан.

Форма правления. Разделяя взгляды Аристотеля по этому вопросу, Спиноза выделяет три формы правления в зависимости от количества правящих: монархию (абсолютную и конституционную), аристократию и демократию. Монархия может быть хорошей формой лишь в случае, если в ней есть Совет, избираемый населением. Аристократия - форма более предпочтительная, т.к. власть принадлежит привилегированной верхушке (патрициату) и эти люди могут выбрать правильный путь развития государства.

Демократия - форма государства, в которой наиболее полно реализуются естественные права человека, где все граждане (если они не лишены этого права из-за преступления или бесчестья) участвуют в управлении государством. Спиноза был сторонником демократии. Одна из глав «Политического трактата» специально была посвящена демократии, однако осталась незаконченной, и большинство соображений философа относительно этой формы правления неизвестны.

Право. С созданием государства создается общее для всех право, которое обеспечивается силами всех объединившихся в нем людей. Это общее право, являющееся результатом объединения естественных прав отдельных людей и соединение людей в единое целое, именуется властью. Спиноза придерживается известного деления права на естественное и волеустановленное. Под естественным правом он подразумевает «сами законы или правила природы, сообразно с которыми совершается все». Его источник он видит в «здравом смысле». Волеустановленное - «образ жизни, который люди предписывают себе или другим ради какой-нибудь цели». Источником его является обязательство, вытекающее из соглашения либо вынуждаемое иным образом.

Отстаивая принципы буржуазного государства, Б.Спиноза говорит о неотчуждаемости естественных прав, на которые не может посягать государство. Например, отвергая в принципе право подданных на сопротивление властям, он все же считает, что в случае нарушения договора со стороны государства, народ может реализовать свое естественное право на восстание.

Международное право. Спиноза рассматривает войну как естественное состояние. На этом основании право войны принадлежит каждому государству, но право мира - союзным государствам. Конечный результат войны - мир.

Учение Спинозы - первое в идеологии Нового времени теоретическое обоснование демократии, носящее фундаментальный характер.

2. Политико-правовая идеология в период Английской буржуазной революции

Вторая из раннебуржуазных революций - английская - отличалась от нидерландской тем, что представляла собой религиозно-политический и социальный конфликт, принявший форму гражданской войны и повлекший радикальные перемены в общественных отношениях и способах правления. Одна из особенностей Английской революции проявилась в том, что идеология Реформации, принявшая в Англии форму пуританизма , играла здесь революционно-мобилизующую роль . Бурные политические события тех лет получили теоретическое осмысление в трудах Т. Гоббса и Дж. Локка, а также нашли отражение в программах различных партий и движений, таких как: индепенденты, левеллеры, диггеры.

2.1. Политико-правовое учение Т. Гоббса

Томас Гоббс (1588-1679 гг.). Родился в семье сельского священника, учился в Оксфордском университете, по окончании которого работал воспитателем, затем секретарем в семье графа Девонширского. Совершил несколько путешествий во Францию и Италию. В начале Английской революции (1640) эмигрировал в Париж, где прожил 11 лет. В 1651 г. неожиданно для роялистов возвратился в Англию. После реставрации монархии Стюартов (1660 г.) Гоббс подвергся нападкам со стороны роялистов и церковных властей, ему было запрещено публиковать сочинения, посвященные политике и религии. В последние годы жизни занимался литературной работой, перевел на английский язык «Одиссею» и «Илиаду» Гомера.

Основное произведение «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского». Этот труд состоит из четырех частей: «О человеке», «О государстве», «О христианском государстве», «Царство тьмы».

Государство. Т. Гоббс считал, что важнейшим «искусственным телом», создаваемым человеком является государство. Чтобы познать последнее, необходимо предварительно исследовать человека, его природу, способности и склонности. Отсюда аналогия государства с человеком (левиафан , по Гоббсу - искусственный человек): суверен - душа, тайные агенты - глаза государства, судьи и чиновники - суставы, советники - память, законы - разум и воля, награды и наказания - нервы и т.д.

Происхождение государства. Человеческое общество вначале проходит стадию естественного состояния, когда люди подчиняются в основном лишь своим чувственным влечениям и руководствуются естественным правом. Естественное право - это право самосохранения, которое состоит в свободе делать или не делать что-либо в целях этого сохранения. Так как интересы и право одного сталкиваются с аналогичным правом другого, то в обществе царит «война всех против всех», грозящая людям истреблением. Возможный выход из этого положения - заключение общественного договора (каждый соглашается с каждым), в результате которого возникает государство. Участники договора отказываются от значительной части своих естественных прав, отчуждая их в пользу суверена (человека или собрания людей) и подчиненных ему служителей. Но сохраняя при этом некоторые из них: право на жизнь, экономические и семейные отношения, воспитание и др.

Государство «есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей с тем, чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтет необходимым для их мира и общей защиты».

Т. Гоббс различает государства в зависимости от способа их возникновения. Появившиеся в результате добровольного соглашения (договора) - политические государства, которые основаны на «установлении», и появившиеся в результате физической силы - на «приобретении».

Форма государства. Организация государственной власти, по мнению Т. Гоббса, может быть различной: монархия (верховная власть принадлежит одному лицу), аристократия (немногим лучшим) и народоправство (демократия). Но в любом случаегосударственная власть едина и ничем не ограничена. Каждая из этих форм имеет право на существование, если преследует цель обеспечения мира и безопасности. Симпатии Т. Гоббса на стороне абсолютной монархии, т.к. именно абсолютная власть монарха (суверена) является гарантом мира и реализации естественных законов. Защищая абсолютную монархию, Гоббс мотивирует это тем, что благо монарха тождественно благу народа; разделение власти означает вражду между ними; право наследования придает государству прочность.

Задачи государственной власти: обеспечение равной для всех справедливости, незыблемости договоров, равных налогов, установление равного для всех суда присяжных, гарантии права на защиту.

Отношения светской и духовной власти. Т. Гоббс считал религию необходимой духовной пищей масс, но решительно выступал за подчинение церковных институтов светской, государственной власти.

Право. Различает понятия право и закон: право состоит в свободе делать что-то или не делать, закон предписывает или обязывает делать то либо другое. Право включает в себя естественные законы, которые к исполнению необязательны (свобода делать или не делать), а также позитивные (гражданские) законы, регулирующие общественные отношения и основанные на принуждении верховной власти.

Т. Гоббс отмечает важность законодательной деятельности в государстве. Одно из важнейших полномочий суверена, образованного в результате общественного соглашения - издание хороших законов. Хороший закон - тот, который необходим для блага народа и одновременно общепонятен и краток. Гоббс отмечает, что законы только в том случае обладают обязательной силой, если они известны, в противном случае они вообще не являются законами.

После реставрации Стюартов и смерти Т. Гоббса его сочинения в Англии были запрещены, а «Левиафан» публично сожжен.

Учение Т. Гоббса - это результат теоретического осмысления первой английской революции и диктатуры О. Кромвеля.

2.2. Индепенденты (независимые), левеллеры (уравнители), диггеры (копатели)

Индепенденты (независимые) - религиозно-политическая группировка пуритан, выражавшая интересы радикальных буржуазных кругов и нового дворянства. Выделились в конце XVI в. как левое крыло пуритан (правовое крыло - пресвитериане). Идеологом индепендентов был поэт и политический деятель Дж. Мильтон (1608-1674 гг.), обосновывавший в своих трактатах «О власти королей и должностных лиц» и «Защита английского народа» естественно-правовую теорию и адаптировавший ее к политическим и религиозным условиям Англии тех лет. Дж. Мильтон полагал, что республика с цензовым избирательным правом предпочтительней других политических форм. В ней наиболее полно проявляется свобода мысли, слова, совести, а также возможность влиять на институты государства. Но политические требования сводились к установлению конституционной монархии. Индепенденты выступали за полную автономию каждой общины верующих, веротерпимость, отрицали церковную иерархию, вмешательство государства в религиозную жизнь.

Видным представителем индепендентов был Ольджернон Сидней (1622-1683 гг.). В сочинении, озаглавленном «Рассуждение о правительстве», О. Сидней выступает против попыток обосновать королевский абсолютизм. Исходя из естественно-правового учения, он отстаивает принцип народного суверенитета и заявляет, что единственным правомерным основанием власти является свободное соглашение людей ради целей самосохранения. Из договорной теории происхождения государства О. Сидней делает выводы в пользу демократических принципов. Он заявляет, что люди, устанавливая государственную власть, ограничивают свою свободу лишь постольку, поскольку это нужно для общей пользы, и что они сохраняют за собой право устанавливать и свергать правительство. Если король нарушает естественные законы, О. Сидней считает вполне оправданной революцию - всеобщее восстание народа против монарха.

Однако наилучшим государственным строем он считает не демократию, а аристократию или смешанное правление, под которым он понимал конституционную монархию.

В ходе революции индепенденты во главе с О. Кромвелем добились большинства в парламенте, развернули борьбу против роялистов. После реставрации монархии в 1660 г. индепенденты сошли с политической арены.

Левеллеры (уравнители) - радикально-демократическая группировка периода буржуазной революции. После победы над королем (1646 г.) в рядах индепендентов произошел раскол, из нее выделилась группа, представлявшая в основном интересы мелкой буржуазии и требовавшая уравнения людей в политических правах, но не в имущественных. «Уравнителями» их прозвали политические враги, желавшие этим самым опочить их в глазах имущих классов. В своих воззрениях левеллеры опирались на доктрину естественного права и общественного договора. Будучи противниками монархии и традиционного парламента, левеллеры выступили с манифестом «Народное соглашение», который представили в парламент в 1647 г. По существу это был проект буржуазно-демократического, республиканского устройства страны. В манифесте выдвигались требования введения однопалатного парламента, созываемого каждые два года на основе всеобщего избирательного право для мужчин, принятия письменной демократической конституции, закрепления прирожденных прав англичан избирать судей и других должностных лиц. Левеллеры отождествляли прирожденные права англичан с естественным правом: свобода слова, совести, печати, торговли, равенство всех перед законом и судом. Взгляды партии были в 1647 г. изложены ее лидером Джоном Лилберном (ок. 1614-1657) в памфлете «Дело армии, достоверно изложенное» и в трактате «Основы свободы». В вопросах уголовного права Дж. Лильберн выдвигал принцип, что нет преступления и не должно быть наказания без соответствующего уголовного закона. Он выступил в защиту формального равенства всех перед законом: «Все граждане равны перед законом и одинаково подлежат ответственности перед ним». Мыслитель защищал также буржуазную организацию суда. Уголовное правосудие согласно выдвинутой им программе должны осуществлять двенадцать присяжных, избранных народом.

В 1649 г. после провозглашения Англии республикой вожди левеллеров во главе с Лилберном, были брошены в тюрьму, партия была разгромлена.

Диггеры (копатели) - представители радикального крыла революционной демократии в период английской революции. Выделились из среды левеллеров, называли себя истинными левеллерами. Это движение возникло весной 1649 г. как отражение надежд крестьян на возможность переустройства жизни на основах справедливости. Их основные идеи и требования нашли отражение в произведениях Джерарду Уинстэнли (1607-1652? гг.): в составленной им «Декларации бедного угнетенного народа Англии» и памфлете «Закон свободы». В памфлете «Закон свободы» Дж. Уинстэнли предлагает отменить частную собственность, торговлю, денежную систему, должно быть уничтожено имущественное неравенство, которое, как он указывает, имеет своим источником присвоение продуктов чужого труда. В новом обществе все обязаны будут трудиться, все будут получать из общественных складов поровну все необходимые для них предметы потребления. Таким образом, Дж. Уинстэнли придерживался идеала прямой уравнительности.

Движение диггеров выражало интересы городской и деревенской бедноты, особенно безземельного и малоземельного крестьянства. Они выступали за ликвидацию частной собственности на землю и передачу земли крестьянам в безвозмездное пользование. Но этого они стремились достичь исключительно мирным путем, путем убеждения. Оптимальной формой правления диггеры считали республику, образуемую в результате выборов, но с ограничением избирательных прав для власть имущих и женщин. Власти сурово преследовали диггеров (штрафовали, арестовывали, разрушали постройки, уничтожали посевы и инвентарь). К 1650 г. движение диггеров правительством О. Кромвеля было подавлено.

2.3. Политическое и правовое учение Дж. Локка

Джон Локк (1632-1704 гг.) родился в семье судейского чиновника (отец был клерком у мирового судьи и принимал участие в гражданской войне на стороне парламента). В семье придерживались англиканства, однако склонялись к пуританским (индепендентским) взглядам. Локк учился в Оксфордском университете, изучал медицину, естествознание, философию, латынь, греческий, классическую литературу. После окончания обучения, преподавал там же. С 1667 г. был домашним врачом и воспитателем сына лидера вигов лорда Эшли, и его советником. Из-за своих политических убеждений вынужден был в 1683 г. эмигрировать в Голландию. Вернулся на родину только в 1689 г. после свержения короля Якова П. Последний период жизни посвятил научной работе.

Основные произведения : «Опыт о человеческом разуме», «Два трактата о государственном правлении» и др.

Государство.

Происхождение государства . Как и другие теоретики естественно-правовой школы. Локк исходит из представления о «естественном состоянии», при котором «всякая власть и всякое право являлись взаимными, никто не имел больше другого», т.е. состоянии, в котором господствовали свобода и равенство - естественные права человека. К естественным правам относилась и собственность (право на собственную личность, на свои действия, на свой труд и его результаты). Однако в естественном состоянии отсутствовали органы, которые могли бы беспристрастно разрешать споры, возникающие между людьми (они все-таки возникали). Поэтому в целях обеспечения естественных прав, защиты личности и собственности люди заключили договор об образовании государства, отказавшись в его пользу от некоторых прав. Но государство не может отнять у человека основные права: право на жизнь, владение имуществом, свободу и равенство, сохраняется также право народа на восстание против деспотической власти. Государство обязано их охранять, поскольку естественные права возникли раньше, чем возникло государство. Эти неотчуждаемые права - границы власти и действия государства. Теория Дж. Локка об общественном договоре исходила из принципа, что созданное таким образом государство должно опираться на явное или хотя бы молчаливое согласие людей.

Государство - это совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников. Цель государства - общее благо.

Формы государства : демократия, олигархия, монархия (наследственная или выборная). Абсолютная монархия отсутствует, как противоречащая сути общественного договора ставящая короля выше закона. Смена форм, по Локку, - нормальное явление. Но идеальных форм не существует. Каждая из них не застрахована от вырождения в тиранию - политический строй, где имеет место «осуществление власти помимо права». Какую форму Локк считал наилучшей непонятно: однажды он назвал демократию совершенной формой, но не возражал и против конституционной монархии.

Учение о разделении власти. Дж. Локк разделяет государственную власть на три ветви: законодательную, исполнительную и федеративную.

Законодательная власть - основная (верховная), которая непосредственно вытекает из общественного договора.

Исполнительная власть - реализует на практике решения законодательной власти и осуществляет контроль за их исполнением. Суд - часть исполнительной власти.

Федеративная власть - регулирует отношения с другими государствами. Это, по сути, не что иное, как исполнительная власть в области внешних сношений.

Право. Высшая власть в государстве принадлежит закону, которому подчиняется власть исполнительная, но народ выше закона, поэтому «народ вправе отменить или изменить законы, если найдет, что они противоречат их делу». Следуя идеи естественного права, Локк советует правительству не изобретать законы, а находить их. Именно закон предшествует государству, а не наоборот. Признаки закона: стабильность и долговременность действия, равный для всех (для богатых и бедных), закон создается для блага людей, а не для их подавления.

Дж. Локк считается родоначальником идеи прав человека, ярко проявившейся в Декларации независимости США 1776 г. и Декларации прав человека и гражданина времен Великой Французской революции (1789). Дж. Локк считается и основоположником политического либерализма.

3.Немецкая школа естественного права XVII - XVIII вв.:

Существенные отличия социально-политических условий в Германии от обстановки в Нидерландах и Англии предопределили не менее существенные отличия в толковании и оценке учения о естественном праве, выводах из него у немецких мыслителей.

Усиление феодальной эксплуатации, политической и идеологической реакции, установление княжеского абсолютизма, окончательно утвердившегося в результате Тридцатилетней войны (1618-1648 гг.) и приведшего к возникновению в некоторых землях Священной Римской империи германской нации полицейского государства, существенно задержали не только социально-экономическое, но и идейное развитие страны. Идеология, получившая теоретическое обоснование в естественно-правовых учениях Голландии и Англии, приобретает в Германии весьма умеренное и во многом не самостоятельное истолкование. Немецким мыслителям были присущи лишь идеи разрыва с религиозным мировоззрением, противопоставления последнему разумного начала. В государственно-правовой науке эта тенденция нашла выражение в учениях С.Пуфендорфа, X. Томазия и X. Вольфа.

3.1. Учение о государстве и праве С. Пуфендорфа

Самуэль фон Пуфендорф (1632-1694 гг.) сын проповедника. Учился в Лейпциге, где занимался изучением международного права. Позже, в Йене, Пуфендорф изучал еще и математику. Пуфендорф осознанно сторонился научных степеней и поступил гувернёром к сыну шведского посланника при датском дворе, Койэта. Вместе со всей семьей посланника Пуфендорф был взят в плен. Во время восьмимесячного плена, Пуфендорф, не имевший при себе книг, занялся воссозданием в памяти прочитанных их трактатов Гуго Гроция и Гоббса и составил на их основе краткое систематическое изложение основ юриспруденции.

Пуфендорф возглавлял первую в Германии кафедру «естественного и международного права». Кроме этого Пуфендорф читал специальные лекции сыну курфюрста. В 1670 г. шведский король Карл XI пригласил Пуфендорфа в основанный им университет в Лунде на кафедру международного права. Затем через несколько лет он пригласил Пуфендорфа в Стокгольм и назначил его своим историографом и одним из советников. В Швеции Пуфендорф издал большую часть своих сочинений. В 1688 г. он пересилился в Берлин, где получил звание историографа. В 1694 г. Пуфендорф получил шведское баронство.

Система взглядов немецкого юриста Самуэля Пуфендорфа на общество, государство и право представляет собой эклектическое сочетание идей Р. Декарта, Г. де Г. Гроция, Т. Гоббса и Б. Спинозы.

Основные произведения: «Общий обзор элементарных начал юриспруденции», «О естественном и общенародном праве», « Обобязанностях человека и гражданина по закону естественному».

Подводя философский фундамент для своего воззрения на явления общественной жизни, С. Пуфендорф пытается следовать методу Р. Декарта и предлагает пользоваться в общественных науках, которые он называет «нравственными», теми же методами, какими пользуются в математике, то есть построить на ясных и бесспорных, как математические аксиомы, началах систему точных и убедительных доказательств всех положений, высказываемых относительно общества, государства и права.

По мнению С. Пуфендорфа, предметом общественных наук являются так называемые моральные вещи, которые в отличие от естественных вещей не существуют сами по себе и не воспринимаются человеческими органами чувств, а представляют только определения естественных вещей. К таким моральным вещам С. Пуфендорф относит семью, гражданство, право, государство и пр. Источником этих «моральных вещей» является сначала воля бога, а потом - человека.

Государство.

Происхождение государства. В своем понимании сущности государства и процесса его образования С. Пуфендорф придерживается естественно-правовой теории, отчасти примыкая к Т. Гоббсу и трактуя существо государственной власти и ее взаимоотношения с гражданами в том реакционном духе, в каком это требовалось для оправдания княжеского абсолютизма.

С. Пуфендорф отвергает средневековые теории образования государства - патриархальную, патримониальную и теологическую. Но делает он это для того, чтобы найти более рациональные основания для оправдания княжеского абсолютизма и сохранившихся в Германии феодальных отношений.

Признаки государственной власти. Основными признаками государственной власти С. Пуфендорф считает ее верховенство, независимость и неограниченность. Носитель верховной власти не ответствен за свои действия, стоит выше законов и не подчинен им. Все стороны верховной власти неразрывно связаны между собой и должны быть сосредоточены в ведении одного лица или собрания лиц.

Форма государства. Касаясь вопроса о форме государства, С. Пуфендорф отдает предпочтение монархии по тем соображениям, что власть в монархии не стеснена условиями места и времени. Он стоит за неприкосновенность власти германских князей и ограничение власти императора курфюрстами в том виде, как это установилось в Германии после Золотой буллы 1356 г., согласно которой император избирался курфюрстами.

С. Пуфендорф не допускает никакого сопротивления и неповиновения верховной власти, которую он считает священной и неприкосновенной. Подданные должны терпеливо переносить все притеснения и злобы государей. Если даже это становится невыносимым, то он рекомендует подданным либо переносить испытания, либо бежать от государя, но ни в коем случае не обнажать против него меч. Он допускает только некоторое ограничение власти государя сословным представительством.

Право. В учении о государстве и праве С. Пуфендорф, как и все представители естественно-правовой школы, говорит о естественном состоянии, считая его, подобно Т. Гоббсу, не исторической реальностью, а методологическим предположением.

Он отвергает положение Т. Гоббса, что в естественном состоянии «человек человеку - волк». С. Пуфендорф считает основанием естественного права разум, основным законом которого является требование мирной жизни между людьми.

По мнению С. Пуфендорфа, в естественном состоянии отсутствуют и божеские, и гражданские законы и действует только естественное право, представляющее собой стремление к свободе, к самосохранению, независимости и имеющее вечное и неизменное содержание.

3.2. «Основания естественного и общенародного права» Х. Томазия

Другим представителем школы естественного права в Германии XVII-XVIII вв. был Христиан Томазий (1655-1728 гг.). Содействовал основанию университета в Галле, где затем занимал должность профессора. В дальнейшем стал ректором. Боролся с процессами против ведьм. Будучи последователем Гроция и Пуфендорфа, внес заметный вклад в утверждение принципов естественного права в Германии, а также в разработку вопроса о соотношении морали и права.

Основное произведение: «Основания естественного и общенародного права».

Государство. Мыслитель считает важнейшей задачей своего времени освобождение философии и государства от влияния религии, приводя те же аргументы об универсальности разума, которыми пользовался С. Пуфендорф. Он считает, что государство не должно поддерживать какую-либо религию, так как задача государства ограничивается только обеспечением всякой веры от насилия. С другой стороны, он допускает возможность ограничения и даже запрещения распространения какого-нибудь «еретического» вероисповедания. Государь даже может выслать из страны опасного еретика. Но Х. Томазий отвергает возможность уголовного преследования ереси, ссылаясь на то, что уголовные наказания назначаются лишь за действия как проявления воли, ереси же представляют собой выражение мысли. Таким образом, Х. Томазий истолковывает установившийся в Германии после Аугсбургского мира 1555 г. порядок, по которому каждый князь определял религию своих подданных, в том смысле, что допускает не уголовное, а только административное преследование ересей.

Происхождение государства. Мыслитель возражает против распространенного тогда учения о божественном происхождении власти государей. Ссылки на изречение апостола Павла («нет власти не от бога») он опровергает словами апостола Петра, называющего государственную власть человеческим учреждением. Божественный характер имеет только всякий правопорядок как таковой, а не власть отдельного государя. В противном случае пришлось бы признать, что и власть цареубийц, узурпаторов и даже восставшего народа также происходит от бога.

Право. Пытаясь оправдать широкие полномочия знати и правящих, он делит людей на «глупых» и «мудрых», причем задачей вторых является установление правил поведения для всех. Характеризуя эти правила, Х. Томазий одним из первых попытался установить различие между правом и нравственностью.

Мыслитель считает, что главное зло, проистекающее из глупости людей, - нарушение внутреннего и внешнего мира. Задача «мудрых» состоит в восстановлении мира. Для разрешения этой задачи существуют два средства - совет и приказание: первое убеждает, второе принуждает. Нормы права отличаются от норм нравственности по признаку принудительности.

Он устанавливает также различия и в средствах осуществления совета и приказания. Эти средства должны применяться различными лицами. Совет применяется учителем, а приказание - государем. Это разграничение имеет то важное значение, что Х. Томазий в своем определении совета и приказания, следуя во многом Т. Гоббсу, в отличие от него считает необходимым изъять сферу духовной жизни человека из-под государственной власти, то есть высказывается против системы, принятой в полицейском государстве.

3.3.Прусский абсолютизм и учение о государстве и праве Х. Вольфа

Социальный характер немецкой школы естественного права обнаруживается также и в учении о государстве и праве Христиана Вольфа (1679-1754 гг.). В 1706 г., закончив обучение в Йене, Вольф становится профессором математики и философии в Халле. Вследствие обвинения в атеизме учёный был вынужден оставить должность и покинуть Пруссию. Он отправился в Гессен, где преподавал до 1740 г. в Марбургском университете. В том же году король Фридрих II пригласил философа назад в Пруссию, где он вновь начал преподавать в университете Халле. В 1743 г. Вольф стал ректором университета, на этом посту и оставался до конца своих дней. Одним из учеников Х. Вольфа был М.В. Ломоносов, который, однако, не разделял некоторых его воззрений.

Был иностранным членом Берлинской, Парижской и Петербургской Академий Наук, а также Лондонского Королевского Научного Общества. При жизни пользовался известностью и авторитетом в учёных кругах.

Основные произведения: «Разумные мысли о человеческих действиях и воздержаниях от действий», «Разумные мысли об общественной жизни людей», «Естественное право, исследованное научным методом».

Государство.

Происхождение государства . Вольф использует идею естественно-правового учения о договорном происхождении государства, чтобы дать оправдание прусскому государству. Государство, по его представлениям, должно вмешиваться во все сферы общественной и частной жизни, держать их под своей бдительной опекой; должно заботиться о том, чтобы подданные рано вступали в брак и тщательно воспитывали своих детей, должно привлекать к себе иностранцев и не выпускать от себя своих подданных; должно также заботиться о том, чтобы количество населения было в соответствии с наличием средств существования.

Выражая интересы немецкой знати, он заявляет, что государство должно бороться с праздностью и расточительностью. Оно должно определять качество и цены товаров, величину процентов по займам. Государство должно взять на себя заботу и о нравственном совершенстве подданных. Поэтому оно устраивает школы и академии, подбирает для них хороших преподавателей, следит за религией, строит церкви и устанавливает праздники. Хотя безбожие само по себе не ведет к безнравственной жизни, но это бывает только у разумных людей. А так как большинство людей неразумно и их можно сдерживать только страхом наказания в загробной жизни, то атеизм для таких людей представляет опасный соблазн, почему в обществе нельзя терпеть безбожников, когда они явно высказывают свое неверие.

Право. В государстве Х. Вольфа нет места для личной инициативы и свободы. Характерно в этом отношении и его определение права как свободы действий для исполнения обязанностей. В области уголовного права Х. Вольф оправдывает применение пытки, когда нет другого средства открыть виновного.

Эти взгляды Х. Вольфа соответствовали системе прусского абсолютизма, они получили законодательное выражение в кодексе патриархального деспотизма - в «Прусском земском праве».

3.4. Политико-правовые взгляды немецких просветителей

Идее княжеского абсолютизма, примирению с политической раздробленностью и оправданию феодальных порядков в работах С. Пуфендорфа, Х. Томазия, Х. Вольфа противостояло немецкое просветительство в лице Г.-Э. Лессинга, Ф. Шиллера и И.В. Гете.

Немецкие просветители были убежденными сторонниками национального единства Германии, врагами политической раздробленности, поддерживаемой феодалами. Они видели в раздробленности источник слабости Германии, приниженного положения немецкого народа, засилья феодальных деспотов. Вместе с тем они отрицательно относились к проповеди шовинизма и искусственно разжигаемой вражды к другим народам.

Родоначальником немецкого Просвещения является Готгольд-Эфраим Лессинг (1729-1781 гг.). Свое отрицательное отношение к княжескому деспотизму, проповедь прогресса, патриотическую идею свободы и независимости Германии он выразил в ряде философских и литературно-критических произведений, а также в драмах «Эмилия Галотти», «Натан Мудрый» и др. Если во времена Г.-Э. Лессинга саксонец считал себя только саксонцем, а пруссак - пруссаком, то сам Г.-Э. Лессинг прежде всего думал о немецком народе, боролся за его консолидацию, за победу прогрессивных сил над политической раздробленностью. Он выступает против религиозной и национальной нетерпимости, выдвигает идею равенства, защищает позиции «третьего сословия».

Великий деятель немецкого Просвещения Фридрих Шиллер (1759-1805 гг.) выражает сочувствие обездоленным крестьянам, осуждает помещика, «который дерет шкуру с своих крестьян», обличает княжеский абсолютизм, высказывается за право каждого народа на независимость.

Завоевание нидерландцами независимости он считал «одним из замечательнейших общественных событий». Но, подобно Г.-Э. Лессингу, он ищет выхода не в смуте народных масс, а на пути соглашения с феодалами, которых надеялся убедить в неправедности проводимой ими политики.

Вершиной немецкого Просвещения было творчество гениального ученого и поэта Иоганна Вольфганга Гете (1749-1832).

Он был непоколебим в своей критике феодального строя, в проповеди гуманизма, творческой активности свободной личности, сбросившей оковы средневековья. Он воспевал борцов за национальную независимость против деспотизма, провозглашал, что «лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идет на бой».

Учебно-методическая литература

  1. Антология мировой политической мысли. - М., 1997. Т. 1-5.
  2. Антология мировой правовой мысли. - М., 1999. Т. 1-5.
  3. История государственно-правовых учений. Учебник. Отв. ред. В. В. Лазарев. - М., 2006.
  4. История политических и правовых учений. Под ред. В. С. Нерсесянца. - М., 2003 (любое издание).
  5. История политических и правовых учений. Под ред. О. В. Мартышина. - М., 2004 (любое издание).
  6. История политических и правовых учений. Под ред. О. Э. Лейста. - М., 1999 (любое издание).
  7. История политических и правовых учений: Хрестоматия. - М., 1996.
  8. История политических и правовых учений. Под ред. В. П. Малахова, Н. В. Михайловой. - М., 2007.
  9. Рассолов М. М. История политических и правовых учений. - М., 2010.
  10. Чичерин Б. Н. История политических учений. - М., 1887-1889. Т. 1-5.
  11. История политических и правовых учений. 17-18 вв. - М., 1989.
  1. Беленький М. С. Спиноза. - М., 1964.
  2. Гоббс Т . О гражданине. - М., 1989. Т. 1.
  3. Гоббс Т. Левиафан. - М., 1989. Т. 2.
  4. Григонис Э. П., Кирия К. Д. Эволюция представлений о взаимоотношениях законодательной и исполнительной властей в учениях Локка и Монтескьё //История государства и права. 2008. № 9
  5. Гроций Г. О праве войны и мира. - М. 1994.
  6. Заиченко Г. А. Джон Локк. - М., 1973.
  7. Кечекьян С. Ф. Этическое мировоззрение Спинозы. - М., 1914.
  8. Мееровский Б. В . Гоббс. - М., 1975.
  9. Общественный договор или принципы политического неравенства // Трактаты. - М., 1990.
  10. Рахман Д. Дж. Локк. - Харьков, 1924.
  11. Сакетти А. Л. Гуго Гроций как ученый-гуманист, юрист и историк // Советский ежегодник международного права. - М., 1960.
  12. Соколов В. В. Спиноза. - М., 1973.
  13. Спиноза Б. Богословско-политический трактат. - М., 1957. Т. 2.
  14. Сатышев В. Е. Политико-правовые учения в Англии в эпоху буржуазных революций 17 века. - М., 1985.
  15. Токвиль А. Старый порядок и революция. - М., 1911.
  16. Хлебников Д. Н . К учению о праве у Гуго Гроция. - Харьков, 1916.
  17. Ческис А. А. Томас Гоббс. - М., 1929.

Вопросы для самоконтроля и подготовки к тестированию:

  1. Как Г. Гроций определял международное право?
  2. В чем особенности демократии согласно взглядам Б. Спинозы?
  3. В чем отличие взгляды на государство индепендентов, левеллеров и диггеров?
  4. Как Т. Гоббс представлял себе государство?
  5. Какие ветви власти выделял Д. Локк?
  6. Чем, по Руссо, отличается «общая воля» от «воли всех»?
  7. Как Руссо понимал народный суверенитет?

Мо-цзы (479-400 до н.э.) - древнекитайский философ, противник конфуцианства. Основной тезис учения Мо-цзы о «всеобщей любви и взаимной выгоде» - попытка своеобразного этического обоснования идеи равенства всех людей. Ему принадлежит и идея выборности первого правителя.

Тридцатилетняя война 1618-1648 - один из первых общеевропейских военных конфликтов, затронувший в той или иной степени практически все европейские страны. Война началась как религиозное столкновение между протестантами и католиками Германии, а затем переросла в борьбу против гегемонии Габсбургов.

Пуританизм (от лат. purus - чистый) - одно из направлений в протестантизме, сторонники которого требовали очищения протестантизма от остатков католицизма. Пуритане проповедовали аскетизм, строгость нравов, выступали против роскоши, требовали отделения церкви от государства.

Левиафан - в библейской мифологии огромное морское чудовище. В переносном значении - нечто огромное и чудовищное.

Пресвитериане - часть пуритан, выбиравшие проповедников общинами верующих, управляемыми пресвитерами вместо назначаемых короной епископов и клириков.

«Богословско-политический трактат» («Tractatus Theologico-Politicus»)

В этом сочинении Спиноза ставит своей целью доказать два тезиса: 1) религия может предоставить людям полную свободу мысли; 2) правительство без ущерба для государства может предоставить людям такую же свободу.

В процессе доказательства первого тезиса Спиноза обсуждает проблемы пророчества, «избранности» еврейского народа, особенности естественного и пророческого знаний Божественного закона, проблемы Божественности или рукотвориости Библии.

Спиноза исходит из концепции «двух истин» и считает, что для познания подлинной истины Библия не имеет особого значения. Для него авторитет - только разум, а не Священное Писание. Пророчество определено Спинозой как достоверное знание человеком какой-либо вещи, открытой ему Богом.

Первое пророчество присуще душе всякого человека как естественное знание. Это знание достоверно, и его источник - Бог. Но в повседневном смысле пророчество толкуют иначе - как знание, которое присуще не всем людям, а только пророкам. Знание от пророков считают превосходящим границы обычного естественного знания, полученного от Бога; а когда его передают людям, то тс принимают его уже на веру.

В Библии сказано только о двух способах общения Бога с людьми: через голос и через видение в форме галлюцинаций или снов. В непосредственную же связь с Богом вступал один только Христос. Спиноза пишет: «Понимая вещи истинными и адекватным образом, Христос был не столько пророком, сколько устами самого Бога», «Христос понял откровение согласно истине. А у пророков “видения” происходят посредством сверхразвитого у них воображения. В то же время пророки не отличались ни большим умом, ни большими философскими знаниями, чем их современники; их пророчества соответствовали их представлению о Боге и их темпераменту.

Не только евреям принадлежит дар пророчества. Их «избранность» заключена в особой цели - блюсти законы любви и добродетели, данные им Моисеем. Пока евреи чтили эти законы, длилось их избрание и их царство. С разрушением последнего они перестали быть народом избранным. Таков был закон, открытый пророкам.

Естественный Божественный закон, объясненный людям Христом, имеет отношение только к истинному познанию и любви Бога как высшему благу. Чем превосходнее предмет нашей любви, тем большей степени совершенства мы достигаем. Все, что основано на стремлении к познанию и любви Бога, можно назвать естественным Божественным законом. Этот закон тем отличается от закона, открытого пророкам, что он свойствен всем людям, выведен из свойств человеческой природы, не имеет необходимости опираться на историю, не требует от нас обрядов. Награда за соблюдение естественного Божественного закона заключается в нем самом - в познании Бога и свободной любви к Нему. Наказание же заключается в лишении этих благ, в служении одному лишь телу.

Для чего нужны религиозные обряды и знание священной истории? Ветхозаветные обряды были учреждены для сплочения евреев в единое царство и утратили значение с падением еврейского царства. Христианские обряды имеют схожую цель - сплотить христиан в единую церковь. Истины о Боге (как Творце, Управителе, Судье) в Библии нс доказаны разумно, а только пояснены для невежественного народа рассказами об истории евреев. Полезны лишь те места в Писании, которые усиливают в душе человека благочестие и послушание. Для добродетельного же человека чтение Библии необязательно, равно как и вера в чудо. Вера в чудеса ничуть не проясняет природу и провидение Божье.

Является ли вся Библия Словом Божиим? Для решения этого вопроса Спиноза подвергает Писание историческому исследованию (за два века до тюбингенской школы библейской критики). Чтобы написать историю Библии, следует, по его мнению, во-первых, изучить природу и свойства языков священных книг; во-вторых, собрать высказывания каждой книги; в-третьих, выделить из них главные; исследовать историческую судьбу каждой книги и ее автора; в-четвертых, узнать, каким образом все священные тексты были собраны в одну книгу.

С помощью такого метода анализа ветхозаветных книг Спиноза пришел к следующим выводам:

  • 1) эти книги написаны не теми людьми, имена которых они носят (Моисей нс мог быть автором Торы);
  • 2) фарисеи эпохи Второго храма собрали их в одну книгу, причем выбрали только то, что относится к закону Моисея, и отбросили то, что противоречило этому закону или нс упоминало о нем.

Спиноза также выявил ряд противоречий, повторений и разночтений в текстах различных книг Ветхого Завета. Из-за плохого знания греческого языка Спиноза не стал предметно оценивать книги Нового Завета, а ограничился общим вопросом, были ли апостолы пророками либо только учителями. Для правильного ответа он выбрал второй вариант и объяснил им происхождение многочисленных распрей в христианской церкви.

Итак, по Спинозе, историческое исследование Библии доказало, что она не продиктована Богом. И все же в Библии проповедуется истинная религия, понятная любому человеку. Она важна и необходима, приносит утешение для слабых разумом, полезна государству. Ничто поэтому нс мешает называть се Словом Божиим. Писание требует не толкования, а послушания; оно предоставляет людям полную свободу мысли. Причины ложных религий и суеверий многообразны: бессилие людей перед грозящими им стихиями, страх, невежество, незнание причин происходящего, обман в интересах правителей для держания народа в узде, фантазия и буйное воображение.

Первые люди знали только природу, жили в естественном состоянии без религии и закона (Спиноза не признает, что Адам был первым человеком). Природа учит не покорности Богу, а следованию своим влечениям. Древние люди не совершали греха, так как не знали закона. Потом, в условиях постоянного риска, люди решили добровольно подчиниться Богу. Но они не стали рабами, ибо раб есть человек, которого его господин заставляет поступать для своей пользы. Послушание же подданного, хотя и лишает его свободы, имеет при этом в виду пользу всего общества, а следовательно, и его личную.

Как должно быть устроено прочное государство? Когда евреи вышли из Египта и освободились от египетских законов, они вернулись к естественному состоянию. Затем, по совету Моисея, они - через свободный договор - передали свои природные права Богу, обязались повиноваться Его законам, избрали Моисея посредником между собой и Богом. Моисей предпочел придать еврейскому государству форму теократии с двумя отдельными властями: одна власть разъясняла законы и заповеди Бога, вторая управляла государством сообразно с этими законами.

Но вот многие евреи стали поклоняться золотому тельцу. Бог разгневался на них, изменил прежний договор, допустил к служению Ему только левитов. Между 12 коленами начались распри, приведшие к разрушению еврейского государства. Со времени Христа союз Бога с людьми записан уже не на камне, нс на бумаге, а запечатлен в сердце каждого человека. Из истории еврейского царства нужно извлечь такой урок: для религии и государства чрезвычайно вредно, когда служители церкви управляют делами государства, подчиняют Божественным законам мнения, которые могут быть предметом спора между людьми.

Теперь, когда Бог уже не заключает договоров с людьми, каждому из нас нужно предоставить свободу во внутренних сношениях с Богом. Правительство должно регулировать только внешнюю сторону религии - практику добродетели. Если подданный своими словами не возбуждает в людях ненависть и злобу против ближних, правительства и повинуется законам, то он имеет право свободно думать, судить и говорить. Если же правительство запрещает людям говорить, что они думают, то оно вызывает в них двоедушие, ведущее к общему упадку нравственности.

Как и Гоббс, Спиноза объясняет генезис общества теорией естественного права и общественного договора. Он полагает, что человеческая природа неизменно эгоистическая и что закон природы направляет каждого человека по пути самосохранения. Обуздать эгоизм способно только государство. Государство возникает, дабы обеспечить безопасность и взаимопомощь граждан, и требует сочетания эгоистических интересов граждан с интересами всего общества.

Политическая философия изложена в «Этике» Спинозы, но главным образом в «Богословско-политическом трактате» и «Политическом трактате». В значительной степени она вытекает из его метафизики, однако в ней обнаруживается также влияние учения Гоббса.

Самой лучшей формой государства Спиноза считал ту, которая предоставляет всем гражданам возможность участвовать в управлении государством, т. е. он считал себя сторонником демократии. В отличие от Гоббса, он оценивает монархию как не заслуживающую уважения. В неоконченном «Политическом трактате» Спиноза критикует Гоббса за его абсолютизм. «Государство, - говорится в «Этике», - которое стремится лишь к тому, чтобы его граждане нс жили в страхе постоянном, будет скорее безошибочным, чем добродетельным. Но людей нужно вести гак, чтобы им представлялось, что они не ведомы, но живут по своей воле и что решают свои дела совсем свободно, чтобы удерживаемы в узде были лишь любовью к свободе, стремлением увеличить имение и надеждой, что достигнут почетных мест в государственных делах».

В «Богословско-политическом трактате» (гл. 20) сказано: «Основная задача правительства не в том, чтобы господствовать и держать население в страхе, не в том, чтобы требовать повиновения, а наоборот, освободить каждого человека от страха, сделать так, чтобы он имел возможность жить в максимально возможной безопасности; другими словами, укреплять его естественные права: существовать и заниматься своими делами, не нанося вреда себе и другим. Цель правительства не в том, чтобы превратить людей из разумных существ в животных или марионеток, а в том, чтобы дать им возможность совершенствовать свои умственные способности и тело, применять свой разум без ограничений; не выказывая ненависть и злобу, не обманывать, не относиться к ним несправедливо и с подозрением».

Спиноза давал естественное объяснение пророчествам и чудесам. Философ подвергает острой критике религиозные представления об антропоморфизме, целесообразности мира, креационизме, провиденциализме, богодухновенности Писания, богоизбранности еврейского народа, первородном грехе, индивидуальном бессмертии, воскресении Иисуса Христа (считая Иисуса историческим лицом), о дьяволе как источнике зла. Политеизм, по мнению Спинозы, основывается на невежестве. А вот эгизированная современная религия, призывающая к любви к ближнему, по его мнению, мудра и справедлива. Спиноза осуждал клерикализм, обвинял священников во лжи, корыстолюбии, ненависти к диссидентам.

Защищая идею свободы совести, предопределившую его судьбу, Спиноза вместе с тем различает теоретическую и практическую стороны религии: вера - личное дело каждого, но исполнение практических предписаний, в особенности тех, которые касаются отношений человека к его ближним, - дело государственное. По убеждению Спинозы, религия должна быть государственной; всякая попытка отделить практическую религию от государства и создать внутри государства отдельную церковь ведет к разрушению государства. Государственная власть имеет право использовать религию как средство укрепления общественной дисциплины.

Главный девиз философии Спинозы заключается в его афоризме: «Свободный человек меньше всего думает о смерти, и его мудрость представляет собой размышление не о смерти, а о жизни».